Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет flying_bear ([info]flying_bear)
@ 2011-09-18 20:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Р. Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
"Еще там был Джон фон Нейман, великий математик. Мы обычно ходили на прогулки по воскресеньям. Мы гуляли по каньонам, часто с Бете и Бобом Бэчером. Это доставляло нам большое удовольствие. А фон Нейман подал мне интересную идею: вовсе не обязательно быть ответственным за тот мир, в котором живешь. В результате совета фон Неймана я развил очень мощное чувство социальной безответственности. Это сделало меня счастливым человеком с тех пор. Именно фон Нейман посеял зерна, которые выросли в мою активную позицию безответственности!"


(Добавить комментарий)


[info]seminarist@lj
2011-09-18 15:11 (ссылка)
Жалко, что это был фон Нейман, а не фон Браун.

'Once the rockets are up, who cares where they come down? / That's not my department', says Wernher von Braun."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 15:59 (ссылка)
Ну, это был вообще довольно распространенный подход. Известное высказывание Ферми по поводу атомной бомбы: "В конце концов, это прекрасная физика".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aron_turgenev@lj
2011-09-18 15:14 (ссылка)
Лябопытно, что фон Нейман как и его земляк Эдвард Теллер был вполне себе ястребом в политической жизни.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 15:58 (ссылка)
Фейнман, насколько понимаю, тоже был весьма правым (хоть и не столь политически активным). Не вижу тут противоречия. "Чужого горя не бывает", в преломлении на политический язык - это, скорее, левая идея. Ну, типа, за всех страждущих и обездоленных.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zigel@lj
2011-09-18 15:24 (ссылка)
Ну Фейнман шутник еще тот. А если он не шутил в этот раз, то как надо относится к подобным мыслям / модусам?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 15:58 (ссылка)
Нет, думаю, вот это конкретно место написано всерьез.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 16:42 (ссылка)
Да, извините, не ответил на вторую часть вопроса. Как я лично отношусь к подобным мыслям/модусам (конечно, я никогда не рискну учить, как надо к ним относиться)? Ну... в свете учения Будды о Срединном Пути. Избегать крайностей. С одной стороны, столько чудовищного, кошмарного зла совершено во имя женщин-стариков-детей, и вообще несчастных страдальцев... С другой стороны, полный эгоизм, разумеется, тоже не похвален.

То есть, мое личное отношение такое, которое выражено в известной молитве: Господи, дай мне душевное спокойствие принимать то, что я не могу изменить, мужество изменять то, что могу, и мудрость всегда отличать одно от другого.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zigel@lj
2011-09-18 17:56 (ссылка)
Спасибо, но все равно непонятно. Социальная безответственность является неким перпендикуляром тому и сему. Кстати популярный перпендикулярный герой доктор Хаус зовется в народе мизантропом. Видимо, Фейнман решил для себя задачку. Оптимальным способом. И (сказал, что) стал счастливым. Правда против истины. Кому судить?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 18:13 (ссылка)
Я ничего не знаю про доктора Хауса. Не смотрел. "Социальную безответственность" Фейнмана нужно, видимо, понимать правильно, с учетом, например, его роли в расследовании катастрофы Челленджера, его колоссальной преподавательской деятельности, его усилий по популяризации физики (он, несомненно, является одним из лучших популяризаторов науки всех времен и народов). Думаю, речь идет о четком разделении того, где ты можешь что-то сделать, и где ты ничего сделать не можешь. И необходимости сосредоточивать усилия на том, что реально от тебя зависит.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]q_w_z@lj
2011-09-18 16:55 (ссылка)
Блеск!

(Ответить)


[info]_zerkalo_@lj
2011-09-18 17:40 (ссылка)
Оттуда же:

Вскоре я вернулся к цивилизации и поехал в Корнелл преподавать, и мое
первое впечатление было очень странным. Я не могу его понять до конца, но
мое чувство было очень сильным. Например, я сидел в ресторане в Нью-Йорке,
смотрел на здания и, знаете ли, начинал думать о том, каков был радиус
разрушения от бомбы в Хиросиме и тому подобное... Как далеко отсюда 34-я
улица... Все эти здания - разрушенные, стертые до основания и все такое. И
когда я проходил мимо и видел людей, возводящих мост или строящих новую
дорогу, я думал: они сумасшедшие, они просто не понимают, они не понимают.
Зачем они делают новые вещи? Это же так бесполезно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 18:13 (ссылка)
Да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_zerkalo_@lj
2011-09-18 18:19 (ссылка)
Это пример социальной ответственности, кмк, хоть и задним числом.
Я к тому что, он не был категоричен, и его социальная безответственность -- зачастую -- просто маска.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-18 18:22 (ссылка)
http://flying-bear.livejournal.com/1225016.html?thread=20330040#t20330040

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_zerkalo_@lj
2011-09-18 18:26 (ссылка)
Да, пожалуй так.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shkrobius@lj
2011-09-18 20:26 (ссылка)
Я недавно думал на эту тему: что на самых ответственных местах должны, по логике, сидеть совершенно безответственные люди, потому что те, кто по-настоящему ответственны, с трудом могут отвечать за себя и еще немногих, тогда как безотвественному все трын-трава: он за "дело" отвечает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-19 04:11 (ссылка)
В общем, как говорил Талейран, "поменьше усердия". В смысле - звериной серьезности.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]o_proskurin@lj
2011-09-18 21:40 (ссылка)
О! Наконец-то среди упоминаемых Вами ученых - человек, с которым я был лично знаком. Ну, или, по крайней мере, человек, которого я лично видел)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-19 04:11 (ссылка)
А кто, если не секрет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]o_proskurin@lj
2011-09-19 10:57 (ссылка)
Не секрет, конечно. Бете. Я ведь работал в Корнелле.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-19 11:17 (ссылка)
Я так и подумал. Завидую. Один из величайших физиков двадцатого века, причем, я бы сказал, сильно недооцененный широчайшей общественностью. Кроме физиков, о нем почти никто не слышал.

Один из моих главных личных героев. В профессиональном смысле, как о человеке я о нем почти ничего не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]o_proskurin@lj
2011-09-19 17:09 (ссылка)
Да и я, наверное, ничего не знал бы о нем, если бы не...
Как человек - в высшей степени незаурядный и во многих отношениях очень привлекательный.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ka_fe_en@lj
2011-09-19 04:14 (ссылка)
Человек, который считает, что несет ответственность за ВЕСЬ окружающий мир, де-факто не отвечает ни за что, т.к. это попросту невозможно (зато, заметим в скобках, это очень удобная позиция для того, кто хочет оправдать собственное безделие. Типа, почему в свинарнике навоз не вывезен? - а когда его вывозить? мы вчера весь день на партсобрании осуждали диктатуру Пиночета!) Человек, который реально хочет ЗА ЧТО-ТО отвечать, поневоле ограничивает сферу своей ответственности сферой своих возможностей. Тут и с Сократом можно параллель провести при желании - "говоря, что я ни за что, кроме сферы своей непосредственной компетенции, не отвечаю, я, тем не менее, отвечаю за большее, чем тот, кто говорит, что отвечает за весь мир". "По-моему, так" (ц) Винни-Пух.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2011-09-19 11:18 (ссылка)
Да, наверно, так.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]2born@lj
2011-09-19 12:32 (ссылка)
Ну конечно, эгоизм всегда найдет себе оправдание.

(Ответить) (Уровень выше)