История Новороссийской губернии начинается весной 1764 г., когда Екатерина II собственноручно вписала это название в доклад сенаторов братьев Паниных о реформировании Новосербского корпуса.
Новой Сербией назывались военные поселения, располагавшиеся между Южным Бугом и Днепром, на границе с владениями Речи Посполитой, Османской империи и землями Вольностей Войска Запорожского. Затем, в течение года в состав губернии были включены Украинская линия, (система пограничных укреплений и прилегающих к ним слобод) протянувшаяся от Днепра к Северскому Донцу, и земли на Донце — Славяносербия, Бахмут (в советское время Артемовск) и Тор (современный Славянск) с округой.
Вытянувшаяся своеобразной «колбасой» губерния, по сути, представляла собой военизированную границу — фронтир. Военнообязанным населением были гусары-сербы (а также черногорцы, молдаване, волохи, венгры), малороссийские казаки, которых перевели в пикинеры (русский аналог польских уланов) и однодворцы — потомки разнообразного московского служилого люда, которых Екатерина II перевела в ранг государственных крестьян.
Последний татарский набег
В начале 1760-х годов в Польше начался очередной политический кризис, который вылился в восстание части шляхты против российского вмешательства в польские дела — Барскую Конфедерацию. Россия хотела видеть единую пророссийскую Польшу, где православие бы получило официальный статус, но натолкнулась на бешеное сопротивление католической церкви, части шляхты и маячившей за ними Франции.