Feb. 12th, 2009 @ 02:05 pm Подумалось тут... |
---|
В ЖЖ весьма уважаемого мною проф. Лопатникова разгорелся очередной этап пЫлемики на тему рождаемости и ейного стимулирования со стороны государства. Вообще-то Лопатников — солидный, неглупый дядька, и тем сильнее изумление, когда вдруг такой человек начинает нести поцреотическую пургу. Посему — не могу (с)молчать.
Рождаемость высока в патриархальном обществе. Патриархальное общество — это когда соотношение городских и деревенских жителей составляет примерно 1 к 5. Это общество, где низка производительность труда, где наука и технологии отсутствуют в принципе (учёные заняты разработкой «технологии» превращения говна в золото путём тщательного измельчения говна в ступе), где женщина является собственностью мужчины, где «защищать Родину» предполагается миллионными толпами «солдатиков» в окопах, где уровень жизни так же низок, как и уровень образования (собственно, образования как такового нет, есть передача навыков). Именно для такого общества характерна семья с большим количеством детей и поколений, живущих под одной крышей, причём не в городах — в городах рождаемость была относительно низкой всегда.
Никто из радетелей за увеличение рождаемости не имеет мужества назвать вещи своими именами. Вместо того, чтобы ясно и недвусмысленно заявить: да, мы понимаем, что в индустриальном обществе и обществе с высоким темпом научно-технического прогресса, в обществе, устремлённом в будущее, в Космос, высокая рождаемость образца 1913 г. невозможна, поэтому мы уничтожим это общество (видимо, путём обмена ядерными ударами — или сдадимся талибам?) и на его погосте выстроим любезное нашему сердцу, патриархальное. В нём будет много-много детей — и ничего больше.
Так ведь нет! Вместо этого нам предлагается плохо пережёванная кашица из демагогических сентенций, псевдопатриотических конструкт и лозунгов, рассчитанных как раз на типичного представителя патриархального общества — невежественного и неспособного к логическому мышлению. Вопрос увеличения рождаемости рассматривается механистически, начётнически, в отрыве от всего, и в первую очередь — от парадигмы общественного развития, без учёта реальных тенденций этого развития. Словом, вместо осмысления происходит забалтывание, профанация.
Возникает ощущение, что уровень футурошока, свойственный борцам за увеличение рождаемости, не позволяет им перейти от испуга к пониманию. (Собственно, нового в этом ничего нет.) Завороженные цифирью — больше детей! больше населения! — они словно не осознают, что центральный вопрос заключается вовсе не в количестве народа, а в его качестве. Уроки истории — в том, что они никого ничему не учат: гигантская и густонаселённая Индия была порабощена горсткой британцев, пять сотен бандитов во главе с Франсиско Писарро превратили Америку к югу от Рио-Гранде в пустыню, усыпанную человеческими костями, Поднебесная Империя только теперь начинает понемногу выкарабкиваться на свет после столетий прозябания на периферии Главной Исторической Последовательности. Никогда и нигде количество населяющих страну людей не служило гарантией её суверенитета. Но «роженцам» на это наплевать — или они просто не способны понять такие, в общем-то, простые вещи.
Сколько детей нам «нужно» на самом деле? Как подготовить инфраструктуру к их приходу в мир? Что делать, чтобы отвести костлявую руку голода, всё ещё сжимающую горло 9/10 населения Земли? Как от потреблятской экономики перейти в экономике человеческого и общественного прогресса? Вот какие вопросы следует нам задавать себе в первую очередь. Решив их, мы «походя» решим и вопрос смены поколений, вопрос «договора» между ними, обеспечивающего развитие каждого в интересах всех.
Но трепать языком и при этом слыть «патриотом» — конечно же, попроще будет. |
| |