dr_bogdanov
dr_bogdanov
........ .............. .. ....................

March 2024
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Маленькие герои Большой Войны

В тот далекий июньский день известие о начале войны словно взрывом ворвалось в дом каждого русского человека. В одночасье перевернулась жизнь миллионов людей. У детей забрали то, что должно было стать самым счастливым и беззаботным временем, - детство. Дети той поры едва ли не наравне со взрослыми брались за самую тяжелую работу, выхаживали раненых, не зная страха вместе с партизанами не давали врагу ступить на родную землю, погибали как настоящие герои. Сегодня, накануне празднования 67-й годовщины победы в Великой Отечественной войны, мы решили рассказать о подвиге тех, кого воспитала война, о тех, кто засыпал под звуки бомбежки, о тех, чье детство принято называть «опаленное войной».

Лев Боченков: Мама хотела отгородить нас от войны одеялами

Курский журналист и поэт Лев Боченков встретил войну восьмилетним мальчиком. Тогда он жил в г. Щигры Курской области, недалеко от железнодорожного вокзала. Многие свои детские впечатления о том времени Лев Николаевич выразил в стихах, сквозной темой которых, что неудивительно, стала тема войны.

Детство Льва Боченкова закончилось тогда, когда война обрушилась на любимый край. «Отец ушел на фронт, во время оккупации мы остались с мамой и маленьким братишкой, - вспоминает поэт. - Он тогда еще не понимал, что происходит, почему мама спешила затемнять окна, когда начиналась бомбежка: она одеялами хотела нас от войны отгородить».

В военное время дети вынуждены были трудиться. День за днем они проводили в поисках пищи, причем искали пропитание не только для себя и своих родных, но и для раненых, которые лежали в госпитале. «Мы собирали колоски, лебеду, хоть какие-то крохи, чтобы не умереть с голоду», - рассказывает Лев Боченков. Дети помогали медицинским сестрам, санитаркам выхаживать раненых.

 

Лев Боченков - поэт, журналист

Отец Льва Боченкова, Николай Ильич, в довоенное время работал лесоводом. Во время войны его сын прятал лесхозных лошадей от фашистов. Некоторых лошадей приходилась гнать в лес, к партизанам. К слову сказать, в рядах партизанов были и дети, и они тоже совершали подвиги. «В своем стихотворении «Смородина» я рассказываю о «маленьком Иване Сусанине», ему тогда было не больше 15-ти лет, - говорит Лев Боченков. - Он завел фашистов в трясину, откуда в живых уже не выбрался никто — ни немцы, ни тот паренек. Мы тоже помогали партизанам, очень сильно рисковали. Никогда не забуду, как наших учителей на наших же глазах повесили фашисты».

То, что пришлось пережить юному поколению в те годы, безусловно, закалило его, сделало сильным — и физически, и психологически. Современной молодежи, по словам нашего собеседника, сегодня тоже весьма непросто. «Наши школьники учат историю по нескольким учебникам, в каждом из них все по-разному написано, - делится Лев Боченков. - На ветеранов Великой Отечественной войны ребята смотрят как на инопланетян, их «живые» рассказы, к примеру, о Курской, о Сталинградской битвах с удовольствием слушают не только дети, но и их учителя. Я, признаюсь, сам с удовольствием слушаю повествования ветеранов, ведь эти люди непосредственно прикасались к войне». По мнению курского писателя, подобные встречи молодого поколения и участников ВОВ просто необходимы в современной жизни.

Немало забот легло на плечи юных курян и после окончания войны. Лев Боченков был в рядах тех, кто в те далекие годы принимал участие в восстановлении Курской земли, в частности он занимался посадкой Гуторовского леса, озеленением города. «Я вырастил сына, посадил не одно дерево, правда вот дом не построил, получил уже готовую квартиру от государства», - улыбается Лев Николаевич.

Более 20-ти лет он работал редактором газеты на заводе РТИ, освещая все достижения рабочего класса. За трудовые успехи награжден Орденом «Знак Почета».

К вопросу о смысле жизни Лев Николаевич подходит очень философски: «Годы уже берут свое, мечтать о чем-то особо не приходится. Вот многие говорят, смысл жизни потерян. А я говорю всегда так: смысл в том, чтоб жизни эстафету нести достойно в свой этап. Сколько отмерено жить человеку, столько и нужно нести достойно эту жизнь, - убежден курский поэт. - Задумайтесь, молодежь, ради того ли наши ветераны воевали, чтобы сегодня с горечью и болью в сердце видеть весь этот криминал, процветающие наркоманию и алкоголизм, особенно среди молодого поколения?».  

Владимир Музалёв: В партизанском отряде не было место национализму

Владимир Фёдорович Музалёв, родился в посёлке Георгиевский, Хомутовского района, в 1931 году. Как говорит Владимир Фёдорович, детство кончилось с приходом войны. На тот момент он закончил три класса, ему было всего 10 лет.

Ветеран помнит всё, каждую деталь: как началась война, как приходили повестки, как провожали на фронт, как отбирали лучших лошадей. Всё это осталось в памяти, как будто это было вчера. Семья Музалёвых была небольшая по тем временам - отец, мать, маленький Володя и две старшие сестры. Отец ушёл на фронт и попал в плен, но ему удалось убежать, с третьей попытки. Чтобы выжить в тяжелое фронтовое время всем приходилось работать с утра до вечера.В 1943 году маленький Владимир пошел работать. В свои 12 лет он умело обращался с косой и лопатой, ухаживал за скотиной и колол дрова.

С немецкими солдатами встречался не раз. Помнит, как они приходили и грабили деревни, отнимая последнее. В деревне царил голод, но они не брезговали ничем, брали всё. Вспоминает, что в основном брали яйца, очень любили молоко. И называли жителей «русиш швайн», то есть русскими свиньями. Зато к себе они требовали особого уважения, обращаться к ним было можно только - пан-немец или господин.

В 12-летнем возрасте, вместе с отцом Фёдором Лаврентьевичем и семьёй, Владимир попал в партизанский отряд имени Дзержинского второй Курской партизанской бригады, который располагался в Хинельских лесах Брянской области.

Семья Музалёвых

«В партизанских отрядах воевали люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, грузины - но никакого национализма не было. Всё были равны и дружны. Если голодали, голодали все. Если ели, так делили поровну. Горе и радость переживали вместе», - вспоминает ветеран. Условия, в которых жили партизаны, были жёсткими. Жили и спали в землянках. Спали одетыми, отчего было много неприятных болезней. Зимы в то время были суровые, снежные и морозные. Топили землянки печкой-буржуйкой, днём и ночью, чтобы согреться. А вот дрова для них приходилось брать почти в трёх километрах от лагеря, чтобы не нарушать маскировку. Но даже маскировка не спасала от бомбёжек. С самого утра, один за одним, снаряды падали на землю. Конечно, все разбегались и прятались в лесу. Но в один момент, замешкавшись, Владимир Фёдорович остался в своей землянке. Снаряд упал в полуметре от неё. Итогом этого взрыва стала контузия. Но это не единственное ранение Владимира Фёдоровича.

В 1943 году Владимир Фёдорович получил пулю в грудь. «Как-то я стоял на опушке леса и не заметил, как ко мне подошел немецкий солдат. Какое-то мгновение мы молча смотрели друг на друга, но как только я хотел закричать, он выстрелил в меня. Пуля пробила грудь на вылет. Меня обожгло огнем, кровь захлестала ручьем. Пробую дышать - а из груди идет какой-то свист. Я подумал, что это конец, и так захотелось увидеть мать... Это помогло мне собраться с силами, я снял пальто и побрел в сторону лагеря. Но вскоре потерял сознание». Очнулся он уже в землянке (раненого мальчика подобрали партизаны), грудь была туго утянута полотенцем, а рядом вся в слезах сидела мать. Несколько дней Володя боролся со смертью: терял сознание, приходил в себя. «Я был уверен, что не выживу. Но потом дело пошло на поправку, молодость победила смерть», - философски замечает ветеран.

Партизаны, конечно, не отсиживались в лесу, каждый день совершали рейды по немецким войскам. Они совершили 169 боевых операций, уничтожили около 6 тысяч немцев и их союзников, уничтожили 99 автомашин и семь складов. Это конечно не все заслуги отряда, в котором и находился Владимир Фёдорович. Победы давались большой ценой. В борьбе с врагом курские партизаны потеряли более 600 своих товарищей. Владимир Фёдорович всячески пытался помочь отряду, каждое утро ходил в хозяйственный взвод, водил лошадей на водопой.

Трудно было после войны вернуться к прежней жизни. Но таково была судьба всего русского народа. Дом семьи Музалёвых сожгла фашисты. Им некуда было вернуться. Жизнь начинали с нуля. Война унесла много жизней, и не обошла стороной семью Владимира Фёдоровича – погибли любимый дядя и два двоюродных брата, вот цена за победу.

В 1950 Владимир Фёдорович закончил десять классов и получил аттестат зрелости. Его мечтой было поступить в военное училище, но пулевое ранение дало о себе знать и парня по состоянию здоровья не приняли. Поэтому он поступил в зооветинститут в Воронеже на ветеринарный факультет, который закончил в 1955 году.

40 лет он работал ветеринарным врачом в Курском районе. Со слезами на глазах Владимир Фёдорович признаётся, что до сих пор, спустя много лет, ему до сих пор снятся сны, где он возвращается в то, военное время. Не за награды воевал Владимир Фёдорович, а за победу. Но на его груди сверкает более десятка медалей и орденов.

Владимир Музалёв

Владимир Фёдорович редко остаётся без внимания, вот и сейчас, в преддверии праздника победы, он главный гость всех торжеств. Его приглашают в школы и различные детские учреждения, чтобы из первых уст дети услышали историю родного края и Родины. Из всех его знакомых и друзей все меньше тех, которые помнят ужасы войны.

Сейчас у Владимира Фёдоровича два взрослых сына и две прекрасные внучки. «С горечью вспоминая свои трудные, военные годы, я все больше убеждаюсь, что самая прекрасная пора - детство. Я хочу, чтобы мои внуки и потомки никогда не узнали, что такое война».

Анатолий Сараев: До сих пор перед глазами стоят первые дни войны

Анатолий Фролович Сараев родился 8 сентября 1926 года в селе Сараевка Солнцевского района Курской области. Его семья, в которой воспитывалось двенадцать детей, была по-настоящему дружной. «Самым главным для нас было взаимопонимание и уважение. Родители воспитывали в нас почтение к старшим, трудолюбие, отзывчивость», - вспоминает Анатолий Фролович.

Четыре класса начальной школы он окончил в селе Сараевка, с пятого - начал ходить в Дежевскую неполную среднюю школу. «До нее приходилось добираться семь километров пешком. Пропускать занятия было нельзя: строгий директор чутко следил за посещаемостью и обязательно спрашивал у прогульщиков, почему их не было на уроках», - рассказывает Анатолий Фролович.

Именно в это время Толя Сараев приобщился к общественной работе - стал пионером, командиром отряда. «Я закончил семь классов с хорошим результатом: половина четверок и половина пятерок. Поэтому мне порекомендовали учиться дальше, и я смог поступить в Никольскую среднюю школу. В нее ходили ребята из близлежащих сел, поэтому было много классов. С восьмого класса я стал круглым отличником, начал играть на балалайке, заниматься в различных кружках», - делится Анатолий Фролович.

Анатолий Сараев

Любимыми предметами для него были история, география, геометрия, алгебра. Но круг интересов простирался далеко за их границы. «В школе нас научили оказывать первую медицинскую помощь, в подвале проводились стрельбища. За успехи в стрельбе меня удостоили звания «Ворошиловский стрелок». Это была редкая награда, ее мало кто получал», - вспоминает Анатолий Фролович. В те дни он даже подумать не мог, что школьные навыки стрельбы сослужат ему большую помощь во время войны.

В июне 1941 года Анатолий Фролович со своими родителями отправились в районный центр – Солнцево. «У родителей были свои дела, я собирался купить учебники и тетради к новому учебному года. Мы были на центральной площади, когда по радио Вячеслав Михайлович Молотов объявил о том, что Гитлер, без объявления войны, напал на Советский Союз. Все были в шоке: у женщин на глазах наворачивались слезы. Мы же скорее отправились домой, ведь, раз началась война, должны были забрать старшего брата Костю, который родился в 1905 году», - вспоминает этот ужасный день Анатолий Фролович.

Когда они вернулись домой, там уже был «гонец» от райвоенкомата. Он ездил по дворам и оповещал всех, кто подходил по возрасту для срочного призыва в армию, о том, что на следующий день им нужно будет собраться в центре села и быть готовыми отправиться на войну. Призыву подлежали мужчины, родившиеся до 1910 года. «Их всех забрали на следующий день в солнцевский военкомат, а потом на фронт. Перед моими глазами до сих пор стоит эта картина: в повозках из нашего села увозят мужчин, а женщины бегут за ними следом, на ходу вытирая слезы. Лишь только повозки заворачивали за поворот, многие жены, дочери падали на землю и лежали так, пока не успокаивались хоть немного», - рассказывает наш собеседник.

Директор школы, где учился Анатолий Фролович, собрал все старшие классы и объявил, что с этого дня у них не будет занятий. Вместо этого ребята должны оказать практическую помощь Советской Армии. Школьников вместе с учителями мобилизовали на сооружение полевых аэродромов в Солнцево: они должны были выравнивать землю, рыть ходы, соединяющие доты, сооружать противотанковые рвы. Так продолжалось до осени, а потом в районе появились первые раненые. Их встречали и обязательно расспрашивали о родственниках, друзьях, знакомых: видели ли их, живы ли они.

Во время очередных работ над сооружениями противотанковых рвов Солнцево впервые обстреляли фашисты. «Сначала мы услышали нарастающий гул, а потом увидели самолет и свастику, изображенную на нем. Он скидывал на нас пакеты с афишами и малокалиберные бомбы. От взрывов мы попрятались в рвы. Самолет облетел нас трижды, повредил железнодорожные стрелки и вагоны поездов, которые стояли на железной дороге, располагающейся рядом с тем местом, где мы рыли рвы», - рассказывает Анатолий Фролович.

Тем временем линия фронта все приближалась. В Солнцевском районе стали организовывать подполье, многие пошли в партизаны. Из сел спешно эвакуировали скот, технику. А потом началась оккупация. «Мы сидели по домам, с закрытыми окнами. Нам было запрещено общаться друг с другом. А линия фронта была мигрирующая: то немцы завоевывали что-то, то наши войска оттесняли их. Когда был прорван Юго-Западный фронт и взят Харьков, многие мальчишки побежали на Старый Оскол, чтобы добровольцам пойти в армию. Большинство из них тогда попали в концлагеря. Мне повезло: к врагу я не попал, но домой пришлось возвращаться ночами, и на это ушло более двух недель. В то время мне было 16 лет», - вспоминает Анатолий Фролович.

В то время все пытались оказать посильную помощь армии: ребята ходили в разведку. «Тогда мы не оценивали важность этих поступков: осознание этого пришло гораздо позже. Двух моих одноклассниц расстреляли - они учились в Обояни, были разведчицами. Их сдали фашистам», - рассказывает Анатолий Фролович.

В 1943 году войска под командованием Черняховского отбросили линию фронта до Льгова. Шесть месяцев жители села Сараевка провели в оккупации. За это время Анатолий Фролович стал комсомольцем, и у него появилась мечта попасть в армию.

«Меня с друзьями выгоняли с медкомиссии. Так, одна врач сказала, что какая нам армия, если подмышками даже волосы не растут. Тогда мы – четыре парня, - добровольцами пошли в город Картояк Воронежской области. Солдаты из нас были смешные – даже пилотка была большой.

Сформированный эшелон, куда попали и мы, отправили в Чувашскую республику. Во время пути наш поезд пытались разбомбить – кто смог, спрятались в окопы зенитной батареи. А я так устал, что заснул и даже не услышал звуки бомбежки», - делится Анатолий Фролович.

В Чувашской республики в запасном полку общей подготовки будущие солдаты начали осваивать воинское дело. «Нас учили шагистике, стрельбе из пулемета, минометной установки. Я стал ефрейтором. Нас готовили три месяца, а в апреле-мае меня определили в дивизию аэростатов заграждения в Москву», - рассказывает Анатолий Фролович.

Потом его перевели в зенитную артиллерию – наш собеседник суровой зимой 1943-1944 года участвовал в боях за освобождение Смоленской, Калининской областей, в разрыве блокады Ленинграда. А затем зенитную артиллерию отправили на Белорусский фронт.

«Удивительно, но во время войны я не бросил общественную деятельность. Наоборот, можно сказать, что я развивался и рос: стал агитатором, комсоргом батальона. Меня окружали хорошие люди, и благодаря им я набирался культуры, ума», - отмечает Анатолий Фролович.

За время войны наш собеседник был трижды ранен. «Война все тянулась. Даже после освобождения Белоруссии, Гитлер продолжал огрызаться. Нас перебросили в Латвию, Шоуляй, Кужанскую косу. Великая Победа пришлась на то время, когда наш 512-й зенитно-артиллерийский полк находился на границе с Восточной Пруссией. После разгрома Кенинсберга все части оттянули назад и расформировали. А я попал на Дальний Восток, служил на черноморском флоте водолазом», - вспоминает Анатолий Фролович.

Демобилизовался Анатолий Сараев в 1947 году. «Я хотел продолжить учиться – закончить школу. Но ее директор не разрешил мне: сказал, что такой красавец в морской форме помешает учебному процессу. Тогда я стал работать в колхозе, восстанавливал старые знания. А потом поступил в фельдшерско-акушерское училище. Закончил его с красным дипломом и, поработав некоторое время в Золотухинском районе, поступил в КГМУ», - отмечает Анатолий Фролович.

После окончания вуза Сараев сделал успешную карьеру в медицине. Он был заместителем главного врача городской больницы №2, в 1966 году стал первым заместителем председателя отдела здравоохранения Курской области, а потом исполняющим обязанности. «За это время были построены городские больницы №3, 6, поликлиника №5, онкодиспансер, наркодиспансер и 25 центральных районных больниц», - рассказывает Анатолий Фролович.

В настоящее время Анатолий Фролович Сараев является председателем Совета ветеранов войны и труда КГМУ. Именно благодаря ему возле этого университета появился памятник медицинским работникам, павшим во время Великой Отечественной войны, на улице Садовой, 40 – мемориальная доска памяти Козубовского, на ул. Советской – мемориальная доска памяти академика Короткова. Сейчас Анатолий Фролович старается добиться разрешения на сооружение в Курске памятника донору.

За участие в боевых действиях несколько раз был поощрен благодарностью Сталина. Награжден орденами «За отвагу», «За воинское братство», «За оборону Москвы», «За взятие Кенинсберга», «За победу в Великой Отечественной войне».

ЦФО, Курская область

Елена Трынкина, Валентина Рябикова, Анна Сотникова

From:
(will be screened)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.