Jan. 21st, 2012 @ 06:04 pm Терроризм как судьба

Этические и социальные причины Глобального джихада Салафи

Марк Сейджмен, профессор социологии Пенсильванского университета, советник правительства США по борьбе с терроризмом, автор книги Understanding Terrorist Network, представил на международной конференции в Вашингтоне свой доклад, основанный на анализе 382 досье террористов, имеющих прямое отношение к сети, именуемой «Аль-Каидой», тесно связанных с Усамой бен Ладеном, аль-Завахири, аль-Рашиди, египетской группой «Исламский джихад», «Джемайа Исламия» и филиппинской «Абу Сайаф».

Анализ Сейджмена не включал чеченцев, палестинцев, кашмирских боевиков. Он был сосредоточен, таким образом, не на тех террористах, чьи акты террора направлены против собственных правительств, а на тех, которые действуют глобально и не привязаны к какой-либо конкретной территории. Сейджмен называет этих террористов членами социального движения так называемого «Глобального джихада салафи». Салафисты отстаивают самую «аутентичную» и жесткую интерпретацию Корана и скептически относятся к поздним инновациям, которые рассматривают как еретические отступления от изначального пророческого послания.

Сейджмен считает, что есть смысл выделить «Глобальный джихад Салафи» как одну из главных стратегий исламского джихада. Впервые она была публично озвучена Усамой бен Ладеном в его фетве 1996 года, в которой он назвал приоритетной борьбу с «дальним врагом», то есть с Западом и в особенности с США и Израилем. После поражения «дальнего врага» джихад должен распространиться на «врага ближнего», на собственные продажные правительства, существующие лишь благодаря западной поддержке.

Бен Ладен призвал к нанесению врагу максимально возможного ущерба, то есть говорить с Западом на языке насилия, на том единственном языке, который Запад, по мнению Бен Ладена, понимает. При этом в качестве основного инструмента джихада он выбрал «мученические операции» смертников.

По мнению профессора Сейджмена, к последователям бен Ладена не подходят ярлыки злых религиозных фанатиков. Это хорошо образованные, состоятельные, космополитичные, женатые, работающие профессионалы, не страдающие психическими заболеваниями. Сейджмен, упоминая расхожие мнения о террористах, изображающие их как совершенно чуждых западной культуре, заявил, что «к сожалению, они от нас не отличаются».

Представление, что бедность является основным стимулом, позволяющим рекрутировать новых членов в террористическую сеть, по мнению Сейджмена, мягко говоря, упрощает картину. Большинство членов «Аль-Каиды» принадлежит к среднему и высшему классу: 17,6 % — к высшему классу, 54% — к среднему, 27,5% — к низшему классу. Лишь 16,7 % имеют неоконченное среднее образование, 12,1% — среднее, 28,8% обучались в колледже, а 33% окончили колледж, 9% имеют ученую степень. Вопреки распространенному мнению, что вербовка членов террористических групп происходит в фундаменталистских исламских школах, лишь 9,4% террористов имели религиозное образование, все остальные — исключительно светское.

Среди членов сети не было обнаружено ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег или славы. Их можно скорее охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе: 42, 5% — врачи, юристы, учителя и пр., 32,8% — профессионалы средней квалификации и только 32,8% не имеют специальной квалификации. Причем к последней категории принадлежат в основном арабы, выходцы из Магриба (Марокко, Алжир и Тунис).

Обращает на себя внимание тот факт, что в деятельность террористических организаций вовлечена главным образом молодежь. Средний возраст активистов — 25,7 года. Даже в Центральном штабе средний возраст составляет 27,9 года. На основе доступной информации о семейном статусе членов террористических группировок можно сказать, что 73% из них женаты и многие из них имеют детей. Мало кто из террористов был когда-либо вовлечен в криминальную деятельность или привлекался к суду за уголовные преступления. Есть, правда, несколько исключений среди некоторых менее благоденствующих магрибских арабов, но и они совершали мелкие преступления, вроде мошенничества с кредитными карточками и отмывания денег.

На Западе, как говорит Сейджмен, широко распространено клише: «Именно люди незападных культур и неразвитых регионов способны испытывать большое удовольствие от больших злодеяний». Однако исследования Сейджмена свидетельствуют о том, что большинство современных террористов достаточно вестернизированы и состоятельны: «Большинство этих ребят принадлежит к элите своих стран и очень похожи на некоторых из нас на Западе», поэтому-то их трудно принять за «других» или «чужаков». Но почему же эти похожие на нас молодые люди, образованные и состоятельные, психически уравновешенные и успешно социализированные, выбирают путь абсолютного нигилизма и массовых убийств мирного населения?

Сейджмен, далекий от спекуляций и предпочитающий только фактические свидетельства, считает, что давать исчерпывающие ответы на подобного рода вопросы преждевременно. Однако он обращает внимание на одну деталь, которая больше других отличает «глобальных террористов» «Аль-Каиды» от групп пакистанских фундаменталистов, талибов или чеченских боевиков: эти люди — интернационалисты, «граждане глобальной деревни», покинувшие родные места и пустившиеся в путешествие, некоторые из них — на Запад. Оказывается, 70% из них стали радикалами-исламистами и присоединились к джихаду за пределами родины, главным образом в западных странах. Характерно, что они были рекрутированы или, скорее, «рекрутировали самих себя», будучи посланы как представители элит собственных стран на учебу в США, Германию, Англию или Францию.

Один из вожаков террористической атаки 11 сентября 2001 г., Мохамед Атта, был студентом, выехавшим из Египта в Гамбург для изучения архитектуры. В Германии он организовал ячейку, координировавшую осуществление операции. Другая типичная судьба алькаидовца — выезд в благополучные западные страны в поисках материального успеха. Как правило, магрибские арабы эмигрировали в Испанию, Францию, Италию или Великобританию в поисках хорошо оплачиваемой работы. Многие из них стали гражданами этих стран, причем, по подсчетам Сейджмена, 10% выросли уже на «новой родине».

Магрибские арабы и выходцы из центральных арабских стран (Египта, Саудовской Аравии, Йемена, Кувейта) социально и географически мобильны. Некоторые из них говорят на трех-четырех языках. Их космополитизм резко отличается от локальной культуры членов фундаменталистских движений вроде «Талибана». Более того, активисты «Аль-Каиды» относятся к талибам несколько свысока, как к стаду необразованных мужланов, не умеющих ни читать, ни писать. Сейджмен отмечает, что среди «глобальных террористов» нет ни одного выходца из Афганистана. И это замечание не случайно. В свете перечисленных фактов очень трудно, замечает аналитик, говорить о том, что терроризм пришел на Запад откуда-то извне. Поэтому война с терроризмом за пределами западного мира — в Афганистане или Ираке — бьет мимо своей цели.

Халид Шейх Мохаммед, по всей видимости, один из ведущих организаторов атаки 11 сентября, был студентом Университета Северной Каролины. Ахмед Омар Шейх, осужденный за убийство журналиста Дэвида Перла, учился в престижной Forest School в Лондоне и посещал Лондонскую школу экономики. Как правило, «глобальные террористы» — это люди, оторванные от своих традиционных связей и культур. Многие из них тосковали по родине, чувствовали себя глубоко одинокими, маргинализированными и отвергнутыми обществом в странах пребывания. Они приходили в мечеть не столько из религиозных побуждений, сколько в поисках товарищей и друзей. Там они и обретали единомышленников. В мечетях они слышали радикальные проповеди об упадке и кризисе западных ценностей, о жадности и эгоизме туземцев, что в целом могло стать правдоподобным объяснением их отчуждённости и одиночества в западном мире. Ностальгирующие арабы и азиаты начали создавать свою собственную субкультуру.

Неспособность западной культуры интегрировать иммигрантов действительно свидетельствует о болезненном кризисе этого общества. Терроризм, выпестованный не в Кабуле или Каире, а в Лондоне, Париже или Нью-Йорке,— не результат проникновения на Запад мусульманских фанатиков, а следствие неспособности институтов западного общества обеспечить индивидов прочным чувством идентичности, считает Сейджмен. Арабы и другие иммигранты могут чувствовать это гораздо острее, чем коренные европейцы или американцы, но атомизация и отчуждение коснулись практически каждого гражданина «процветающих» демократий. Поэтому идеологической основой такого нового явления, как «глобальный терроризм», может в будущем стать любой другой фундаментализм, не только исламской чеканки.

Игорь Хохлов

Запись опубликована Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or there.

Об этой записи
From:[info]jacobgg@lj
Date: January 21st, 2012 - 01:45 pm
(Постоянная ссылка)
Подставьте вместо активистов исламского джихада пламенных российских революционеров и вы получите очень сходную картину и по образовательному цензу рядовых бойцов, и по их методам террористических актов, и по масштабу всемирного переустройства, перед которым отдельная человеческая жизнь не стоит ничего!
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: January 21st, 2012 - 01:46 pm
(Постоянная ссылка)
Да, безусловно в большевизме и мусульманском джихадизме много общего. Это закономерно.
From:[info]vlhart@lj
Date: January 21st, 2012 - 06:30 pm
(Постоянная ссылка)
Очень разные там были люди, особенно вначале. Не надо так поверхностно судить.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 21st, 2012 - 11:35 pm
(Постоянная ссылка)
плюсую кцтате, хоть и терпеть их не могу
From:[info]vlhart@lj
Date: January 22nd, 2012 - 01:48 am
(Постоянная ссылка)
Спасибо.

>терпеть их не могу
А Вы кого-то знали?
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 22nd, 2012 - 02:21 am
(Постоянная ссылка)
ну я не настока стара штоп знать лично :)
терпеть не могу изза того што мне левачество as is чуждо абсолютно
но признаю што многие из 1х большевиков были оч круты как люди и среди них были мега умные челы
From:[info]vlhart@lj
Date: January 22nd, 2012 - 02:28 am
(Постоянная ссылка)
>ну я не настока стара штоп знать лично

Я уже в курсе, и меня восхитило, что, при этом, Вы в теме. Серьезно.

>многие из 1х большевиков были оч круты как люди и среди них были мега умные челы

Согласен, но мне сейчас кажется, что именно они не были левыми в нынешнем смысле.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 22nd, 2012 - 02:37 am
(Постоянная ссылка)
спасиб, мне оч приятно :)

>> Согласен, но мне сейчас кажется, что именно они не были левыми в нынешнем смысле.

в нынешнем нет, в старом - да
мне близки идеи сильного правого государства, вроде рейгановских сша или чили при позднем пиночете или нынешнем пиньере
т.е. максимум частной собцтвенности, минимум налогов и т.д.
атлично понемаю в каких условиях дейцтвовали большевики и што в других условиях они врядли сталиб так зверствовать
но мне не нравицца идея нацыонализацыи и экспансии коммунизма
причом даж самые имхо умные люди из движухи были за экспорт революцыи ( троцкий, володарский, иоффе, да и ленин вроде называл троцкого самым трушным большевиком )

фцэлом кроме левизны мне не нравицца дико тоталитарный стиль большевиков
хотя да, он породил оч превлекательных чисто с жэнской т.з. персон вроде свердлова или дзержинского
From:[info]vlhart@lj
Date: January 22nd, 2012 - 06:11 am
(Постоянная ссылка)
Практически со всем согласен, кроме Пиночета.

Действительно, правое гос-во д.б. сильным. У нас после 1991 было правое, но слабое. И чем дальше, тем "левее" (в нынешнем смысле) и тоталитарнее.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 22nd, 2012 - 07:15 pm
(Постоянная ссылка)
а чем пиночет не нравицца ?

да, увы
щас рф стала и левей и уродливей
From:[info]vlhart@lj
Date: January 23rd, 2012 - 03:34 am
(Постоянная ссылка)
1. Я видел цифры -- он довел экономику Чили до худшего состояния, чем при Альенде.
2. Убивал очень много народу весь срок правления.
3. Не вернул национализированные медные рудники -- для чего его, собственно, ставили.

Франко по сравнению с ним -- мать Тереза. И страну сдал королю в приличном состоянии.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 23rd, 2012 - 05:15 pm
(Постоянная ссылка)
1 щас нащот цыфр скажу. дело в том што в чили после пиночета рулили леваки которые его лично ненавидели, типа мишель бачелет. статистега строицца тока на ихних источнегах и исследованиях левой "профессуры". если коротко то полный пиздеж, я год с лишним жыву и работаю в чили и знаю массу людей которые не тока жыли и работали при пиночете но и знали его лично. левел жызни как начал расти после альенде так и не прекращщал. была убита распределиловка на которой сидели дофига не работающщих, поэтому канешно они из категории "бедные" ушли в категорию "нищщие"

но по стране левел жызни под конец стал оч высоким и блаадаря пиночетовским законам которые левые не могут убрать чили щас процветающщая страна

2 убиты и пропали без вести 3 000 челавек. из них падазреваю што фсе 3 000 были красными террористами по типу фарк колумбийского. просто левые сми молчат што в латине оч мощное левое терровское подполье, в чили напремер во время выцтуплений студентов фсе газеты выли што пиночет вернулсо и как злые карабинеры посмели стрелять газом
и никто не напесал скока тачек они сожгли и скока копов искалечили

3 не оч ясно кому не вернул

пиночет передал страну айльвину в атличном састаянии, риальне
From:[info]vlhart@lj
Date: January 23rd, 2012 - 07:06 pm
(Постоянная ссылка)
Конечно, мне спорить с Вами -- это по Жванецкому "спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел". :-)

Я знаю только данные из Вики.
В рус. статье "Чили" есть график ВНП на душу. В англ. -- такой же в сравнении со всей Лат. Америкой. Это фальсификация?

При П. и после в Чили работали амер. экономисты (Фридман). Левые что, их данные уничтожили?

А что миллион уехал из страны -- это неправда?

Медные рудники Альенде национализировал. Они принадлежали американской компании (название забыл, а искать некогда). За это Никсон на него окрысился и начал прессовать экономически. Пиночет их не вернул прежним владельцам и оставил у гос-ва.

К сожалению, на подробное изучение времени нет. Англ. Вики раньше не подводила.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 24th, 2012 - 01:07 am
(Постоянная ссылка)
>> В рус. статье "Чили" есть график ВНП на душу. В англ. -- такой же в сравнении со всей Лат. Америкой. Это фальсификация?

вероятней фсего, тока не википедиевская а тех источнегов аткуда взята инфа
из тойже серии идет тот факт што страны латины фсе время стоят сильно нижэ стран европы по левелу жызни хатя чили, бразилию и уругвай даж близко не сравнить с аццталыми странами ес, левел жызни в них оч высокий и вполне средне-европейский

тожсамое с графиками
после смерти пиночета левые сделали агромную работу по переделке документов и т.д. в числе протчих вещей они абьявили што альенде был убит военными а обчее число убитых составило около 35 000 челавек
потом блаадаря оч жоским требованиям граждан чили и семей военных которых прессовали жэртв стали перещитывать и вышло што их 3 000
с альенде вышло ещо нелепей, им трясли 20 лет пока суд не назначил ексгумацыю и расследование
оно шло долго, под вой и дикое давление левых партий
в итоге эксперты в 1 голос заявили што альенде покончил с собой и его никто не убивал
трабл в том што в чили инициировать такие расследования оч трудно - сми держат левые и они фсе время льют поток пропаганды на людей

с графиками ещо тот трабл што как я и сказала пиночет свернул соц. программы для не работающщих и халявоты, вышло так што в среднем по больницэ температура канешно упала
но имхо равняцца на тех кто сидит на велфере глупо, надо смареть как жывут работающщие люди
а у них фсе ок

>> При П. и после в Чили работали амер. экономисты (Фридман). Левые что, их данные уничтожили?

емнип там фридман не работал, просто использовались егоные труды и он пазитивно атзывалсо о пиночете как челавеке который не мешает бизнессу
левые оч многое переписали и закрыли под предлогом борьбы с дектатурой
кроме того наскока я знаю оч многие источнеги исходят из данных которые давались по чили в ссср
а ясно какие там данные были

миллион риальне уехал
надо тока иметь ввиду што при альенде в страну хлынули проф. революцыонеры с фсего континента - с аргентины, перу и т.д. из чили в силу спецыфики географии планировалось сделать такую береговую кубу
есесно када к власти прорвались правые и милитари то эти бойцы за "свободу и равенство" начали валить
+ в чили были оч популярны левые идеи, вполне допускаю што многие уехали ради идэи
скока я спрашывала разных людей, никакой асобой атмосферы страха в стране не было как тока разобрались с подпольем
кто работал - жыл ок, кто нет - жыл плохо

нащот меди уточню, странно - вроде она у частных компаний
мож после пиночета приватизировали
From:[info]vlhart@lj
Date: January 24th, 2012 - 02:04 am
(Постоянная ссылка)
Спасибо.

>нащот меди
После -- м.б.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 21st, 2012 - 11:32 pm
(Постоянная ссылка)
да не
большевики таки были умней и образованней
асобенно межраенцы которые дали ленину саппорт - троцкий, володарский там
бухарин, каменев, зиновьев вааще интели были чистой воды
алсо с трудом преццтавляю штоп даж самые брутальные и атмарожэнные челы типа савинкова или свердлова стали валить врагов мясом как это делают джыхадеры - какраз они были проф. боевиками высокого класса
среди мусла такие были но редко
басаев и хаттаб из таких

до кучи 1е большевики были гибче мусла, нэп тотже можно вцпомнить

з.ы. не аправдания красных ради а чисто ваимя правдыЪ
From:[info]vlhart@lj
Date: January 22nd, 2012 - 01:50 am
(Постоянная ссылка)
Плюсую, кстати. Без оговорок. :-)
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 22nd, 2012 - 02:21 am
(Постоянная ссылка)
:)
From:[info]randis_julia@lj
Date: January 21st, 2012 - 02:28 pm
(Постоянная ссылка)
>>Многие из них тосковали по родине, чувствовали себя глубоко одинокими, маргинализированными и отвергнутыми обществом в странах пребывания. Они приходили в мечеть не столько из религиозных побуждений, сколько в поисках товарищей и друзей.

Не, ну это офигеть, конечно.
Знаю студентов и не только студентов из Польши, Нидерландов, Испании, Китая, Венгрии, Украины... да, блин, даже из Кении и Того. Все чувствовали себя на первых порах глубоко одинокими, непонятыми и непринятыми. Многие ходили в церковь не столько из религиозных побуждения, а для компании.
И что? Террористом никто из них не стал. Ни глобальный, ни локальным.
Словом, ислам - это диагноз.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: January 21st, 2012 - 02:38 pm
(Постоянная ссылка)
Несомненно.
From:[info]pingback_bot@lj
Date: January 21st, 2012 - 07:51 pm

Терроризм как судьба

(Постоянная ссылка)
User [info]blackpost@lj referenced to your post from Терроризм как судьба saying: [...] Оригинал взят у в Терроризм как судьба [...]
[User Picture Icon]
From:[info]akolbeseder@lj
Date: January 21st, 2012 - 08:28 pm
(Постоянная ссылка)
Нда... США, собственно и состоит из эмигрантов. И все в свое время как-то адаптировались без массовых терактов. Нужен, видимо, особый подход. Ага. Для арабов ВИП-курсы по адаптации открыть.

Никому не легко адаптироваться в чужой стране! ни еврею, ни русскому- ни кому угодно! Абсолютно все сталкиваются с ностальгией! Но НИКТО НЕ НАЧИНАЕТ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ЯЧЕЙКИ! Автор этого аналитического маразма- типичный левак.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 21st, 2012 - 11:35 pm
(Постоянная ссылка)
аффтар мудак
скормить брейвику
любого кто тока вякнет што "запад веноват сам" надо в биореактор
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: January 22nd, 2012 - 07:09 am
(Постоянная ссылка)
Запад виноват в том смысле, что холит и лелеет эту их вонючую мохнорылую "идентичность". Вместо принудительной стрижки, бритья, переодевания и прочих дезинфекционных мероприятий - курсы и пособия да сюсюкающие толерасты на каждом углу. Спроси Киссинджера, кто ему курсы организовывал в своё время.
From:[info]ex_kitty_sa@lj
Date: January 22nd, 2012 - 07:14 pm
(Постоянная ссылка)
эт мы, цывильные люди можэм панять
а гаварить што запад веноват тем што он мало дает махнарылым - за такое в биореактор сразу
[User Picture Icon]
From:[info]frodian@lj
Date: January 22nd, 2012 - 02:16 am

О спекуляциях

(Постоянная ссылка)
//Сейджмен, далекий от спекуляций и предпочитающий только фактические свидетельства, считает, что давать исчерпывающие ответы на подобного рода вопросы преждевременно//

А когда будет своевременно? Когда кто-то из террористов на пенсии даст "фактические свидетельства", т.е. объяснит профессору всё сам? "Профессор, далекий от спекуляций" - это сотрудник статистического бюро.
From:[info]kassandra_1984@lj
Date: January 24th, 2012 - 09:42 am
(Постоянная ссылка)
Никакого "терроризма" в природе не существует. Есть террор как оружие в борьбе за разные разности. В данном случае - за мировое господство. Причин много, но главная - запад вымирает, место лидера становится вакантным. Естесвенно, на него не талибы неумытые будут претендовать, а публика, что почище. Методы же отбираются не по критерию гуманности, а по критерию эффективности. Эффективны медиаспектакли - их, значит, и будут сочинаять. Чем больше крови, тем интересней для публики.