Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет dolboeb ([info]dolboeb)
@ 2008-02-04 23:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Заметки на полях эсквайровской лицензии
Эту запись про копирайт я б выложил в посты обо мне в [info]anton_nossik@lj, однако ж, увы, не имею на это никакого решительно времени, поэтому пишу тут. А о копирайте там напишу ещё развёрнуто, благо заявок таких получил немало.

В сообществе [info]esquire_lj@lj только что выложены согласованные между редакцией и юридической службой издателя правила использования фотографий из журнала, коммерческая и некоммерческая версии.

По этому поводу составился комментарий, которому в сообществе Эсквайра не место, т.к. он мой, а не редакционный. Публикую его здесь.

Стоит обратить внимание на то, что свободные условия некоммерческого использования, визированные юристами Эсквайра, не являются ни общепринятой нормой, ни данью духу или букве действующего в России законодательства об авторском праве (которое скорее наоборот направлено на отмену самих понятий public domain и правомерного использования). Это всего лишь добрая воля редакции данного конкретного журнала, которая не может по умолчанию распространяться на любые иные издания, даже в пределах того же ИД.

Сам тот факт, что до настоящего времени мы не были свидетелями никаких серьёзных копирайтных конфликтов по факту размещения чужих текстов, графики, музыки и видео в ЖЖ, не может служить заменой юридической и правовой норме (хотя впоследствии могут стать её источником). В ToS явным образом прописана обязанность блоггеров блюсти авторские права, а в Policy — отдельный подраздел про порядок устранения таких нарушений, основанный на требованиях действующего законодательства США.

Вся мировая блогосфера явочным порядком практикует «алгоритм Мошкова», основанный на допущении, что перепечатка объектов АП в блогах есть форма допустимого, личного некоммерческого использования, так же, как размещение книги в публичной библиотеке в общем случае не рассматривается правообладателем как нарушение его прав. Отличие случая бумажных публичных библиотек от Мошкова и блогосферы состоит в том, что библиотеки защищены прямым текстом специальных законов, тогда как нам с Максимом приходится полагаться на добрую волю правообладателя.

Троллям, которым покажется соблазнительным после таких объяснений скопом обвинить всех блоггеров в противоправных деяниях, замечу, что для подобных обвинений нет ни малейших правовых оснований. В самом деле, мы в блогах ходим по тонкому льду и находимся под угрозой санкций не потому, что нарушаем законы, а потому, что законодатель внятно не провёл границы fair use применительно к блогам. Это не наша вина. Законы всегда запаздывают относительно сферы, которую они призваны регулировать, вспомним Жилищный кодекс, разрешивший россиянам сдачу квартир внаём и одновременное владение двумя квартирами лишь в 2004 году.

Однако же основным источником законов, описывающих новые сущности, и в жилищной сфере, и в технологиях, является сложившаяся практика. Совместными усилиями правообладателей, библиотек, музыкальных, фото- и видеохостингов, а также блоггеров сегодня складывается эта самая практика. И она вполне однозначна. Десятки тысяч произведений, созданных несколькими тысячами авторов и изданных сотнями издательств, размещены у Мошкова, где их читают миллионы людей. Претензии имеют двое: Эдуард Геворкян и некая юридическая фирмёшка, в голодный год за кило картошки купившая у наследников Пастернака права на его переводы. Не Сорокин, не Пелевин, не Маринина, не Акунин и не Стругацкий. Есть прямая логика и польза в том, чтобы убрать из Интернета труды Геворкяна, но ни в коем случае не распространять чистку каталога либры на авторов, согласных присутствовать в библиотеке. Следовательно, в Законе должна быть прямо прописана норма о допустимости размещения литературы в публичных библиотеках — за исключением случаев, когда оно прямо запрещено правообладателем (что давно уже сказано в ст. 19 ФЗ Об АП и СП, осталось лишь вписать туда и в ФЗ «О библиотечном деле» онлайновые библиотеки).

Применительно к блогам наблюдаем аналогичную историю, только масштаб её на несколько порядков шире и глобальней, чем с библиотеками. Миллионы блогов содержат объекты АП. Правообладатели об этом прекрасно осведомлены, возражений не имеют, сами стимулируют такие перепечатки, создавая для них удобные экспортные модули, систематически используют trackback и ценят блогосферу как эскпертное сообщество для непредвзятой сторонней оценки своих продуктов. При этом случаев, содержащих намёк на основание считать републикацию в блогах правонарушением, что-то не видно. Если кто-то против, он просто шлёт cease and desist letter тому, кого считает нарушителем, или его хостинг-провайдеру через службу поддержки. Нарушение устраняется без судебных исков и даже без санкций к нарушителю... Но тенденция однонаправлена: с каждым годом бесплатной легальной музыки на imeem.com, last.fm и иных хостингах становится больше, а не меньше, причём инициатива по легализации принадлежит как раз санкционирующим лейблам. Поэтому в долгосрочной перспективе законы об авторском праве будут откорректированы таким образом, чтобы учесть общепринятую практику: закрепить за недовольными единицами право изъятия своих продуктов из свободного оборота, остальное внятно объявить допустимой формой использования при обязательных условиях неконкурирования с первоисточником (что более существенно для fair use test, нежели коммерческий или некоммерческий характер использования).


(Добавить комментарий)


[info]komi_kadze@lj
2008-02-04 17:32 (ссылка)
На сайте уже вывесили свежий номер (http://komi-kadze.livejournal.com/71629.html?format=light)
Что ждать из него ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kitp@lj
2008-02-04 17:44 (ссылка)
http://www.esquire.ru/articles/30/

тоже мне вывесили

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]komi_kadze@lj
2008-02-04 17:55 (ссылка)
дак и предыдущие анонсы были такими Же...ЖеЖе может помоЖет журналу стать хоть немного интерактивнее :)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kitp@lj
2008-02-04 17:56 (ссылка)
ну да
но вплоть до 20-каког-то справлялись без жж :-(
впрочем если в жж будет верстка, это супер - журнал выписывать в Израиль очень дорого. а сайт все равно не сравнится с журналом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]komi_kadze@lj
2008-02-04 18:16 (ссылка)
"коммуникабельность" сайта довольно низкая.
Сделано забавно, но мудрено...
А наличие сообщества зачастую как ни странно становится необходимым условием коммерческого успеха...
А верстка действительно бы не помешала. Сам не спец, но хорошие работы вдохновляют...
После прочтения в реале журнал не имеет послевкусия "антипутинизма", которое ему пытаются приписать :))

Да... замечательные работы (http://www.kitp.ru/blog/magazine/?5)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kitp@lj
2008-02-04 18:39 (ссылка)
ну, у них есть хорошая страница http://www.esquire.ru/map/ на которой навигация отличная :-)

спасибо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]komi_kadze@lj
2008-02-04 18:54 (ссылка)
согласен... "уютная" страница,
но вокруг нее не создать так необходимый ажиотаж :)))

(Ответить) (Уровень выше)

Знак копирайта - это печать Сатаны.
[info]ros_sea_ru@lj
2008-02-04 17:32 (ссылка)
Современный копирайт - порождение ехидны.

Он защищает не права авторов, а права правообладателей,
то есть права спекулянтов и ростовщиков на рынке авторского права.

Впрочем,
в век рухнувших заповедей
и ввиду приходи антихриста -
это совершенно неудивительно.

Знак копирайта - это печать Сатаны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Знак копирайта - это печать Сатаны.
[info]evgenytumanov@lj
2008-02-05 14:38 (ссылка)
Вы все еще против частной собственности и все еще надеетесь на построение коммунистического общества в отдельно взятой стране: блогосфере?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Знак копирайта - это печать Сатаны.
[info]ros_sea_ru@lj
2008-02-05 16:10 (ссылка)
Да, я против частной собствености
на крупные средства производства
(но, За на личную собственность и мелкие,
иногда средние, производственные объекты)

Коммунизм - светлое будущее всего человечества.

Вы разве не знали ?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_nodong@lj
2008-02-04 17:43 (ссылка)
и вроде понимаешь, что оно ведь тоже оправдано, а с другой стороны слово "копирайт" начинает восприниматься как зараза.
тем более когда не зарабатываешь, а просто публикуешь.

да, да - знаю...

(Ответить)


[info]oleg_kozyrev@lj
2008-02-04 18:04 (ссылка)
придерживаюсь тех же правил

разве что объекты АП большого объема у себя не перепечатываю, просто даю ссылку

(Ответить)


[info]ailon@lj
2008-02-04 23:50 (ссылка)
В душе я тремя руками за онлайн-библиотеки, но, глядя со стороны правообладателя, я не очень понимаю, чем онлайн-библиотека отличается от онлайн-продавца ебуков? Чем оффлайновая библиотека отличается от книжного магазина значительно понятней.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_fal_con@lj
2008-02-06 10:18 (ссылка)
Очевидно, тем, что продавцы - извлекают прибыль из продажи не принадлежащего им контента, а библиотека - нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ailon@lj
2008-02-06 10:26 (ссылка)
В тот момент, когда библиотека не извлекает прибыли, давая вам скачать бесплатно, и легальный магазин не извлекает прибыли.

Оффлайновая библиотека вам книгу дает во временное пользование, а онлайновая реально в постоянное.

К тому же практически во всех онлайн библиотеках крутится реклама, стоят партнерские ссылки на книжные оффлайн-магазины и т.п. Так что тут нельзя сказать, что они не извлекают прибыли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_fal_con@lj
2008-02-06 10:31 (ссылка)
Легальный магазин - не извлекает прибыли? А засчет чего же он тогда существует?

На Гугле тоже крутится реклама. В таком случае, гугл также можно обвинить в извлечении прибыли за счет чужого контента - который он индексирует. Вместе с тем, если кого-то из правообладателей вдруг постигает жестокий приступ жабьей болезни - он пишет в гугл письмо, с просьбой исключить такой-то ресурс из рассмотрения. Или ставит в хтмл-е соответствующие тэги. В общем, тем или иным образом явно заявляет о своем несогласии. И в результате продает свои говнокнижки/говнофильмы/говномузыку в ларьке у дома, вместо того, чтобы стать известным на весь мир. Выбор в общем простой...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ailon@lj
2008-02-06 10:42 (ссылка)
Не получает прибыли лично с вас и с конкретно той книги, которую вы скачали в онлайн-библиотеке вместо того, чтобы ее купить в онлайн-магазине ебуков.

Я просто говорю о том, что имхо не разумно ставить знак равенства между онлайн-библиотекой и оффлайн-библиотекой. На сегодня российская онлайн-библиотека - не что иное, как онлайн-магазин, который "продает" книги бесплатно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dolboeb@lj
2008-02-06 11:51 (ссылка)
не разумно ставить знак равенства между онлайн-библиотекой и оффлайн-библиотекой

А Вы не цепляйтесь к словам. Трудно Вам проглотить интернет-библиотеки, забудьте про них. Посмотрите на офлайн-библиотеку изолированно, как будто бы Интернета никакого нет в природе.

Попробуйте мне объяснить, каким образом может бесплатное прочтение книги в офлайновой библиотеке НЕ конкурировать с покупкой той же книги в магазине, и НЕ приводить к гипотетическому снижению прибылей продавца.

Никаким. Если человеку до такой степени нужна книга, что он за ней в библиотеку попёрся, значит, и купить бы не переломился. Особенно если б в библиотеке найти не удалось. А удалось найти - вот и не купил.

Офлайновая библиотека однозначно есть способ дать многим людям читать бесплатно вместо покупки. Логики авторских интересов в легализации такого конкурента нет. Только логика защиты общественных интересов, поскольку законодатель о них помнил, и искал баланса. В 4 части ГК такого баланса не просматривается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ailon@lj
2008-02-06 12:05 (ссылка)
Не бедному человеку проще заплатить разумную цену за книгу, чем оторвать жопу от дивана и пойти записаться в офлайновую библиотеку. Пойти в онлайновую библиотеку ничем не сложнее, чем в магазин.

Я лично много раз не купил ебук в онлайн-магазине потому, что бесплатно скачал его в онлайн-библиотеке. Не скажу, что купил бы все, что скачал, но многие точно купил бы. Только зачем покупать, если официально раздают бесплатно?

Я как потребитель очень рад бесплатным онлайн-библиотекам, но вполне понимаю, чем могут быть недовольны авторы и их агенты & co.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dolboeb@lj
2008-02-06 11:44 (ссылка)
Так что тут нельзя сказать, что они не извлекают прибыли.

Вы путаете прибыль с выручкой.
Некоммерческое предприятие - такое, целью которого не является извлечение прибыли, а не такое, которому запрещено прикасаться к деньгам в принципе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ailon@lj
2008-02-06 12:07 (ссылка)
"А Вы не цепляйтесь к словам." (c) dolboeb на пару строчек выше :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]allachehova@lj
2008-07-31 12:36 (ссылка)
ммм...

(Ответить)