duniashka - Взгляд на "Эхо" снаружи
[Recent Entries][Archive][Friends][User Info]
11:52 am
[Link] |
Взгляд на "Эхо" снаружи Полностью: http://www.inopressa.ru/newyorker/2008/09/15/15:58:09/echo
Эхо во тьме Дэвид Ремник
Во время войны в Грузии и Южной Осетии – событий, которые казались предвестьем потенциального возобновления холодной войны – "Эхо Москвы" передавало трезвые, сбалансированные отчеты о событиях от военных корреспондентов в передаче "Своими глазами". Было также много радиодискуссий с участием самых разных гостей – от журналиста Максима Шевченко, который размахивал флагом ультранационалистов, до сурового критика Кремля Андрея Илларионова, который во время первого президентского срока Путина был его советником по экономическим вопросам. Беспристрастное освещение войны на "Эхо Москвы" не понравилось Путину. 29 августа он вызвал 35 руководителей ведущих российских СМИ в свою курортную резиденцию в Сочи. Путин регулярно проводил такие встречи – иногда чтобы изложить свою политическую позицию, иногда чтобы сделать выговор, но всегда для того, чтобы четко дать понять, кто тут главный. По-видимому, даже после избрания нового главы государства, Дмитрия Медведева, этот обычай не изменился. На встрече в Сочи Путин обратил внимание – и перевел свой обжигающий холодом взгляд – на Алексея Венедиктова, главного редактора "Эхо Москвы". Он раскритиковал то, как радиостанция освещала события в Грузии. Многие верноподданные редакторы, присутствовавшие при этом, были в восторге оттого, что Путин пропесочил Венедиктова, придираясь к редакционной политике и изложению фактов. Сложилось – и не впервые – впечатление, что Путин, возможно, закроет радиостанцию. Позднее Венедиктов подошел к Путину в коридоре и сказал ему, что тот "несправедлив". Путин достал стопку стенограмм, на которых были основаны его претензии, и заявил: "Вам придется за это отвечать, Алексей Алексеевич!". Венедиктов встревожился, но рассудил, что Путин никогда не пригласил бы его в Сочи вместе с остальными членами делегации, если бы намеревался уволить его или уничтожить "Эхо Москвы" – тут было бы достаточно одного телефонного звонка. "Позднее мы встретились с глазу на глаз, и тогда Путин заговорил более позитивным тоном, – сказал мне Венедиктов. – Но свою мысль он донес. Он продемонстрировал, что способен в любой момент сделать с нами все, что пожелает". Вернувшись в Москву, Венедиктов разъяснил своим сотрудникам, что им следует "внимательно следить" за тем, как они освещают события, проверять факты и в достаточной мере отражать мнение властей. Но никого не уволили, и, очевидно, худших последствий Венедиктову удалось избежать. 'Poka', – заметил он, то есть на данный момент.
........ В бытность начинающим репортером Венедиктов проявил себя как человек храбрый, но не склонный к пафосности. В августе 1991 года во время переворота под руководством КГБ он оставался в здании парламента – российском Белом доме – вместе с Борисом Ельциным и его защитниками, в то время как здание окружили танки. В октябре 1993 Венедиктов вернулся в российский Белый дом, когда Ельцин приказал обстрелять здание, занятое так называемой "красно-коричневой коалицией" коммунистов и националистов. Во время того восстания мятежный вице-президент Ельцина Александр Руцкой одолжил у Венедиктова телефон и воспользовался им, чтобы призвать летчиков российских ВВС бомбить Кремль. "Эхо Москвы" передало тираду Руцкого в эфир. В итоге мятеж красно-коричневых был подавлен, а Руцкой заключен в тюрьму. Спустя два месяца группу журналистов, в том числе Венедиктова, пригласили на встречу с Ельциным. Обычно журналистов рассаживали за столом в алфавитном порядке, но тут Венедиктов обнаружил, что его усадили прямо напротив Ельцина, который наверняка был разгневан на "Эхо". Ельцин, исполин с широкой грудью докера и темпераментом партийного функционера, вошел в комнату и сердито обратился к Венедиктову: "Эхо Москвы", как вам не стыдно за свое поведение! "Товарищи, самолеты надо поднять в воздух, летите и бомбите Кремль". Кто это сказал?". Венедиктов подумал, что будет большой удачей уйти из этой комнаты живым. Он ответил Ельцину: "Борис Николаевич, это моя работа. Меня туда направило "Эхо". Моей вины тут нет. Они сказали: "Сделай это, и точка", и я сделал". Ельцин долго смотрел на Венедиктова, а затем сказал: "Ну, хорошо, у вас работа. Вы хороший работник. Так идите и работайте". На том дело и кончилось. Несмотря на все серьезные недостатки Ельцина и условные рефлексы, сформировавшиеся у него из-за многолетнего стажа коммунистического аппаратчика, он редко проявлял враждебность в отношении прессы.
.............. Когда некий писатель спросил Путина, что тот может ответить критикам, обвиняющим его в ограничении свободы прессы, Путин ответил, что ответ очень прост: в России никогда не было свободы слова, так что ему лично непонятно, что тут душить. Путин высказал предположение, что свобода – это способность высказывать свое мнение, но добавил, что должны существовать определенные границы, закрепленные законом.
.................... В 2001 году Путин пригласил Алексея Венедиктова на встречу в библиотеке Кремля. Стараясь одновременно навести мосты и предостеречь относительно своего понимания отношений с Венедиктовым, российский президент пространно рассуждал о разнице между врагами и предателями. "Для Путина это ключевая разница, – сказал Венедиктов. – Он сказал: "Враги прямо перед тобой, ты с ними воюешь, потом заключаешь перемирие, и все ясно. Предателя нужно уничтожить, раздавить". Таково его мировоззрение. А затем он сказал: "Знаете, Алексей, вы не предатель. Вы враг"". Я – наверно, по недомыслию – уточнил у Венедиктова, улыбался ли Путин, произнося эти слова. "Улыбался? – переспросил Венедиктов. – Путин никогда не улыбается. Он просто разъяснял, кто я в его глазах. Он знает, что я не ударю его кинжалом в спину и не буду играть в игры, но просто буду делать то, что делаю. Я сказал: "Если вы хотите закрыть "Эхо", закрывайте. Я не могу заставить себя не делать то, ради чего мы существуем". Венедиктов не питал иллюзий касательно своего собеседника или встречи. Фактически Путин сказал ему то же самое, что и царь Николай I Пушкину: "Отныне я буду твоим цензором". "Путин увиделся со мной, потому что хотел завербовать меня, как выражаются профессиональные разведчики, привлечь меня в свою команду, а потому говорил со мной по-товарищески, – сказал Венедиктов. – Это было проявление доверия в некотором роде. Он нуждался в репутации "Эхо Москвы". В глазах Путина радиостанция была отчасти полезна – в качестве показательного примера свободы прессы – но Венедиктов знал, что Путин в любой момент может передумать и закрыть ее. "Путин пришел из советского КГБ, он смотрел на прессу совсем иначе, чем Ельцин, и я моментально почувствовал эту разницу, когда он заговорил, – вспоминает он. – Я сказал моим друзьям, хотя все они проголосовали за Владимира Путина и считали его реформатором-модернизатором, что мы катимся вспять. Мне никто не верил. Меня называли узколобым пессимистом, говорили, что я утратил нюх. Теперь-то они, конечно, поверили".
|
|
|
Хорошая статья. Вот тут - еще одна. Тоже в тему. Кстати, поправь дизайн: на большом мониторе текст начинает наезжать на картинки с цветами - и читать становится невозможно
Да, придется, наверно, вернуть старый дизайн... Пока новую картинку не сделаю, поверх которой можно будет текст читать без помех. Мне тоже эта статья очень понравилась. Я вообще Дэвида Ремника люблю читать, он умница.
![[User Picture]](http://lj.rossia.org/userpic/45444/2147515413) | | | спасибо, посмеялся (с) | (Link) |
|
ой, ой, какстрашножить(с), злой Путя предал идеалы доброго дяди Бори, хнык-хнык...
![[User Picture]](http://lj.rossia.org/userpic/149282/2147573427) | | | Re: спасибо, посмеялся (с) | (Link) |
|
Эдик, и давно ты влюблен в эту крАсну-дЕвицу Путю?
а по-моему, это ты в него влюблена, ни дня, чтобы не помянуть... тайная любовь, да? "С пониманием" (с)
![[User Picture]](http://lj.rossia.org/userpic/149282/2147573427) | | | Re: покраснев и шепотом, чтоб кое-кто не услышал | (Link) |
|
Это я в тебя влюблена и на всё пойду, чтоб только лишний раз с тобой поговорить...
врешь, изменщица, променяла меня на красавца-полковника, отличника строевой службы ну и президента, хоть и бывшего!... "Зарэжу" (с)
Да что ты говоришь, Эдик!? Он же мне по пояс, мне его подмышкой таскать в метро придется! Как болонку!
эти отмазки не канают! оправдываешься - значит, виновата!!! |
|