Культурное мероприятие. Вчера столицу ЛНР посетил с творческим визитом известный российский писатель Захар prilepin. И я тоже решил приобщиться к искусству. В просторный лекционный зал ЛГАКИ стягивались остатки выжившей интеллигенции Луганска, с трудом заполнив его. Встретил Акентьева с его неизменной спутницей.
Первыми в зал вступили трое ополченцев с картонными ящиками, содержавшими в себе произведения литературы. Операторы немедленно атаковали их с камерами наперевес и начали общелкивать с разных ракурсов. Засим на трибуне объявился бритый мужик с внешностью сериального злодея и зачастил скороговоркой. Выступление началось.

"Я журналист, писатель, немного снимаюсь в кино и делаю музыку, но с сентября прошлого года занимаюсь и поставками гуманитарной помощи сюда, - начал он с рассказа о себе. - Прошло меньше месяца, как я был последний раз на Донбассе. И я, и особенно жена моя, не очень понимаем, где я все-таки живу. По большому счету сейчас жизнь моя происходит здесь. На Луганщине и в Донецком регионе происходит всё, что меня мучает, что меня касается, о чем я переживаю, что меня вдохновляет".
Основные моменты выступления: нация начинает формироваться с эпоса, нацкультуры. Русская литературная традиция, в отличие от западной, авторской – соборная (летописцы, переписывая источники, добавляли каждый свое), также в ней отсутствует понятие «прогресс», абсолютизируемое в европах. Поэтому славян, в т.ч. украинцев никогда в Европе не примут. Европа – это Франция, Германия и немного вокруг них – не далее. Уже Польша – обочина, с соответствующим к ней отношением, не говоря уж о Болгарии, Югославии и пр. Российская интеллигенция «за майдан» - не впервые. Еще в Крымскую войну середины 19 в Тютчев писал об этом, а до этого в начале века – великий Пушкин в стихотворении «Клеветникам России».
Занятный эпизод: когда на 10 минуте в зал вломилась кучка студентов и начали пробираться в задние ряды, писатель остановился и пошутил, что сейчас начнет выступление заново. И действительно, опять представился: Я писатель, представляю новую книгу… Но Славабогу, кратко, засим вспомнил о русской литрадиции и вернулся в русло. Речь зашла и о новой книге-сборнике: "Книга начинается с ряда моих статей, которые я сделал где-то за полгода до майдана. Там буквально по деталям расписано, как будет происходить переворот в Киеве, предрекал гражданскую войну. Речь шла о неизбежности событий".
Засим дело перешло к вопросам. Первым решительно взял слово толстый ополченец из-за моей спины: «Что такое Европа?»
Вкратце смысл ответа Прилепина сводился к тому, что это Запад и нам оно не надо.
Почему СССР проиграл идеологическую войну?
Много накосячил, много лишней крови было пролито.
(Я) Сможет ли Донбасс встроиться в современное Российское общество?
Да. Нет особо сильных различий между донбасскими русскими и жителями РФ.
Особо грамотные жители Луганска выявили знакомство с произведениями Прилепина «Санька» и «Черная обезьяна» и выразили ему свое восхищение за предвидение в описании Майданных событий.
Что ждет Новороссию?
Она будет. Новороссия уже никогда не вернется, не станет частью той Украины, которая существует сейчас. Я вчера общался с Моторолой и он выразил такую мысль, что мы отобъемся и если прикажут то и Харьков заберем.
Дождемся ли мы серьезного политического решения от РФ?
Оно уже принято давно. Новороссию не отдадут.
Благодарность за гумпомощь нуждающимся студентам (это озвучили старая знакомая Лена Бугаец, экс-главред «Известий Луганщины», а ныне – проректор ЛГАКИ).
Что изменилось в ваших воззрениях после Донбасса?
Ополченческое движение вызывает у меня гордость, что принадлежу к тому же народу, что и ваши ополченцы. Я удивлен и восхищен стоицизмом и силой местного населения, луганчан и донетчан.
Откуда такое редкое имя «Захар»?
По паспорту я Евгений Николаевич. Но когда начинал как журналист, практически в одиночку заполнял большую газету материалами – пришлось брать несколько псевдонимов. Имя – в честь моего деда, понравилось, и когда вышла первая книга, так случилось, что под именем «Захар». Вот как то так и пошло.
В одной из книг очень достоверно описаны лагеря.
Из биоподробностей: среди моих родственников было много сидевших (Писатель назвал цифру 150, но будем считать это художественным преувеличением), да я и сам… 6 лет проработал в системе ИТК.
Кого из современных писателей вы считаете лучшим? (интересный вопрос и интересный ответ)
Михаил Тарковский (да, родственник), Александр Терехов, Олег Ермаков (этого знаю).
А Лимонов?
Ну, Лимонов конечно, оказал большое влияние, дерзкий, непримиримый, единственный политик, которого никто не подкупил и не запугал. Предсказатель будущего еще в статьях конца 1980-х.
Расскажите о своей работе в кино
(Превосходный юмористический мемуар как детишки уговорили сниматься, как предложили роль киллера, как падал 25 раз с красными чернилами, как потом предложили роль главзлодея, а потом тюремного охранника… + скептический отзыв об экранизации режиссером Учителем повести «Восьмерка»).
Полуторачасовая встреча с гостем из России завершилась традиционно: граждане ломанулись за книгами и автографами. Я тоже решил не отставать.
Вот теперь сижу и читаю «Патологии» с автографом.