|

|

Многимъ извѣстно устоявшееся выраженіе, что, дескать, пока не захороненъ послѣдній солдатъ, то и война не можетъ считаться оконченной. Красивая и эффектная фраза, что и говорить, но только, вотъ, дѣло обстоитъ нѣсколько сложнѣе съ ея реализаціей, ибо «гладко было на бумагѣ, а на ней овраги, а по нимъ ходить». Если ужъ на то пошло, то вся русская земля буквально усѣяна останками либо погибшихъ въ войнахъ, либо (что чаще) умученныхъ отъ безбожной власти. Реально ли всѣхъ ихъ предать землѣ? Безусловно, надо къ этому стремиться, но, опять же, столько накуролесено за послѣдніе безъ малаго сто лѣтъ, что даже, зная всѣ реальныя местоположенія останковъ, захоронить ихъ въ полномъ объёмѣ -- непреодолимая задача для нѣсколькихъ поколѣній.
Это я по слѣдамъ недавняго своего участія въ скорбномъ митингѣ (точнѣе было бы сказать: собранія нѣсколькихъ десятковъ стариковъ и ихъ уже пожилыхъ потомковъ, натерпѣвшихся отъ террора) памяти жертвъ коммунистическаго режима. Въ отличіе отъ множества подобныхъ имъ въ другихъ регіонахъ, у насъ в республикѣ они брошены, ихъ выжили изъ убогой каморки въ старомъ зданіи планетарія, грозятся совершенно закрыть «Ассоціацію жертвъ политрепрессій» (подъ надуманнымъ и сфабрикованнымъ предлогомъ), такъ что комъ подкатываетъ подъ горло, при видѣ чёрствости и цинизма мѣстныхъ чинушъ по отношенію къ доживающимъ свой вѣкъ настрадавшимся людямъ. Не говоря уже о томъ, что тринадцать лѣтъ стоитъ закладной камень на мѣстѣ предполагаемаго монумента жертвамъ террора – а возъ и нынѣ тамъ…
А многіе мѣста массовыхъ казней у насъ въ республикѣ и понынѣ не изслѣдованы, да и единственное вскрытое захороненіе являетъ собой нѣмой упрёкъ всѣмъ намъ тѣмъ обстоятельствомъ, что кости складированы въ прогрызанныхъ мышами мѣшкахъ, которыя уже многіе годы ждутъ своей идентификаціи…
|
|