Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ezhinka ([info]ezhinka)
@ 2007-02-26 20:10:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
как делаются духи
Тем, кто читал и смотрел "Парфюмера", процесс создания духов может представляться загадочной алхимией. То, как это происходит на самом деле, развенчивает некоторые иллюзии и дает пищу для размышления. Вот глава из новой книги The Secret of Scent Луки Турина, химика, создателя парфюмерных молекул и родоначальника жанра парфюмерной критики. Я перевела этот текст потому что, как мне кажется, он важен для понимания базовых вопросов и снимает многие излишние. Перевод местами вольный и выполнен на скорую руку, но примите как есть.



"Существуют шесть больших многонациональных парфюмерных компаний, стоящих миллиарды долларов (IFF, Firmenich, Givaudan, Quest, Symrise и Takasago), и бесчисленное множество мелких. Большая шестерка (и небольшая компания, в которой я работаю) имеет привилегию создавать новые парфюмерные молекулы. Другие же фирмы только смешивают то, что производится и продается парфюмерными гигантами. Те молекулы, что не поступают в продажу, остаются для внутреннего использования (их называют "кэптивными", от captive).

Чтобы понять, как работает парфюмер, посмотрим на его стол. Справа, на маленьком подносе, приготовленном коммерческим департаментом, находится два десятка небольших пузырьков с ароматами конкурентов, только что поступившими на рынок. Здесь только самое интересное и самое удачное - учитывая, что в 2003 году выходило 8 новых ароматов в неделю.* Но, конечно, большинство из них – перепевы старого и успешного, так что бесконечные и бессмысленные версии одного и того же отбрасываются.

На следующем подносе - стопка компьютерных распечаток, содержащих результаты газохроматического анализа и масс-спектрометрии наиболее интересных духов. Эти данные ложатся на стол парфюмеру почти сразу после того, как новый аромат окажется доступным. Комментарии к ним делаются высокопрофессиональными химиками-аналитиками, поскольку необходимо точно идентифицировать группы пиков на графиках. Нужно распознать и натуральные материалы, и синтетические, среди которых встречаются кэптивные. Они защищены патентом и копировать их нельзя. Некоторые, с очень мощным запахом, присутствуют в незначительных количествах, по этой причине их бывает сложно распознать. Впрочем, такие молекулы редко бывают очень важны для создания конечного продукта, потому что всегда доступны альтернативы.

Вооруженные распечатками, парфюмеры могут быстро воссоздать любой не слишком сложный аромат. Это ценно, поскольку множество клиентов, в своей бесконечной мудрости, хотят что-нибудь похожее на уже существующий и популярный парфюм. Процесс становится более сложным, когда духи содержат много натуральных материалов, поскольку их труднее и распознать, и найти точно такие же.

На следующем подносе находятся образцы новинок ароматериалов. Часть из них - натурального происхождения и поступает от компаний-производителей со всех точек земного шара. Фирмы присылают их в надежде на то, что парфюмер использует их в своих следующих Великих Духах. Ведь даже один процент вещества в конечном продукте, успехом подобным диоровскому J’adore, означает тонны закупленного у поставщика сырья, - скажем, абсолюта жасмина. Если вы – маленький индийский производитель и продаете его по несколько сотен долларов за кило – для вас это сумасшедший заказ.

Однако, хотя натуральные ингредиенты обычно сложны и отличаются богатым ароматом, они дороги, а качество их непостоянно. Прежде, чем остановиться на каком-либо компоненте, парфюмер должен пробиться через строй бухгалтеров и ответственных за поставки, которые не хотят связываться с новым сырьем, пока не увидят, что качество продукта не меняется год от года. Если вы поставщик и только выводите на рынок новый продукт, вы можете столкнуться с преградой сорта «уловки 22» - никто не покупает ваш товар, потому что никто прежде не покупал его.

Непосредственно перед парфюмером на столе находится то, над чем он работает сейчас. Обычно духи проходят несколько десятков, а то и сотен проб. Все пробы делаются в лаборатории за соседней дверью, техниками, которые проводят свои дни, отмеривая ингредиенты по формулам. Различные варианты маркируются названием проекта и номером пробы, и оцениваются ежедневно, специалистом-оценщиком, который приходит, пробует разные версии, обсуждает их с парфюмером и выбирает те, которые будут предложены бренду, давшему компании бриф-описание духов. Брифы варьируются от великих от смешных, с решительным преобладанием последних. Тем не менее, компании сражаются за брифы, и, когда бриф выигран, им предстоит еще большая работа по созданию окончательной версии аромата.

Духи пробуются с блоттеров-полосок бумаги, на которых нанесен логотип компании. Блоттеры располагаются веером на специальных «деревцах» - они позволяют перенюхать несколько блоттеров за очень короткое время – что удобно для сравнительных проб.

И, наконец, рядом с телефоном стоит самое важное – компьютер, который рассчитывает текущую стоимость формулы после каждой модификации. Десять лет назад люксовые духи стоили 200-300 евро за кило концентрата. Сейчас 100 евро – это дорого. При этом лишь 3 процента от магазинной цены флакона приходятся собственно на аромат. Остальное – это упаковка, реклама и прибыль. ** Удешевление формулы – это главная причина, по которой большинство новинок – полное г… Другие причины – рабское подражание, вульгарность, глубокое невежство, боязнь провала, полное отсутствие мастерства и смелости.

Самая обширная часть сегодня парфюмерии – не люкс, а «функциональная парфюмерия». В наши дни пахнет все – и кто-то решает, чем это «все» будет пахнуть. 100 евро для этой отрасли – выигрыш в лотерею, обычно обходятся 15-ю.*** Однако – благодаря одаренности создателей – многие отдушки пахнут очень неплохо. И некоторые идеи проникают из функциональной парфюмерии в люксовую чаще, чем наоборот.

Встречаются функциональные ароматы, которые действительно являются произведениями искусства: я бы заплатил серьезные деньги за флакон кондиционера для ткани Stergene 1972 года, который пах потрясающе.

И последнее слово в грязной теме денег: в люксовой парфюмерии есть ценовой предел, опустившись за который, невозможно сделать приличных духов – и мы сейчас находимся на этой границе. Однако дорогое не обязательно означает лучшее. Некоторые великие духи прошлого были созданы по относительно недорогим формулам. И, конечно же, всегда возможно смешать самые ценные материалы и получить на выходе супердорогое варево."
_______

Мои примечания:
*В 2008 году их будет в два раза больше.
** По этому поводу у меня уже был эмоциональный текст, навеянный разговорами с парфюмерами, отечественными дистрибьютерами и потребителями. Цифры, приведенные инсайдерами, находились в полном согласии с туриновскими.
*** Интересно, что часто ароматы миддл- и масс-маркета по стоимости композиции не уступают люксовым, на композию отводится около 50 евро. Экономия идет на упаковке, на рекламе, но главное - на идеях и создателях.

upd. Большая просьба текст не копировать, а при желании процитировать - просто давать ссылку.


(Добавить комментарий)


[info]ne_nastye@lj
2007-02-26 14:59 (ссылка)
очень интересно, спасибо Вам большое.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 16:21 (ссылка)
Я очень рада :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]flacon007@lj
2007-02-26 15:29 (ссылка)
Я, конечно, думал купить / не купить эту книгу, но теперь уж точно придется. Спасибо за бескорыстный труд!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 16:22 (ссылка)
Ну как же не купить? Никак нельзя не купить :) И Ги Робера тоже, вместе с французским словарем :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hemail@lj
2007-02-26 15:47 (ссылка)
Всегда было интересно как это делается на самом деле, постараюсь осилить!
Прочитаю топишусь! Спасибо!

(Ответить)


[info]hemail@lj
2007-02-26 15:57 (ссылка)
Познавательно! Ещё раз спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 16:22 (ссылка)
На здоровье :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]valalolaguto@lj
2007-02-26 16:59 (ссылка)
Eto otnositsia i k novim Chanel? tiajelo poverith, a kak sozdavalis duhi ranche?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]misssuccess1@lj
2007-02-26 17:08 (ссылка)
уловка 22

это что, стало утвердившимся словом с русском языке?)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 17:11 (ссылка)
Так переводится на русский название книги, о которой идет речь.
Но с интересом выслушаю ваши предложения по переводу :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]misssuccess1@lj
2007-02-26 17:14 (ссылка)
catch 22 eto slovosochetanie, chertova petlja po russki, tupik )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]misssuccess1@lj
2007-02-26 17:17 (ссылка)
variantov tut net, u vas oshibochka )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 17:18 (ссылка)
Это не у меня ошибочка:
http://lib.ru/INPROZ/HELLER/catch22.txt

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]misssuccess1@lj
2007-02-26 17:29 (ссылка)
)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 17:37 (ссылка)
И да, в русском языке довольно часто встречается это выражение.

Сталкиваясь в жизни с какой-нибудь абсурдной ситуацией, мы привычно повторяем: «уловка-22», нимало не задумываясь о том, как вошло в наш лексикон это выражение и кто его придумал. (http://www.russian-globe.com/N59/Borschevsky.Heller.Ulovka22.htm)

А вообще, я удивлена.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]misssuccess1@lj
2007-02-26 17:52 (ссылка)
nu ja ne slishala o knige, kajus', spasibo za infu
ja znaju catch 22" kak slovosochetanie vo smislom "po krugu", "mertvaja petlja")
kniga-to o letchike, vrode, da?)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ullr@lj
2007-02-26 20:00 (ссылка)
>"po krugu", "mertvaja petlja"
Это не совсем точно. Вот как определяет (http://dictionary.reference.com/search?q=catch+22) Dictionary.com:

1.a frustrating situation in which one is trapped by contradictory regulations or conditions.
2.any illogical or paradoxical problem or situation; dilemma.
3.a condition, regulation, etc., preventing the resolution of a problem or situation; catch.
[Origin: from a military regulation in a novel of the same name (1961) by U.S. novelist Joseph Heller (born 1923)]

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ezhinka@lj
2007-02-26 17:09 (ссылка)
Нет, к новым Шанелям это не относится :) И к Шанели вообще.
У Шанель своя лаборатория, свои штатные парфюмеры, свои поставщики, даже немного своих плантаций в Грассе. Шанель на материалах никогда не экономила. А эксклюзивы - вообще вещь не массовая, поэтому Польж мог позволить себе любые ингредиенты.

Как создавались духи раньше - это хороший вопрос. Мне приедется перевести что-нибудь из Ги Робера, наверное :) Но он на французском, это сложнее :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]valalolaguto@lj
2007-02-27 04:54 (ссылка)
Interesna istoria sozdania kelnskoy vody (KOlnisch wasser) na www.4711.com , ih sostav ispolzovli v kachestve podarka!

(Ответить) (Уровень выше)

Ги Робер
[info]marina_007@lj
2007-02-27 09:58 (ссылка)
С большим удовольствием читаю ваши эссе, спасибо.

Могу предложить, если интересно, помощь в переводе - сделать улучшенный подстрочник Ги Робера (на понятие "перевод" не замахиваюсь, так как тематика уж больно специфическая, а перевод все-таки моя профессия, поэтому и формулирую осторожно).

Сейчас вдруг образовалось свободное время, и мне это было бы приятно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ги Робер
[info]ezhinka@lj
2007-02-27 10:07 (ссылка)
Большое спасибо за предложение. А какой объем вам был бы не обременителен?
Вся книга - около 200 страниц, равных машинописным.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ги Робер
[info]marina_007@lj
2007-02-27 18:40 (ссылка)
Если у васс есть в электронном виде - идеально. Предлагаю начать сразу, а там видно будет. Пока время есть, надо пользоваться. Могу начать хоть завтра. И посмотрим, как вам подходит текст...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ги Робер
[info]ezhinka@lj
2007-02-27 19:12 (ссылка)
Нет ни электронного вида, ни даже скана. Могу постепенно делать фотокопии. Сможете ли вы с картинками работать или надо придумать что-то еще?

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Ги Робер
[info]marina_007@lj
2007-02-27 18:46 (ссылка)
Да, мой адрес
nm007@dial.oleane.com

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sologram@lj
2007-02-26 18:07 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить)

Лет сорок назад...
(Анонимно)
2007-02-26 18:11 (ссылка)
я побывал у друзей во Всесоюзном институте синтетических душистых веществ, что был у метро "Новые Черемушки". Там моя однокурсница Соня Бельфер колдовала за полукруглым столом на манер органной клавиатуры. На четырех или пяти этажах полочек стояла не одна сотня бутылочек с пипетками. Соня капала из них на те самые бумажные полоски, издалека обнюхивала, помахивая... и выкидывала в ведро.

И никаких там хроматографов и масс-спектрометров. Один только НОС с очками на нем и рыжей шапкой волос сверху.

У них там была проблема - перестали бить кашалотов и возник дефицит амбры. Ничего, поднатужились и придумали вполне пригодный заменитель.

Институт этот одним из первых погиб при катастройке. Где-то теперь Соня Бельфер?

А.М.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Лет сорок назад...
[info]ezhinka@lj
2007-02-26 18:18 (ссылка)
Соня Бельфер? Не Алла? Сестра? Племянница?
Алла Бельфер - известный советский парфюмер, она и не так давно создала нескольк интересных ароматов для отечественной марки.
Я могу поискать ее телефон - у меня где-то был.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Лет сорок назад...
(Анонимно)
2007-02-27 00:57 (ссылка)
Да, да, конечно - Алла! Извините, - этот, как его, - эклер. Именно, Алла!

Вряд ли она меня помнит, так что разыскивать ее я не стану, но буду признателен за минимальную информацию - работает ли она сейчас, где и как живет...

Так много сверстников умерли или исчезли за бугром, что любые сведения об оставшихся несказанно ценны и приятны.

Еще добавлю, что у нас в Советском Союзе были не только хорошие парфюмеры, но также химики и биофизики, много сделавшие для понимания механизов восприятия запахов и химических сигналов (это не совсем одно и то же) - Минор, Зинкевич... Если не возражаете, я как-нибудь расскажу об этом здесь в виде комментария.

А.М.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Лет сорок назад...
[info]ezhinka@lj
2007-02-27 06:48 (ссылка)
Конечно, это очень интересно, спасибо вам заранее.
Напишите мне, пожалуйста, по адресу ezhinka@mail.ru, я расскажу то, что знаю об Алле Бельфер.

Вот что я о ней уже писала:
http://community.livejournal.com/aromat/380927.html

А вот здесь интервью с ней Димы Быкова, а в комментариях - много информации по ссылкам:
http://community.livejournal.com/parfumanechka/10768.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Чем пахнет?
(Анонимно)
2007-02-27 09:00 (ссылка)
С утра неожиданно выкроилась пара часов, и вот…

Знаменитая Всесоюзная школа по молекулярной биологии ежегодно собиралась в академическом пансионате неподалеку от Звенигорода. Мне неслыханно повезло с соседом по номеру – это был Эдик, человек, который знает о запахах решительно все. Эдик – прекрасный рассказчик, и когда он иной раз заходил ко мне в лабораторию, я демонстративно запирал дверь изнутри. Выкуп – очередная завлекательная история про тайны обоняния!

Вечером, накануне своей «школьной» лекции Эдик попросил помочь с подготовкой демонстрационного опыта. Требовалось нарезать фильтровальную бумагу, сиречь промокашку, в мелкую лапшу, а потом смочить кончик каждой лапшинки спиртовым раствором из баночки и дать ему просохнуть. Я и так, и эдак обнюхивал бутылочку и бумажки – они не пахли ничем.

Я допек Эдика расспросами и, наконец, он раскололся…

Итак, требовалось решить важную народнохозяйственную проблему – круто увеличить свиное поголовье. Ни один хряк не мог вынести предложенный темп, но неожиданно забуксовало и искусственное оплодотворение. Оказывается, временнОе окно для этого очень узкое, и нужен был надежный способ определить, готова ли свинья к великому событию.

Народная мудрость придумала для этого так называемый «back pressure test», иначе говоря, пинок валенком в зад. Созревшая для случки свинья при этом рефлекторно принимает позу полной готовности. Все бы хорошо, но свиней на крупных фермах не по одной тысяче…

Далее, оказалось, что свиньи принимают символическую позу, если поблизости находится хряк. Завели на фермах немногих хряков-пробников, которых водили в проходах, не подпуская к свиньям. Все бы хорошо, но от такой психической нагрузки несчастные пробники свихивались и дохли. А если подпускать – эффект слабел и даже исчезал.

Вот тут и настало время для Эдика, поскольку он извлек из сельхозлитературы, что свиньи реагировали не на вид, а на запах хряка. Пахла некая железа, из которой Эдик и его коллеги выделили действующее начало. Строение этого вещества установили (для сведущих – производное андростенона) и научились его синтезировать.

И вот дело дошло до производственных испытаний. Эдик засел в кабинете с директором крупнейшей подмосковной свинофермы, вместе с юристами и свиноводами. Не сразу, но они все же выработали согласованные критерии и методики испытаний, оценили трудозатраты и сошлись в цене. «А вы свиней хоть раз близко видали?» - спросил у Эдика директор. – «Нет??? Так идемте, я покажу…»

Через пять минут они вернулись в кабинет, и директор молча подписал все протоколы об испытаниях. Да, да – они не успели выйти к свиньям, как те приняли перед ними свою самую сексуальную позу. Директор с Эдиком двинулись по проходу, и все новые толпы свиней…

Вот, что такое специфический химический сигнал! Неуловимо ничтожных следов полового феромона, внедрившихся в лаборатории в одежду, волосы и кожу Эдика, для свиней оказалось более, чем достаточно.

Неплохо? Но зачем Эдик готовил к лекции бумажки, напоенные неотразимым свинским шармом?

Это был жестокий, но потрясающе эффектный эксперимент.

Химические сигналы практически всегда видоспецифичны. И свинячий феромон на людей не действует. Точнее, мужчины и примерно половина женщин вообще не ощущают его запаха, а другая половина женщин тоже не запаха не чувствует, но их почему-то начинает жутко тошнить. И вот эта другая половина, затыкая рот чем попало, побежала из зала.

Я прямо-таки кожей чувствую заполняющий Сеть вопрос: «А у людей-то как?» Жаль, нет под рукой ссылки, но гарантирую достоверность, - лет тридцать назад я выписал на карточку название статьи из самого, что ни есть, респектабельного научного журнала – лондонского «Nature». В переводе на русский оно звучало так: «Вагинальная природа феромона человека».

Не исключено, что последует продолжение, если, конечно, не возражает уважаемая хозяйка и ее гости.

А.М.





(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Чем пахнет?
[info]ezhinka@lj
2007-02-27 09:05 (ссылка)
Огромное спасибо. Если не возражаете, я этот текст помещу отдельным постом :)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Чем пахнет?
[info]barbarissa@lj
2007-02-27 10:31 (ссылка)
Спасибо, уважаемый А.М. Гости с нетерпением ждут продолжения. Может Вы расскажете и о себе немного?

(Ответить) (Уровень выше)

Я милого узнаю...
(Анонимно)
2007-02-28 04:18 (ссылка)
"Не будите спящую собаку!" - это сказано о графоманах…

Кто спорит, иногда полезен набат: «Все наверх! Aux armes, citoyens! Наших бьют!» Но, как правило, приказ более конкретен и привязан к адресату, месту и времени. В полной мере это относится и к химическим сигналам, которыми обмениваются биологические объекты, будь то отдельные клетки, органы или целые организмы. Представьте, как неуместно, если феромон воробья таки возбудит кобыл...

Особенно явно адресность химических сигналов выражена у насекомых, которым вообще свойственна четкость и сравнительная простота управляющих команд и стимулов. Хрестоматийный пример здесь – непарный шелкопряд, зловещая тварь, погубившая многие тысячи гектаров лесов. Половой аттрактант, выделяемый самками этой бабочки – сравнительное простое вещество, именуемое бомбиколом. Микрограммов бомбикола достаточно, чтобы привлечь самцов с большой дистанции, причем ни на каких других насекомых он не действует.

Выделить, установить строение и синтезировать такие аттрактанты – означает, в конечном итоге, создать ловушки, позволяющие сравнительно дешево и экологически безупречно собрать и уничтожить определенных вредителей в целом районе.

Ключевым звеном в этом списке является – ВЫДЕЛИТЬ. Выделить надо из насекомого, а оно крошечное, нужного вещества в нем содержится хорошо если миллионная доля, и по своим химическим свойствам оно ничем не примечательно.

* * *

Саша – редкий по сочетанию дарований человек, с глубокими знаниями, оригинальными идеями и, к тому же, с талантом тонкого экспериментатора. Такой вот, внешне незначащий штрих – дома у него посреди комнаты стоял шкафчик с открытым стеклянным верхом и зашторенным стеклянным низом, - там жили муравьи. Наблюдать за их жизнью в свете красного фонаря можно было часами.

Саша много-много лет назад реализовал фантастически простой и абсолютно надежный способ выделения феромонов.

Тогда уже работали в наших лабораториях сложные технические устройства - хроматографы (как импортные, так и наши, советские), - которые позволяли разделить практически любые смеси веществ, причем в количествах совершенно ничтожных. Проблема-то в другом - как среди сотен или даже тысяч соединений, извлеченных из свежерастертого насекомого , выявить то единственное, которое функционирует как феромон.

Итак, на лабораторном столе работает газовый хроматограф тех лет - громоздкое сооружение с множеством ручек, кранов и манометров (а кнопки - редкость, потому как электроники почти нет). Рядом - массивные газовые баллоны. В общем - победа техники над разумом…

Вся эта технология заканчивается тонюсенькой трубочкой, через которую выходит струйка инертного газа. В этой струйке время от времени появляются следующие друг за другом сгустки однотипных молекул. Какой из этих сгустков принадлежит феромону?

В установке, которую мне показал Саша, газ, несущий череду компонентов исходной смеси, омывал усик насекомого (по-научному, антенну), оторванный и насаженный на тончайший микроэлектрод. Усик не знал, что он оторван, и еще долго жил (как срезанный цветок) и выполнял свою главную функцию - сообщать о появлении феромона. Это сообщение закодировано в электрических импульсах, распространяющихся по нервам. А их можно перехватить…

Это было феерическое зрелище! Опыт продолжался с полчаса и какие только вещества за это время не пролетали мимо жалкого усика, затерянного внутри грозной машинерии. Всех их усик игнорировал, и только однажды разразился потоком импульсов. Собрать по крохам феромон стало буквально делом техники.

Вот такой почти сверхъестественной специфичностью отличается распознавание химического сигнала. На том биология и держится…

Любопытно, что примерно тогда же в США обуздали каких-то кровососущих клопов, тоже скрестив их с техникой. Уже не помню, как эти клопы издалека чуют потенциальную жертву, но их нервное возбуждение улавливалось и использовалось как сигнал о приближении вьетнамских партизан. Вот такие шестиногие стратегические партнеры…

* * *

Если не остановлюсь на этот раз (или меня не остановят!), потом немного продолжу…

И еще - перепутав Аллу с Соней, я не могу быть вполне уверен в своей памяти. Потому и не называю здесь полных имен героев - это как бы придает рассказу оттенок беллетристики. Да и не в деталях дело…

А.М.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я милого узнаю...
[info]eterna@lj
2007-02-28 10:58 (ссылка)
продолжайте, продолжайте!
и расскажите уже о себе.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Я милого узнаю...
[info]ezhinka@lj
2007-02-28 20:37 (ссылка)
Спасибо :)
Еще, пожалуйста :)

(Ответить) (Уровень выше)

Ваши пальцы пахнут…
(Анонимно)
2007-03-02 02:15 (ссылка)
Чем написан «Черный квадрат»? - ведь так много одинаковых на глаз, но разных по составу черных красок. И белил тоже множество: цинковые, титановые, свинцовые… Нашему зрению их не различить, хотя иные животные делают это без труда.

Способность различать цвета зависит от спектральной чувствительностью глаза, которую можно измерить и однозначно описать. В принципе, квантовая химия и спектральный анализ позволяют не только истолковать видимый цвет той или иной реальной материи, но и предсказать какого цвета будет еще не полученное соединение.

Совсем иначе обстоит дело с обонянием. Мы не знаем, какие именно свойства молекул определяют, чем пахнет то или иное соединение, и для каждого придуманного правила тут же находят массу исключений. Похоже, что конечное «решение» выносится в носу или в мозге на основании совокупности не слишком четких описаний, которые на основе не совсем одинаковых критериев составили многие клетки-рецепторы, связанные между собой и с нервной системой.

А «запрограммированные» химические сигналы, в том числе феромоны насекомых, регистрируются иначе - специализированными системами - поскольку принимаемые решения ответственны, и требуется сверхвысокая чувствительность и определенность. Вот почему обоняние и химическая сигнализация, как правило, лежат в разных концентрационных диапазонах, и то чем феромоны для нас пахнут (если пахнут!) необязательно имеет отношение к их главной биологической активности.

Итак, не будем удивляться тому, что часто по-разному пахнут схожие по строению вещества, а практически одинаково - совершенно различные. Например, среди носителей мускусного запаха есть и феромоны млекопитающих, и двоюродные братья тринитротолуола и другие вещества, например, мустерон, синтезированный во ВНИИСНДВ.

Тем не менее, какие-то закономерности соблюдаются. Скажем, именно мускусом пахнут многие кольчатые молекулы, в которых число углеродных звеньев варьирует от 15 до 17 и среди них - одна-две так называемые полярные группы (для посвященных - кетонные или сложноэфирные).

* * *

Аспиранту повезло - он открыл новую химическую реакцию. Да еще какую, - о ней раньше лишь строили догадки, а теперь легко удавалось получать вещества, иначе, мягко говоря, труднодоступные.

Особый смак был в том, что в детскую игру превращалась методически сложная задача получения молекул-колечек, состоящих из десяти и более звеньев - атомов углерода, кислорода или азота. Ну не любых, конечно, но многих…

Открытие должно было обрасти мясом, иными словами, следовало оценить возможности и ограничения новинки. И вот Аспирант шаг за шагом обследовал границу между мечтами и явью.

Тогда были почти недоступны физические методы, позволяющие за пару минут определить строение органических соединений. Поэтому структурные исследования были своего рода кроссвордом, где конечная формула складывалась из решений нескольких логико-экспериментальных задач. И уж что требовалось наверняка - получить вещество в предельно чистом виде. А критерием чистоты была температура плавления. Короче, любому вновь полученному веществу суждено было нагревание.

Под микроскопом - крупинка, прикрытая стеклышком. Включен нагрев, и… в аспирантский нос шибает терпким мускусом. Это была победа нокаутом - именно ожидаемый пятнадцатичленный «бублик» отдаленно походил на типичный мускус - экзальтолид. Никаких других тягомотных доказательств уже не нужно!

Оставалось убедить в этом шефа - одного из крупнейших советских химиков. Тут не обошлось без «художественного театра». Аспирант сухо доложил о синтезе пятнадцатичленника, а ему в ответ:

- Покажите его!

- Пожалуйста.

Шеф склонился над бюксом и открыл крышечку. Потом с расстановкой произнес заклятье, означающее полное отторжение.

И тут Аспирант взял реванш. Точнее, он взял шпателем еще одну крупинку, растер ее для сугреву между пальцами и протянул их академику (потом он хвалился, что предварительно сложил фигу, но это было явное вранье).

Тот деловито обнюхал, и с явным удовольствием повторил эксперимент на собственных пальцах. А потом, за чаем вспомнил о своем учителе - А.Е. Чичибабине , которому тоже принесли на показ пару крупинок пахучего вещества. Чичибабин втянул воздух и… засосал в нос бесценный образец.

Шеф Аспиранта любил травить старинные байки…

А.М.

(Ответить) (Уровень выше)

Хорошо в краю родном…
(Анонимно)
2007-03-02 02:24 (ссылка)
У этологов в ходу термин imprinting, по-русски, - запечатление. Речь идет о том, что в некоторые периоды своей жизни и люди, и другие животные непроизвольно закрепляют в памяти определенные образы и впечатления. Раз и навсегда! Это – отдельная тема, скажу только, что нет ничего прочнее воспоминаний о запахах детства.

О них много сказано в художественной литературе - в прозе и стихах, - но я приведу здесь только три абзаца из пока не напечатанных воспоминаний, автор которых по моей просьбе слегка причесал эту обширную цитату...

- Среди тысячи духов я отличу "Красную Москву" - ее аромат утром означал, что мать приходила с танкового завода, где пропадала неделями. Пришла, когда я уже спал, помылась, переоделась и рано утром, когда я еще спал, ушла на завод. Полынь и ромашка - мир гигантского пустыря за ЧГРЭС. И еще один запах, который сейчас уже не встретишь, но лет тридцать тому назад он еще попадался в дачных поселках и на рабочих окраинах в провинции. Этот запах неповторим, он сулит что-то очень хорошее, но я забыл, что именно.

- Однажды в Плесе я учуял знакомый, но таинственный запах и шел на него по улице, а потом по двору, между грядками, шел, пока не уперся в маленькую досчатую кухоньку. Все ясно! Это вонь свежезадутой керосинки, - если бабушка чего и боялась, так только примуса. Давно сгинула наша керосинка, вместе с керосином, который уже в Москве перед отъездом на дачу я ежегодно натаскивал в оплетенную бутыль из белокаменной лавки на Собачьей площадке. Я чтил эту лавку, потому что у ее входа золотом по мрамору значилось - "Здесь жил Пушкин". Ничего не осталось и от той лавки, и от многажды воспетой Собачьей площадки с ее булыжником внутри трехугольной ограды и памятником неизвестному обелиску, но керосинка вдруг напоминает о себе то запахом, то прямоугольным кусочком слюды, неожиданно вывалившимся из детской книжки.

- Кто сейчас помнит запах довоенных сосисок? А я помню этот запах в сочетании с морозом - мать подтвердила, что однажды сосиски чудом были розданы по эвакуационным теплушкам. Уже в восьмидесятых годах я неожиданно ощутил их благоухание в гастрономе на Смоленской. Не обнаружив источник, отправился к администратору, и тот, смеясь, сказал, что под прилавком стоит ящик со спецсосисками, почему-то не допущенными до спецедоков. Он вынес мне душистый пакет, а я в благодарность рассказал ему о фарфоровых кофейных мельницах и потрясающих машинах для резки ветчины, когда-то украшавших вверенное ему торговое предприятие. Машины сияли никелем, их кривые лапы ходили взад-вперед, бережно подхватывая розовые с белым лепестки.

Что можно к этому добавить?

Dixi

А.М.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Хорошо в краю родном…
[info]ezhinka@lj
2007-03-26 13:24 (ссылка)
Спасибо огромное.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fatessa@lj
2007-02-26 18:28 (ссылка)
спасибо большое!

(Ответить)


[info]nelis@lj
2007-02-26 20:56 (ссылка)
Спасибо, очень интересно :)

(Ответить)


[info]yakovis@lj
2007-02-27 00:14 (ссылка)
Интересно все-таки, что произойдет на нашем веку с индустрией продаж. Ведь не только в этой области 97% стоимости уходит на маркетинг, розницу etc. И кто-то должен научиться в своих небольших нишах использовать эту ситуацию.

(Ответить)


[info]libellule_fun@lj
2007-02-27 04:50 (ссылка)
Охохонюшки, а я-то думаю, почему подобрать духи - такая проблема для меня. Хорошо, если за год один аромат понравится.

(Ответить)


[info]la_myrrhe@lj
2007-02-27 06:02 (ссылка)
Спасибо за труд! Вот что показалось странным: парфюмер начинает свой день с анализа ароматов конкурентов, чтобы сделать такоеже, но чуть другое. Как же тогда постоянные "инновации" с их перевернутыми пирамидами, современными шипрами и т.д.?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ezhinka@lj
2007-02-27 07:03 (ссылка)
Весь этот текст, конечно, относится к рядовому труду парфюмера из большой корпорации, которая дерется за брифы для ароматов Бритни Спирс или Кэрри Бредшоу, как ее там :)
Эксклюзивные вещи домов, которые сами занимаются своими ароматами (Герлен, Шанель, Эрмес), конечно, делаются не на таком потоке :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]la_myrrhe@lj
2007-02-27 07:57 (ссылка)
Спасибо за разъяснение :)

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2007-03-28 10:36 (ссылка)
Извините, у меня нет аккаунта "здесь", и не хочу заводить раи одного случая, не мог ли бы вы, мне дать вашу аську или почту. У меня несколько вопросов по поводу производства. worktemp@gorodok.net
Игорь

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bumbiere@lj
2007-02-27 09:25 (ссылка)
спасибо, было интересно и познавательно!

(Ответить)


[info]barbarissa@lj
2007-02-27 10:35 (ссылка)
Спасибо за труды. Очень правильный текст для faq

(Ответить)


[info]ex_ex_ex_va@lj
2007-03-13 18:32 (ссылка)
очень интересно, спасибо большое!

(Ответить)


[info]muscarik@lj
2008-03-22 05:58 (ссылка)
Спасибо, очень интересное чтение!
Твердо надеюсь почитать книгу Ги Робера -- вся надежда на добрых франкофонов!

(Ответить)