1:19p |
Насколько велик альбом Д. Тухманова «По волне моей памяти»? Уже в течение нескольких десятилетий я то и дело слышу от разных людей, будто самая лучшая отечественная пластинка 70-х годов – это диск Давида Тухманова «По волне моей памяти», вышедший на фирме «Мелодия» в 1976 году. Хотелось бы немного порассуждать на эту тему.
Вначале хочу вспомнить, что это было за время для музыки – середина 70-х. В ти годы в нашей стране рок-музыка не пропагандировалась вообще. Официально рок-групп в СССР вообще не существовало. Зато было много вокально-инструментальных ансамблей с большими составами (10-15 человек). Солисты в них пели почти одинаковыми голосами и в одной и той же манере. И еще было много ненавистных мне тогда дудок (духовых).
В то время у меня уже был ламповый магнитофон, благодаря которому я взахлеб слушал целыми альбомами Creedence Clearwater Revival «Cosmo’s Factory», «Mardi Gras», The Sweet «Sweet Fanny Adams», сборники Nazareth, T.Rex, Suzi Quatro, Shocking Blue, конечно же, The Beatles и всяких демократов типа «Червоных гитар», «Пудиса» и т. д. Это вовсе не значит, что я вообще не любил наши ВИА. Мне нравились «Веселые ребята» (допугачевского периода - с Лерманом и Пузыревскими аранжировками), первые селезневские миньоны «Лейся, песня» («Песня про сапожника», «Объяснить невозможно»). И вроде бы всё. Правда, тогда еще существовали «Цветы», в которых было всего 4 человека и не было дудок, но все равно звучали они по-совковому как «Самоцветы».
В магазинах «Мелодия» в то время из зарубежной музыки свободно продавалась немногочисленная зарубежная эстрада – Хампердинк, Матье по 2 руб. 15 коп. – это не было дефицитом. А вот рока типа «Назарета» не было вообще. Демократы, продававшиеся по 3 рубля, быстро сметались и были дефицитом… Вот такое было тогда время.
Осенью 1976 года я зашел к своему однокласснику – такому же меломану, как и я, - и он мне похвалился: «Смотри, что купила моя мама – диск Тухманова «По волне моей памяти». Мама купила его из-под полы за пятерку».
Первый мой вопрос был: «А зачем надо было переплачивать? Советский композитор, советские исполнители. Подождал бы месяц, и диск свободно появился бы в продаже».
- Ты ничего не понимаешь. Эта пластинка очень крутая. - Чем же она такая крутая? Заведи что-нибудь послушать.
Друг завел «Из вагантов». Я спрашиваю: «И что тут такого крутого? Обычная традиционная ВИА-стилистика, не лучше, чем та же «Объяснить невозможно» «Лейся, песни».
Друг куда-то торопился, и больше мне ничего с этой пластинки послушать не дал…
Спустя месяц, когда я приехал ГУМ, увидел на 3-й линии длиннющую очередь. «Что дают?» - «Диск Тухманова «По волне моей памяти».
Я отстоял в очереди 2 часа, купил пластинку. Дома завел, дослушал до конца – и… ничего не понял! Мне трындели, будто это невероятно круто, я-то ждал рок типа «Криденс» или «Назарет». А услышал – снова стилистику ВИА, опять те же голоса, что и в «Веселых ребятах», «Лейся, песне», «Надежде» и др. А главное – снова множество ненавистных мне дудок. Послушал второй раз, третий – впечатления остались без изменений. К тому же и песни мне не очень понравились. Кроме «Из вагантов» больше хитов я там не обнаружил. Да и музыка меня, мягко говоря, удивила. В «Я мысленно вхожу в ваш кабинет» был длинный джаз-роковый инструментальный проигрыш – но я уже тогда знал творчество «Чикаго», так что ничего оригинального в нем не услышал. Еще там были элементы фанка, но, опять же, звучащие ущербно и не фирменно.
Одна из песен была на английском – и она тоже звучала по-совковому. Другая - частично была на польском языке – эта песня 1976 года звучала менее современно, чем «Червоны гитары» 1966 года… В общем, я тогда остался сильно разочарован диском Тухманова «По волне моей памяти»…
А в начале 1977 года я с температурой 41,3 загремел в больницу. Провалялся там 3 недели. На соседней койке лежал какой-то майор. Мы с ним часто говорили о музыке, и он мне тоже нахваливал этот тухмановский диск. Когда я выписался из больницы, я, истосковавшись по музыке, стал запоем слушать все, что у меня дома было. И… не обнаружил этого диска Тухманова! Мама мне объяснила, что из-за того, я ей жаловался, что «По волне моей памяти» мне не понравился, она продала его соседке (та очень просила).
На следующий день я отправился по дисковым магазинам, чтобы купить его и послушать еще раз. Приехал в ГУМ – нету! На Калининский в «Мелодию» – нету! Еще в два-три магазина – опять нету! Что за черт, почему дефицит?!!! И только в магазине «Ноты», что на старом Арбате, я купил этот диск.
Кстати, больше я его в продаже не видел ни разу: весной 1977 года диск Тухманова «По волне моей памяти» был снят с производства. Многие говорят, что это якобы из-за чрезмерно радикальной музыки. На самом деле это не так, причина была в другом.
Когда вышел этот диск, к этому времени два исполнителя с него – Наталья Капустина (исп. 2 песни) и Александр Лерман (1 песня) эмигрировали из СССР. А весной 1977-го уехал еще и Мехрдад Бади (2 песни). Итого, 5 песен из 10 на диске исполняли эмигранты! Именно по этой причине диск и запретили.
В нынешние времена «По волне моей памяти» не раз издавался на компакт-дисках. Однако сколько я его ни слушал, мои детские впечатления об этой пластинке не изменились. Те же «Веселые ребята» «Любовь – огромная страна» вызывают меня гораздо больше восхищения, нежели этот тухмановский диск.
ТАК МОЖЕТ ПЛАСТИНКА ДАВИДА ТУХМАНОВА «ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ» ВОВСЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЙ ВЕЛИКОЙ, КАК НАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ? |