Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Фанни ([info]funny)
@ 2011-02-12 00:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Привет Копернику
Вот тут недавно все шумели про очередной опрос ВЦИОМа, который показал, что сколько-то там дохуя процентов россиян уверены, что солнце вращается вокруг земли.
Ах, стыдно, стыдно! Позор нам, позор и всё такое.

Так вот, что я вам хочу рассказать по этому поводу, позорные мои соотечественники.
Нам как-то давно, еще на прежнюю работу, приходили подобные опросники. Не из ВЦИОМа, но тоже из какой-то подобной конторы.
Мы всем отделом ломали головы над тем, что хотел сказать аффтар этих вопросов.
Потом написали на незаполненных бланках: "переформулируйте вопросы, потому что ничего не понятно" и отправили их обратно.
Вероятно, мы у социологов по результатам того опроса тоже получились "очень тупые" или что-то в этом роде.
То есть, вопросы скорее всего были просто бездарно сформулированы.

Ну вот представьте, получаете вы опросник, в котором написано:
"Могли бы вы согласиться с человеком, утверждающим, что солнце вращется вокруг земли, а не наоборот?"
Вы черешете репу и думаете:
"Хм, ну, в принципе, могу себе представить такую ситуацию, что мне с человеком не хочется спорить, даже если он очевидные глупости говорит. Может быть это мой начальник, или старенькая неграмотная бабушка. Так что - да, в принципе, я могу согласиться в некоторых ситуациях".
И честно ставите ответ - "да".
А потом работнички ВЦИОМа обрабатывают вашу анкетку и записывают: "тааааак... еще один дурень не знает, что земля вокруг солнца вращается!"


(Добавить комментарий)


[info]andrzejn@lj
2011-02-12 02:47 (ссылка)
Верю, что они умеют эдак сформулировать. Но в данном случае - увы, нет.

Пример из жизни: вчера вечером по пути с работы коллега, толковый программист двадцати с чем-то лет, полюбопытствовал о механике лунного затмения. Как получается солнечное, он понимал, а лунное - нет. Я даже не сразу поверил, что он это серьёзно. Потом ещё пришлось объяснять, что лунная тень меньше поверхности Земли и ползёт по ней, а земная тень закрывает Луну полностью.

Конечно, это не Солнце вокруг Земли, но и коллега не из одной трети уличного населения.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]andrzejn@lj
2011-02-12 03:08 (ссылка)
Да, понял с лёту, за пару минут, даже на пальцах показывать не пришлось. Он действительно толковый. Просто - не знал фактов и не представлял картинку наглядно, чтобы додуматься самостоятельно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]funny_smile@lj
2011-02-12 05:14 (ссылка)
Да, я с таким тоже сталкивалась, когда грамотные в других отношениях люди неожиданно не знают элементарных вещей. Сейчас сходу вспомнить не могу, но помню, что в такие же ситуации попадала неоднократно. Сначала думаешь, что над тобой шутят, потом начинаешь рассказывать - всё так же.
Я сама точно так же удивила однажды своего коллегу, когда стоя перед сломанной служебной машиной с открытым капотом, попросила его показать мне пальцем, где тут у нее что.
Он тоже на меня смотрел, как на инопланетянина.
Самое смешное, что я автомеханический институт закончила. Который автомобильных инженеров выпускает)) Просто я училась на отделении, которое занималось не автомобилями, а роботами. Строго говоря, я инженер-робототехник.

Всё равно, мне кажется, есть какие-то объективные причины для того, что люди так отвечали.
Вполне возможно, что люди, например, считают, что и то и другое утверждение верно. И что солнце вокруг земли вращается и что земля вокруг солнца. "Всё относительно" типа. И, кстати, в чём-то они в таком случае правы даже больше Коперника))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andrzejn@lj
2011-02-12 05:52 (ссылка)
Ну да, Земля вокруг Солнца правильнее только в том смысле, что сильно упрощает формулы модели. Без эпициклов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]funny_smile@lj
2011-02-12 09:20 (ссылка)
Многие вполне могут помнить те уроки астрономии, на которых говорилось, что Солнце и Земля вращаются вокруг общего центра системы. Нам тогда достаточно четко это вдалбливали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andrzejn@lj
2011-02-12 09:41 (ссылка)
Помню, да. Правда, нам, кажется, не акцентировали внимание на том, что этот центр масс всё равно лежит внутри Солнца, близко к его центру.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]salaminka@lj
2011-02-12 07:41 (ссылка)
вот так был проведен референдум в Беларуси, вопросы были поставлены так, что многие до сих пор не уверены з ачто они проголосовали. и получилось, что беларусы по собственной воле отказались от родного языка и исторической гос.символики :(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]funny_smile@lj
2011-02-12 09:21 (ссылка)
Запросто может быть такое, да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]incompl@lj
2011-02-12 13:15 (ссылка)
Однако если это действительно интерпретация вопроса про согласие, то какие же там необразованные идиоты, небось ещё и думающие, что хитро завуалировали настоящий вопрос

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]funny_smile@lj
2011-02-12 13:18 (ссылка)
Да нет, вопросы были нормальные (в комметах выше есть ссылка на вопросник).
Но люди реально могли почуять подвох в таком простом вопросе и вспомнить школьную астрономию, где довольно ясно расказывалось, что и земля и солнце на самом деле вращаются вокруг общего центра масс системы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]just1user@lj
2011-02-12 19:31 (ссылка)
>Согласны ли ВЫ со следующими утверждениями: Вся радиоактивность - дело рук человеческих?

Про радиоактивность очень, очень хорошо сформулировано, даже не в обороте "можете ли вы согласиться с...", а примерно как "согласны ли вы, что кипение банки с водой в фокусе параболического зеркала - дело рук человеческих?" . Понятно, что у большинства радиоактивность в той или иной степени ассоциируется с техногенными катастрофами и мелкими неприятностями (где-нибудь опять разлили немножко фонящей гадости, которую человек долго и упорно в реакторе собирал, никто не умер, но неприятно)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]funny_smile@lj
2011-02-13 04:32 (ссылка)
Да, хороший пример.

(Ответить) (Уровень выше)