Tue, Jun. 28th, 2011, 05:49 pm
"Молчаливый протест" и россиянские реалии

Дорогие друзья, прошу вас оценить и покритиковать очередную квазианалитическую статью.

                               "Молчаливый протест" и россиянские реалии.


К событиям в Белоруссии последнее время обращается не только интернет-общественность, но и государственные СМИ в РФ. Цель данной заметки - не пересказ истории экономического и социального кризиса, обрушившегося на соседний народ, не выступить с осуждением или защитой режима бессменного президента Лукашенко, а разобраться в механизме т.н. «молчаливых протестов», которые еженедельно проходят на главных площадях десятков белорусских городов.
Хотя всё же о кризисе сказать придётся, чтобы так или иначе показать читателю причины народного возмущения. Буквально пару строк, не напрягайтесь.
Есть у меня друг, который почти перебрался на ПМЖ из Гродно в ближнее Подмосковье. В Гродно у него остались двоюродный брат и хорошие знакомые, ясное дело, он их иногда навещает. Буквально вчера мы пересеклись в электричке и обменялись свежими новостями. Дружище привёл мне прекрасную статистику, которую собрал сам – ещё в январе буханка белорусского хлеба стоила 450 местных рубликов, а неделю назад на полке уже красовался новый ценник – 15 тысяч. Да, за полгода хлебушек подорожал в 30 раз.. Вот как тут не вскипеть простому трудящемуся\студенту\врачу? Уж на что в России народ терзают реформы и инфляция, но нам до подобных темпов роста далеко. И вообще, не дай бог.
Теперь я думаю понятны причины недовольства населения.
Надо сказать, что волна протестов сотрясает Белоруссию не впервые. Предыдущая крупная акция состоялась в декабре – она была приурочена к состоявшимся президентским выборам. По разным оценкам, на центральные улицы Минска вышли тогда от 10 до 50 тысяч человек. Разумеется, во главе колонны шагали оппозиционеры, которые затем оседлали трибуну на площади. Но (и это им в плюс, не ожидал), вожди несостоявшейся «зимней революции» попросту плохо понимали, что им дальше делать, а народ не решился взять в блокаду здания государственных органов. Оппозиционеры не подначивали народ на противостояние с силовиками, что выгодно отличает их от коллег из стран СНГ Затем последовал кровавый разгон и показательное осуждение как «несогласных» политиков, так и простых участников митинга.
Так закончился первый акт мирной белорусской революции.
К весне в стране наступил уже полномасштабный кризис, лидеры оппозиционных партии и движений либо сидели, либо покаялись на камеру, либо продолжили действовать, но уже с меньшим задором и масштабом. Из оппозиционных СМИ и центров притяжения остались самые антиавторитарные – это сайт «Хартия 97», работающий из Прибалтики, и социальные сети – великое оружие в руках недовольных по всему миру.
Вполне естественно, что озлобленные жители, имеющие компьютер или телефон с поддержкой стандарта GPRS, перенесли свои разговоры о политике с кухни в сеть. Там же и родилась идея децентрализованного молчаливого протеста, о котором я говорил в начале статьи, причём родилась она в комментариях к одному посту и была подхвачена тысячами белорусов. А как тут не подхватить – в назначенный день и час ты, прихватив друзей и любимую жену, идёшь на центральную площадь и гуляешь под летним солнышком, не выкрикивая лозунгов и не поднимая флагов, знакомишься с другими гуляющими, пьёшь квас…
И власть обсерается. Первые такие гулянья вызвали у властей республики истерику. В каком-то городе гуляющие встали в очередь за квасом, а на следующий день начальство запретило продавать квас в центре, минские милиционЭры, перепугавшись, схватили иностранного посла, а чуть позже столичный горисполком вообще законодательно запретил собираться больше трёх… О степени испуга говорит и то, что за упоминание «гуляний» белорусами на своих акаунтах в соц.сетях милиция похватала несколько человек.
Буквально на днях российское издание «лента.ру» взяла интервью у одного из администраторов группы поддержки протестов, созданной «вконтакте». Не буду пересказывать, отмечу лишь, что все, поддержавшие инициативу товарищи выдвигают один лозунг – отставка Лукашенко. Конечно, всех проблем уход президента не решит, но очевидно, что часть вины за кризис в Республике лежит именно на нём. И вполне понятно, что только требование отставки смогло объединить тысячи человек по стране.
Промежуточный итог таков: в отсутствие авторитарных оппозиционных сил и разнообразных «радетелей за народное шшастье» белорусы смогли выстроить децентрализованную сеть сопротивления, функционирующую без сбоев и выдвигающую единый лозунг. Основным оружием этой сети являются мирные массовые протесты без вожаков, которые неуязвимы ввиду невозможности арестовать вдохновителей.
Пару слов о социальном составе гуляющих – если в первых акциях участвовала в основном молодёжь (студенты, учащиеся, люди умственного труда), то на последние прогулки выходили целыми цехами заводов после работы. Произошло то, что должно было – интеллигенция стала объединяться с трудящимися. Теперь, если всё пойдёт хорошо, первые обменяются знаниями со вторыми, а рабочие придадут социальный окрас протесту и получат шанс вынести его за рамки первоначальных требований.
Остаётся надеяться, что Лукашенко уйдёт сам, а молчаливый протест обретёт голос и станет прообразом народных ассамблей, т.е. непосредственным органом самоуправления. Дорогие белорусы, если читаете эту статью, помните – сегодня вы на площади протестуете, а завтра сможете с этой же площади управлять собственной жизнью.
Дорогим россиянам до белорусов ещё далеко. То, что происходит в Минске по средам (традиционный день акций), вряд ли в ближайшее время случится в Москве. Кризис у нас не такой ощутимый, инфляции до рекордов пока далеко (что не отменяет ущерба, который испытывает рядовой трудящийся от роста цен)... Однако.
Хотелось бы отметить, что основной сдерживающий фактор скрылся не только в сфере социалки, сколько в сфере собственно политики.
На белорусские молчаливые гулянья отчасти похожа "Стратегия 31" - её участники провозглашают своей целью борьбу за свободу собраний и каждое 31 число выходят на столичную Триумфальную площадь помахать флагами, скандировать лозунги. Вожди акции раздают интервью журналистам, после чего оказываются в глубинах полицейских машин, затем к ним частично присоединяются и собравшиеся (помимо своей воли естественно). Разгоны любых митингов - это безусловно произвол, отдающий тоталитаризмом, но разве непонятно, что неудачи кампании 31 (главная из которых - отсутствие поддержки среди населения) кроется именно в подгонке под цели небольшой группы политических лидеров. Надо сказать, что я вовсе  не отрицаю пользы протестов, равно как и то, что среди участников митинга на Триумфальной есть люди, ратующие за настоящее освобождение трудящихся; просто необходимо понимать - перед нами искусственная акция для узкого круга посвящённых.
Похожие черты можно выделить у "Прямого Участия". Конечно,среди сторонников ПУ в Петербурге и Москве нет лимоновых, немцовых, нацболов, но устроители так же увлеклись копированием западной инициативы для определённой группы товарищей. Напомню суть данных акций: несколько десятков человек собираются для обсуждения абсолютно разных, зачастую - не связанных между собой проблем, чтобы выработать решения или хотя бы план действий. Но население России сейчас не очень то способно к длительному обсуждению; наоборот, практика показывает - нам с вами необходимы лозунги, без оглядки на методику действий западных товарищей, которые способны зацепить и вдохновить. "Прямое участие" обречено на провал именно потому, что ставит слишком много целей вместо выработки одного или двух лозунгов, вытекающих из сложившейся в России ситуации. И совсем незачем кивать на опыт испанцев или французов, ведь всем известно, как россияне, в первую очередь трудящиеся, относятся к новым европейским веяниям.
Как ни крути,белорусский сценарий для нас выглядит делом послезавтрашнего дня. Мешает даже не столько капиталистическое государство, которое на порядок мягче режима Лукашенко, сколько... оппозиция.
Поясню. С одной стороны мы имеем деятелей, стремящихся любой ценой оседлать народный протест или придумать для него свою форму и содержание, а с другой - интеллигенцию и беззаботных студентов, которые готовы бросить семена с европейского политического чернозёма в россиянскую сухую глину. Беда сопротивления  - в наличии сил, объявляющих себя авангардом и носителями неких спасительных истин, безмерно далёких на практике от повседневных нужд угнетённого населения. Именно из-за наличия этих товарищей на площадях, брусчатка ещё долго не будут чувствовать поступи тысяч наших земляков.

                                                                                                                  Егор, Ассоциация Движений Анархистов. июнь 2011 года.