farnabaz's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Thursday, February 11th, 2010

    Time Event
    7:01p
    Инструкция Николая I генерал-губернатору
    Инструкция, данная императором Николаем I генерал-адъютанту П. Н. Игнатьеву при назначении его Витебским, Могилевским и Смоленским генерал-губернатором. 2 июня 1853 г.

    Не посетуй на меня, что расстраиваю тебя назначением. Ты мне нужен и, верно, мне не откажешь... Тебе вверяю край несчастный, край к управлению трудный. Read more... )


    «8 февраля 1855 года за десять дней до рокового 18 февраля имел я счастие представиться по случаю назначения Петербургским военным генерал-губернато­ром. Объясняя подробно о крае, который был мне поручен, Государь изволил отозваться, что, так как новые обязанности мне вполне известны, то Его Величе­ство ограничивается требованием откровенности и правды, и примолвил, что в этом отношении моя предшествовавшая служба была ручательством. По оконча­нии объяснения, я сказал, что „при военных обстоятельствах считаю мое назна­чение за особенную милость как доказательство доверия Вашего, но если бы Бог привел дожить до времени обыкновенного, то Вы сами удостоверясь, что мои физические силы не соответствуют обязанностям". Государь с умилительною простотою отвечал: „Уже и все недолго; дотянем вместе, а если выходить в отставку, то на одном гербовом листе и просьбу писать будем"».
    Генерал-адъютант Павел Игнатьев

    Публикуется по: ОР РНБ. Ф. 738 (В. В. Стасов). Д. 28 (Сборник копий документов из архива III Отделения). Л. 133-135.

    Цит.по сборнику "Николай I: Личность и эпоха.Новые материалы"

    Current Music: Боже, царя храни
    7:08p
    Именное повеление
    "Образ барина, который в своем кругу танцует мену­эт и говорит по-французски, а едва попав в поместье, превращается в зверя и мучает крепостных, умозрите­лен. Скрыть потерю человеческого облика невозмож­но. От злодея пострадают родные, домочадцы, соседи, проезжие... Эта особенность в поведении барина-самодура хорошо подмечена Пушкиным в «Дубровском»: Троекуров не только тиранит своих людей, но и выпус­кает медведя на учителя-француза Дефоржа, под име­нем которого скрывается главный герой.
    У Троекурова был реальный прототип — богатый рязанский и тульский помещик генерал Лев Дмитри­евич Измайлов, родившийся в 1764 году и куролесив­ший на своих землях четыре царствования подряд. Выйдя в отставку, он не без подкупа стал рязанским предводителем дворянства, благодаря чему завязал самые тесные отношения со всей местной админист­рацией. Покровительство высших по чину и страх низших долго позволяли ему оставаться безнаказан­ным.
    Его бесшабашная удаль, широкое барство и крутой нрав вызывали смешанное чувство трепета и восхище­ния. Одаривая и карая, Измайлов не делал различий между собственными холопами, местными чиновни­ками, соседями-дворянами, купцами —■ на всех прости­ралась его власть. Однажды он пожаловал исправнику тройку с экипажем и тут же заставил самого выпрячь лошадей и на себе под свист арапника отволочь карету в сарай. Мелкого стряпчего могли высечь на конюшне и посадить на хлеб и воду в подвал. Одного соседа-по­мещика по его приказу привязали к крылу ветряной мельницы. Другого вымазали дегтем, обваляли в пуху и с барабанным боем водили по деревне. Иной раз под горячую руку Измайлов травил гостей волками и мед­ведями. Напоив мертвецки человек 15 небогатых сосе­дей, он приказывал посадить их в большую лодку на колесах, привязав к обоим концам по медведю, и спус­тить с горы в реку.
    Редко встречая сопротивление, самодур, как и пуш­кинский Троекуров, высоко ставил людей, умевших по­стоять за себя. Однажды высеченный им чиновник позвал генерала крестить первенца, а после купели велел своим крепостным выпороть крестного отца. Сме­лость чиновника так потрясла Измайлова, что он, вер­нувшись домой, сразу отписал крестнику деревню в подарок.
    В самом начале царствования Александра I, в 1802 году, император отдал негласное распоряжение туль­скому губернатору «разведать справедливость слухов о распутной жизни Л. Д. Измайлова», но тем дело и кон­чилось. Во время войны с Наполеоном отставной гене­рал, потратив миллион рублей, сформировал рязан­ское ополчение, возглавил его, сражался с французами и даже участвовал в заграничном походе. Его кипучая натура жаждала событий и крайностей. Повздорив с военным генерал-губернатором Рязанской, Тульской, Тамбовской, Орловской и Воронежской губерний А. Д. Балашовым (прежде министром полиции), Измай­лов в 1818 году согнал за одну ночь на земли врага сот­ни крепостных, которые вырубили у того весь строе­вой лес и сплавили его по реке в измайловские вотчины. В это время Балашов был членом Государст­венного совета и весьма влиятельным лицом, однако возбужденное им дело тянулось восемь лет.
    В 1826 году «дворовые женки» подали на Измайлова жалобу в Сенат, а для верности и самому государю.Read more... )

    Current Music: Боже, царя храни

    << Previous Day 2010/02/11
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org