Походы Хабарова, описанные им самим
"Каждый день так пленительны зори,
И одна неизбывно зовет
За тайгу, на далекое море,
На туманный и мглистый восход.
.............................
Веет ветер с востока, он свежий.
Скоро ичиг обует нога.
Скоро кровью людской и медвежьей
Будет мыться святая тайга."
Лев Гумилёв
"..И плыл из того города до камени четыре дни .А на другой день, что был из того города князь Толга, и тот Толга скрал нож и сам себя поколол.
Тут все улусы частые, невеликие юрты, по десяти юрт в улусе...сто дватцать.
А каменем плыли два дни да ночь.И каменем все улусы невеликие .А людем выше камени и в камень зов им гогулы.И тут людей нет.А за каменем первого дни проплыли улусов дватцать один улус.И того дни в последних улусах языков имали, а иных рубили, и ясырь похватали.
А на другой день плыли всё улусами же .И с правую сторону выпала река,зов ей Шингал.И по той реке, сказывают, что живут многие люди, да и городы де у них есть.И на усть той реки Шингал стоят на той же стороне два улуса великие.В тех улусах юрт шестьдесят и болши.И я ,Ярофейко, с того у них улусу с мужиков ясак прошал, и они, мужики, нам отказали и ясаку государю не отдают.И ясырь тот их, мужиков,похватали мы, казаки, и многих людей побили и порубили.И под тем улусом ночевали.
И поплыли вниз по Амуру, и плыли два дни и ночь, и улусы громили, все улусы.А юрт по штидесят и по семидесят в улусе.И мы в тех улусах многих людей побивали , и ясырь имали.
И плыли семь дней от Шингалу дючерами.Все улусы болшие, юрт по семидесят и по осмидесят.И тут все живут дючеры.А всё то место пахотное и скотное.И мы их в пень рубили, а жён и детей их имали, и скот.
И в осмой день поплыли...стоит на правой стороне на каменю улус, велик гораздо.И с того места люди пошли имя ачаны.И с того места и до моря место не пашено, и скота нет, а живут все рыбою.
И от того улуса плыли двои сутки.И тут стали приходить улусы юрт по сту.И как к улусу в стругах приедем, и они на берег вскочили, и из стругов с нами дерутся.
И, Божией милостью и государским счастьем, тех многих людей побивали.
И сентября в 29 день наплыли на улус на левой стороне, улус велик.И яз, приказной Ярофейко,и служилые и волные казаки посоветовали, и в том улусе усоветовали зимовать.И тут город поставили, и с судов выбрались в город.И которых имали, пловучи, мужиков...оттуду, и те ачаны и ясак к нам привозили.
И октября в 5 день оснастили мы два судна, и парусы вверх бегали сто человек для корму по рыбу.И ходили в тот поход пять дней.И те свои суды в тех улусах в двух нагрузили.И в та поры,собрався, те дючеры и ачаны, человек с тысячю,октября в 8 день, на утренней зоре, на тот наш город из прикрыта напустили, со все стороны тот город зажигали..А нас в та поры в городе было сто шесть человек .И , Божиею милостью и государским счастьем, холопи государевы, служилые люди и волные казаки, справились, и в куяки изоболочены были, и молились Спасу и пречистой Богородице, и Николе Чудотворцу, и радеючи государю, и помираючи за веру крещёную,и не щадя лица своего, против государева недруга, и на вылазку семьдесят человек выскачили, а тритцать шесть человек в городе остались.И дрались с ними часа два боевых,и с башен на них, ачан и дючер, из пушек били и из мелкого оружья.
И тут, Божиею милостию, ..и пречистые Богородицы, и государевским счастьем, тех иноверцов многих побили.И нападе на них, собак, иноверцов, страх Божий, и против грозы и нашего бою стоять не могли, и побежали врознь.И мы за ними побежали, и в тыл их много побили, и языков многих перехватали.И в струги они, иноверцы, побросались, и на великую реку Амур отгребали.А струги у них болшие и с выходами, и краски навожены.А в один струг садятца человек по пятидесят и по шестидесят.
И мы, холопи государевы, служилые и волные казаки, в город собрались.
И яз, Ярофейко,у языков роспрашивал про то войско.И языки нам в роспросе винились, что де собиралась наша Дючерская земля и Ачанская вся, а войска де нашего было восмьсот, и вы де побили у нас многих людей.И мы круг города их, иноземцов, побитых считали.И всех их побили сто семнатцать человек.И у нас на том бою одного человека досмерти убили, именм Никифора Ермолаева, а изранили нас пять человек.
И с рыбою на судах после той драки на другой день приплыли.И тот город накрепко укрепили, и в том городе зимовать стали.И те иноверцы не появляются к нам.
И ноября в 28 день подсмотрили холопи государевы, служилые люди и волные охочие казаки, иноверские дороги санные, и ездят на собаках.И подсмотря те дороги, и мне, Ярофейку, сказали
И яз, Ярофейко, посылал служилых и волных охочих людей сто дватцать .человек.Шли день и подошли сакму...И тут, Божиею милостью и государским счастьем, (поймали) добрых людей, ачанского князя Кечи двух братьев и ясырь, а иных улусных мужиков многих побили.Из того походу в город с теми мужиками и с языки пришли на третей день.И тот Кеча под братий своих ясак, поминочные соболи,(дал).И всё то писано в книгах ясачных.И что ясачной казны собрано и поминочной, и то всё будет писано перечнем в сем отпуске.
И жили холопи государевы, служилые и волные охочие казаки, в том городе зиму.А кормились мы, казаки, во всю зиму в Ачанском городе рыбою.А рыбу ловили крюки железными, и свою голову тою рыбою кормили.
И марта в 24 день, на утренней заре, с верх Амура реки славные ударила сила из прикрыта на город Ачанской, на нас, казаков, сила богдойская, все люди конные и куячные.И наш казачей есаул закричал в городе Андрей Иванов, служилой человек: Братцы казаки, ставайте наскоре и оболокайтесь в куяки крепкие.И метались казаки на город в единых рубашках на стену городовую.И мы, казаки, чаяли из пушек из оружья бьют казаки из города, ажно бьёт из оружья и их пушек по нашему городу казачью войско богдойское.
И мы, казаки, с ними, с богдойскими людми, войском их дралися из-за стены с зори и до схода солнца.И то войско богдойское на юрты казачьи пометались, и не дадут нам, казакам, в те поры пройти через город.А богдойские люди знамёнами стену городовую укрывали.И у того нашего города вырубили они, богдойские люди, три звены стены с верху до земли.
И из того их, богдойского, войска кличет князь Исиней царя богдойского и всё войско богдойское : не жгите и не рубите казаков, емлите их, казаков, живьём.И толмачи наши те речи князя Исинея услышали, и мне, Ярофейку, сказали.
И услыша те речи у князя Исинея, оболокли мы, казаки, все на ся куяки.И яз, Ярофейко, и служилые люди и волные казаки, помолясь Спасу и пречистой владычице нашей Богородице, и угоднику Христову Николе Чудотворцу, промеж собой прощались.И говорили то слово яз,Ярофейко , и есаул Андрей Иванов, и всё наше войско казачье : умрём мы, братцы казаки, за веру крещёную, и постоим за дом Спаса и пречистые, и Николы Чудотворца, и порадеем мы, казаки, государю, и помрём мы , казаки, все за один человек против государева недруга, а живы мы, казаки, в руки им , богдойским людям, не дадимся.
И в те стены проломные стали скакать те люди богдоевы.И мы, казаки, прикатили тут на городовое проломное место пушку медную и почали из пушки по богдойскому войску стрелять из города и из иных пушек железных бити ж стали по них, богдойских людях.Тут и богдойских людей , и силу их всю, Божиею милостию и государским счастьем, и нашим радением , их, собак, побили много.
И как они, богдои, от того нашего пушечного бою и от пролому отшатилися прочь, и в та поры . выходили служилые и волные охочие казаки, сто пятьдесят человек, в куяках на вылазку богдойским людем за город, а пятьдесят человек осталось в городе.И как мы к ним, богдоем, на вылазку вышли из города, и у них, богдоев, тут под городом приведены были две пушки железные.И, Божиею милостию и государским счастьем, те две пушки мы, казаки, у них, богдойских людей и у войска, отбили.И у которых у них, богдойских людей, у лутчих войтинов, огненно оружие было, и тех мы людей побили , и оружье у них взяли.
А которые на вылазке (были) казаки, сто пятьдесят шесть человек, и радеючи государю, и помня крестное целование, не щадя лица своего, против государевых недругов дралися с ними, богдойскими людми, мы, казаки, саблями,и Божиею милостию и государским счастьем, и радением, и промыслом твоим, Дмитрей Андреевич да Осип Степанович, мы, казаки, тех богдойских людей на вылазках многих побили.
И нападе на них, богдоев, страх великий, и Божиею милостию...и пречистые владычицы Богородицы, и святого угодника Христова Николы чудотворца, и все достальные богдойские люди прочь от города побежали врознь.
И мы, казаки, у них, богдоев, языков переимали.Да у них же, богдоев, отбили восьмсот тритцать лошадей с запасы хлебными.Да у них же, богдоев, отбили семнатцать пищалей скорострельных.А те их пищали-по три ствола и по четыре ствола вместе.А замков у тех скорострельных пищалей нет.Да у них же отбили две пушки железные, да восмь знамён богдойских.
И тех языков яз, Ярофейко, роспрашивал накрепко.И те языки в роспросе мялися.И стал говорить язык , царя богдойского служилой человек Нюлгуцкого города именем Кабышейка.И тот стал говорити : яз де вам скажу всю казаком свою правду, что де таить.Про вас пришла де к нам весть осенесь.С усть Шингалу реки приехали де дючерские мужики к нам , ко князю Исинею да к Иведакамахе, да Тамфимадге, что де сидят в том Нюдгуцком городе, посланы от царя богдойского посаженика от Учурвы, и те дючерские мужики росплакались и говорят, что де приехали руские люди и нашу де землю всю выевали, и вырубили.И жён наших и детей в полон взяли.
И мы де своими людми дючерскими и Дючерскою землёю собирались, и на них ходили, на город напускали не на великие люди.Да тут де нас мало не всех побили.И нам де против их стоять не можно, и вы де нас обороняйте.А не станете нас оборонять, и мы им станем ясак давать.
И князь Исиней с товарыщи о том отписывал в Надымны в город к царю Учурье.И посылали с отписками богдойского служилого человека.И ходил де месяц наскоре.А ходить из Нюлгуцкого города в тот город Надымны степью с правую сторону.И на дороге, идучи мимо,-два города, город первой Лабей , а другой город Тюмень.И те городы все каменные.А юрт в том городе по тысяче и по две, и по три.А иные юрты каменные.И в том городе в Надымнах седит царь Учурва.А посаженик тот царь Учурва от богдойского Шамшакана.
И как тот служилой человек приехал от царя Учурвы, и прислал он грамоту, и велено де итти князю Исинею с товарыщи, и велено де собрать войско великое, и велел итти на вас, казаков, и вас, казаков, велел иных побити, а иных велел живых казаков взяти и к себе поставити в землю с оружьем вашим, казачьим.
Да... с нами было пятьсот, да из Манзанского улуса людей было с нами четыреста дватцать человек, да дючеров было с нами со всей реки сот с пять и болши.А тот де улус Манзанской стоит от нас на полудне от...,и тот де улус на одной стороне реки.А юрт в улусе с тысячу.
А на другой стороне Шингалу против того улус стоит таков же.
А ехали де мы из Нулгуцкого города до ся мест три месяца на конех, а коней было у нас имано на двух человек три лошади.
А от нашего де города стоит (город), Нюлгуцкого города болше.А около де того города живут Мовчена сведенцы, даурские люди и тунгусы.И те мужики хлеб пашут на царя Шамшакана и овощи водят.И от того города Мовчена дорога в Богдойскую землю к царю Шамшакану.
А яз де, мужик, родом Никанской земли.А наша де земля Никанская от Богдойской земли стоит на востоке.Река де есть в нашей земле Бучун порубежная.А пала та река своим устьем в море.А людей по той земле много.А людям тем зов никаны.А лица у них черны, бородаты.
А другая де река есть неподалёку.Имя ей Шунгуй.А по той де реке живут никаны ж, многие люди.Да город де на той реке стоит. И в том де городе живёт царь никанский Зюлзей.Да иные де городы по той реке есть многие, все каменные.А бережёмся от богдойского царя, что де нас богдойской царь Шамшакан никанских людей в пределах воюет.А всей земли овладеть не может, потому что та Никанская земля несказанно велика.А никанской де царь ясаку никому не даёт.
Да в той же земли Никанской в нашей родится золото и серебро, и жемчуг в раковинах находят в реке, и каменье дорогое.Да в нашей де в Никанской земле родятся шёлки розные.А делают из шелков из тех камки и отласы , и бархаты.А бумагу де хлопчатую сеют.А из той бумаги делают кумачи.
И яз, Ярофейко, того мужика расспрашивал, при какове де то золото и сребро мест родится.И тот мужик сказал : родится де то золото и сребро , есть де река, пала из болота, впала устьем в море.А та река невелика.На той реке есть камень, а в том де каменю та золотая гора.А ломают ту руду золоту ломами железными.И у той де золотой руды стоит город каменной.
Да и служилые люди живут многие на той же реке пониже того камени.И в той реке находят в раковинах жемчуг да и сребро на той реке родится.Да и в иных местах в той Никонской земли серебро родится во многих местах, а золото родится в одном месте.И из той де НИканской земли во всей орде, в Богдоеве земле,-золото и серебро, и шёлк, и камки, и всякие узорочья.А в иных землях яз де не слыхал про золото и про серебро, что родится опроче Никанской земли.
И роспрося тех языков , круг того Ачанского города смекали, что побито богдоевых людей и силы их шестьсот семьдесят шесть человек наповал.А нашие силы, казачьи, от них легло от богдоев десять человек, служилых двое да волных казаков восмь человек.Да переранили нас, казаков, на той драке семьдесят восмь человек.И те от ран оздоровели.А кого убили у нас, казаков, и кого переранили, тому роспись под сей отпискою.
И после той драки тех иноверцов не видали у города ни одного человека, где мы зимовали.И от того места, сказывают, до гиляк поплаву десять дней. А гиляки живут до моря и круг моря."*
*Источник этой и последующих записей-фундаментальный труд Г.Б.Красноштанова.
Imported event Original