Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет elesin ([info]elesin)
@ 2006-06-25 14:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Поэтическая диверсия
В пятницу исполнилось 117 лет со дня рождения Анны Ахматовой.
Когда меня просят назвать трех любимых поэтов ХХ века, я обычно говорю: Николай Олейников, Николай Глазков, Олег Григорьев. Когда меня просят назвать одного любимого поэта ХХ века, я обычно говорю: Анна Андреевна Ахматова. Не знаю почему именно так. Вероятно, с детства все пошло. Я читал в школе ксерокопию американского двухтомника Ахматовой. Тогда же, впрочем, читал и Игоря Северянина – эстонское издание, одно из стихотворений до сих пор помню наизусть и не устаю восхищаться. «Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи...». Еще я тогда читал и посмертный сборничек Гумилева, два стихотворения оттуда помню наизусть и не устаю восхищаться. «Вот девушка с газельими глазами / Выходит замуж за американца. / Зачем Колумб Америку открыл?» (цитирую, разумеется, по памяти, поэтому возможны неточности). И второе (тоже по памяти): «Как гурия в магометанском / Эдеме, розах и шелку, / Так вы в лейб-гвардии уланском / Ее величества полку». Тогда же читал советский трехтомник Есенина. До сих пор возмущен и чуть ли не оскорблен неряшливостью в стихотворении «Пой же, пой. На проклятой гитаре...». Помните наверняка: «Пой же пой! В роковом размахе / Этих рук роковая беда. / Только знаешь, пошли их...» Ну и так далее. Разве так можно? В роковом размахе и роковая беда. В соседних строчках.
У Ахматовой тоже бывают повторы в соседних строчках. «Нет, и не под чуждым небосводом, / И не под защитой чуждых крыл, – / Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был». Только повтор сознательный, а у Есенина неряшливость. Есенина, впрочем, я потом все же полюбил (узнав, что он алкоголик), Гумилева разлюбил (видимо, ревность к Ахматовой), Северянина люблю до сих пор.
И все-таки Ахматова.
Она тоже, как писал Венедикт Ерофеев, наизустна. «Настоящую нежность не спутаешь / Ни с чем, и она тиха. / Ты напрасно бережно кутаешь / Мне плечи и грудь в меха. / И напрасно слова покорные / Говоришь о первой любви, / Как я знаю эти упорные / Несытые взгляды твои!».
В ее жизни было все. Салоны и Серебряный век. Мужья. Первый – Гумилев, его расстреляли большевики, третий – Пунин, его большевики посадили. Сына тоже посадили. Зато ее рисовал Модильяни. Но Нобелевскую премию дали не ей, а почему-то Бродскому. Рыжему все-таки сделали биографию. А премии только за стихи не дают. А еще у нее был второй муж – Владимир Шилейко, ученый. И сэр Исайя Берлин. И 1946 год – травля ее и Зощенко. И Фаина Раневская. И ленинградская блокада. И эвакуация в Ташкент. И птенцы, которые ей поклонялись. Имя Бродского я, кстати, впервые узнал из того же американского двухтомника. Хвалила она Бродского, и цитировала «задумчиво-грустно». Про Васильевский остров, конечно.
Ей именно поклонялись. Потому что иначе нельзя было. Потому что она научила женщин говорить. Потому что царица. Анна Российская. А все остальные – ее верные и неверные мушкетеры.
И еще одно наизустное. Из цикла «Слава миру» (1950). «И благодарного народа / Он слышит голос: «Мы пришли / Сказать, – где Сталин, там свобода, / Мир и величие земли!». Впрочем, наизустность здесь идет от Галича. У него потому что эпиграф такой был. К следующим стихам: «Торчала строка, как сухое жнивье, / Шуршала опавшей листвой. / Но Ангел стоял за плечом у Нее, / И скорбно кивал головой». Точно. Стоял. Хотя Ахматова написала чуть по другому: «И благодарного народа / Вождь слышит голос...» И так далее. А начало, начало какое! «И Вождь орлиными очами / Увидел с высоты Кремля, / Как пышно залита лучами / Преображенная земля...»
Другие писали не так. Или ругали Сталина (Мандельштам) или честно старались угодить (Пастернак и пр.). Ахматова тоже старалась, но старалась написать плохо. Орлиные очи – именно орлиные и именно очи. Штамп на штампе. Поэтическая диверсия – иначе не скажешь, честное слово.
И писала не для того, чтоб квартиру или дачу дали, а чтобы сына, Льва Гумилева, выпустили.
Кстати, помните ли вы когда умерла Анна Горенко, взявшая себе псевдоним Ахматова? 5 марта. В день смерти Иосифа Виссарионовича. И благодарного народа...


(Добавить комментарий)


[info]martinn@lj
2006-06-25 07:27 (ссылка)
Да...
Удивительно, но факт: по-моему, Анна Андреевна Ахматова, в юности ломака и рафинэ - самый мужественный поэт ХХ века.

(Ответить)


[info]avmalgin@lj
2006-06-25 07:54 (ссылка)
А с чего Вы взяли, что 115?
В своей автобиографии она ясно пишет: "Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские... и т.д."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]elesin@lj
2006-06-25 08:21 (ссылка)
а это я просто считать не умею

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]avmalgin@lj
2006-06-25 08:25 (ссылка)
А в газете Вашей написано: 115.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]elesin@lj
2006-06-25 08:27 (ссылка)
так я и там считать не умею!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ba_tenka@lj
2006-06-25 08:48 (ссылка)
Ну, не переживайте. По аналогии либо мужчина - красавчик, либо умеет считать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_vz_@lj
2006-06-25 10:06 (ссылка)
н-да...

(Ответить)


[info]mufta@lj
2006-06-25 10:41 (ссылка)
А у меня беда с восприятием женской лирики, в том числе и гражданской. "Реквием" - чувствую. Все остальное - нет. Зато околоплодные воды - Гинзбург, Раневская, Бродский - значат для меня гораздо больше. Время чувствую. Жуть чувствую. Тепла нет. Неродная. А Цветаевой так и не смогла простить больную дочку, привязанную веревкой к креслу на время мамкиных декламаций. Чему поклоняюсь - наличию СУДЬБЫ.

(Ответить)


[info]islon@lj
2006-06-25 11:16 (ссылка)
да.

а северянина я тоже люблю.

(Ответить)


[info]evg81@lj
2006-06-25 16:54 (ссылка)
Почему это Вы думаете, что у Есенина повтор - неряшливость, а у Ахматовой - сознательно. Я хочу вступиться за Есенина. У него все совершенно сознательно, уверяю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]elesin@lj
2006-06-26 03:17 (ссылка)
не уверен

(Ответить) (Уровень выше)

трудно успокиться
[info]d_artis@lj
2006-06-26 01:59 (ссылка)
Хи. Ну это надо быть Лесиным, чтобы такое безнаказано отчебучить. :)
Ахматова, безусловно, Мать-Тереза.
С этим даже её дети и дети её детей не спорят и не будут спорить.
Но "роковой размах роковой беды"... Хм.
Это настолько точная фраза, что тебе со своей псевдосеверянинской неряшливостью и малограмотностью понять еёну (фразу енту, уточняю, на всякий случай) простоть не дано.
И в твоём возрасте пора бы научиться смиряться с этим:
Если не дано понять, то надо - принимать.
Разочарован. :(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: трудно успокиться
[info]elesin@lj
2006-06-26 03:16 (ссылка)
есенинофашизм

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: трудно успокиться
[info]d_artis@lj
2006-06-26 04:02 (ссылка)
довно пора церкви божие
перестроить в места отхожие

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: трудно успокиться
[info]elesin@lj
2006-06-26 04:48 (ссылка)
да ладно
если б есенин не был алкашом - я б ему все простил
кого не любишь на того плевать и легко простить

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: трудно успокиться
[info]d_artis@lj
2006-06-26 05:15 (ссылка)
Все мы - алкаши.

(Ответить) (Уровень выше)