Feb. 28th, 2012 @ 03:07 pm Кино страны, которой больше нет


Арабский и еврейский банкиры очарованы танцем живота. Забытая классика жанра

Популярный фильм — своеобразное отражение, пусть даже и искажённое сознанием создателя и восприятием аудитории, господствующих в обществе стереотипов, отношений и привычек. В этом смысле просмотр одного отрывка из старого фильма может стоить прочтения дюжины докторских диссертаций с заумными названиями.

Египетское популярное кино представляет собой настоящий кладезь знания о совсем недавнем историческом прошлом. Египетские фильмы, несмотря на относительный застой 90-х, продолжают оставаться основным наполнителем эфирного времени арабских и мусульманских каналов (тех, что ещё показывают фильмы).

Одной из наиболее значительных и в то же время таинственных фигур, стоявших у истоков египетского кинематографа, был Того Мизрахи. Он родился в семье богатых евреев в Александрии. За 16 лет он снял 32 фильма, большей частью популярные комедии и мюзиклы. Его студия сняла в 30-х — 40-х годах лишь на два фильма меньше, чем Студио Миср. В мюзиклах Мизрахи снимались такие столпы египетской поп-культуры, как Лайла Мюрид и Умм Кульсум. Снятый в 1945 фильм «Саллама» считается лучшей ролью Кульсум в кино.

Свой первый фильм, «Кокаин», Мизрахи снял в 1931 году в частной студии в Александрии. Некоторое время он работал под псевдонимом Ахмед Мишрики, но вскоре от него отказался. Начиная с 1934 года он выпустил серию фильмов, центральными персонажами в которых являются еврейский торговец лотерейными билетами Шалом и его приятель, мусульманский мясник Абду.

Два фильма из этой серии сохранились. Один из них — «Обиженные богатством», вышел в 1937 году. Он повествует о том, как запутавшиеся в долгах Шалом и Абду делят каморку на чердаке самого бедного квартала Александрии. Шалому улыбается судьба, и он внезапно становится богатым. Он делит своё богатство с Абду. Их семьи переезжают в роскошную виллу — но богатство не обеспечивает счастья, и в конце фильма друзья снова оказываются в своей каморке без гроша в кармане. Там они могут наслаждаться дружественным окружением и любыми блюдами традиционной египетской кухни.


В эпизоде разбогатевшие Шалом и Абду решили стать банкирами, и покупают банк. Они должны вести соответствующую их новому банкирскому статусу разгульную жизнь — посещать дорогие рестораны, ночные клуби и кабаре. Работник приобретённого ими банка знакомит друзей с двумя «леди из высшего света». Одна, по имени Зозо (Зозо Лабеб), поёт в ночном клубе. Вторая, Рухийя (Рухийя Фавзи) — исполнительница танцев живота. Зозо и Рухийя интересуются только деньгами двух простаков из предместья.

Персонаж Шалома, если верить фильму, ничем не отличается от иных представителей египетского среднего класса. Это доброжелательный, щедрый, готовый помочь и даже благородный «авлад аль-балад» — сын страны, разительно отличающийся от последующих портретов евреев в египетском кинематографе.

В 1938 году Шалом навсегда исчезает с экранов, несмотря на коммерческий успех. Причиной, возможно, стало ухудшившееся отношение к евреям и организация первых антисионионистских демонстраций «Братьями-Мусульманами» и фашистской организацией «Молодёжь Египта».

В 1946 году Мизрахи, на пике карьеры, внезапно перестал снимать. В 1952 году он навсегда оставил Египет. Он и его родственники объясняли решение дурным состоянием здоровья и желанием путешествовать. Блюстители чистоты египетского национального самосознания и культуры считают отъезд Мизрахи доказательством того, что он был «сионистским агентом».

Ахмед Бахгат, важная фигура в современной египетской кинокритике, констатирует, что Египет в предвоенные годы был «одним из важнейших оплотов мирового сионизма». Бахгат утверждает, что Мизрахи покинул страну «исполнив свою сионистскую миссию после провозглашения государства Израиль». Задачей Мизрахи и ему подобных было «распространение сионистской пропаганды среди масс египетского населения».

Покинув Египет, Мизрахи много путешествовал по Европе, занимался живописью и построил себе дом в Риме. Причины эмиграции Мизрахи могли быть чисто экономическими. Как удачливый бизнесмен и роялист, он не мог более себя чувствовать в безопасности в Египте 48-го — 49-го годов. Его подозрения оправдались после того, как Насер в начале 50-х конфисковал студию, оставленную Мизрахи братьям. Братья перебрались в Париж. Жена Мизрахи утверждает, что он прекратил снимать и уехал из страны «по личным мотивам, его интересовало слишком много других вещей». Мизрахи умер в Риме в 1986 году. До конца жизни он, несмотря на значительные трудности, продолжал выписывать египетские журналы о кино.

Via blackstonebite

Запись опубликована Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or there.

Об этой записи
From:[info]pingback_bot@lj
Date: February 28th, 2012 - 11:10 am

Кино страны, которой больше нет

(Постоянная ссылка)
User [info]ivanpetrov88@lj referenced to your post from Кино страны, которой больше нет saying: [...] posted by rss-2-lj gateway [...]
From:[info]lalapta@lj
Date: February 28th, 2012 - 11:56 am
(Постоянная ссылка)
При колониализме все ближневосточные страны были вполне себе европеизированы. Тот же Бейрут называли "Парижем Востока", а Алжир был вполне себе среднестатистическим французским средиземноморским департаментом. Альбер Камю, живший в Алжире до конца жизни (1960), это подтвердит.

А без европейского влияния абсолютно во всех постколониальных странах наблюдалось радикальное падение культуры.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 28th, 2012 - 12:08 pm
(Постоянная ссылка)
Абсолютно. Этому есть объяснение в "О живительном роднике и сухих колодцах".
From:[info]lalapta@lj
Date: February 28th, 2012 - 01:06 pm
(Постоянная ссылка)
Это относится не только к мусульманским странам.
Например, в колониальную эпоху вьетнамский Сайгон был мощным культурным центром Восточной Азии, наравне с Гонгконгом или Шанхаем. Существовала мощная коммерциализированная киноиндустрия. На киностудии IFEC экранизировали Ремарка. Фильм Нгуен Тан Гая "Вечер на реке Меконг" крутили даже во Франции.
Когда из страны ушли европейцы (сначала французы, потом американцы), вся киноиндустрия Вьетнама до 90-х годов выше производства пропагандистских агиток не поднималась.

В принципе, роль ислама может играть любая деструктивная идеология. Коммунизм с уничтожением культуры справляется не хуже.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 28th, 2012 - 01:08 pm
(Постоянная ссылка)
Да, особенно в какой-нибудь Камбодже :)
From:[info]lalapta@lj
Date: February 28th, 2012 - 02:16 pm
(Постоянная ссылка)
Да в том же Китае. Гонгконгские боевики и комедии смотрят во всем мире, а Китай ничего лучше "Года Великого Перелома" снять не может.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 28th, 2012 - 03:26 pm
(Постоянная ссылка)
Ну я не был бы столь категоричен - относить гонконгские боевики к памятникам мировой культуры :)
From:[info]lalapta@lj
Date: February 29th, 2012 - 06:55 am
(Постоянная ссылка)
Ну, может с боевиками я и перегнул, но тот же Вонг Карвай внес в мировой кинематограф неоценимый вклад. И я не знаю китайского режиссера, адекватного ему по значению.

А так, даже вполне неплохие "китайские" фильмы нулевых, вроде "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" или "Дом летающих кинжалов" снимали гонгконгско-тайваньско-американские команды.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 29th, 2012 - 06:58 am
(Постоянная ссылка)
Вот тут соглашусь.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 28th, 2012 - 01:05 pm
(Постоянная ссылка)
Ну так и я о том же :)
From:[info]blackstonebite@lj
Date: February 29th, 2012 - 04:55 pm

И название ей Левант

(Постоянная ссылка)
Вадим, прежде всего, спасибо, что перепостили. Я всегда очень сомневаюсь перед тем, как что-либо подобное выставить, думаю, да кому это нужно? Название вы подобрали замечательное. Мне посчастливилось быть знакомым с несколькими людьми, которые жили в Леванте. Это мир, который кардинальным образом отличается от известного нам. Люди (понятно, что речь идет о 7% элиты, но она была настоящей, а не имамы с MBA) говорили на 7-8 языках (я когда-то учил русскому 93-летнего дедушку из Салоник. Он знал испаанский, греческий, турецкий, арабский, английский, немецкий, итальянский, французский и иврит) и свободно перемещались между городами, странами и конфессиями. Всего этого больше не существует. Если существует, то жалкие остатки, процессу уничтожения которых мы являемся свидетелями.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 29th, 2012 - 05:03 pm

Re: И название ей Левант

(Постоянная ссылка)
Это Вам спасибо, что раскопали такой материал и написали о нём. Да, вы абсолютно правы: мы созерцаем лишь тени ушедшей эпохи, увы, ушедшей безвзвратно... Я то и дело возвращаюсь мыслями к стихотворению Коржавина "Я - последний язычник среди христиан Византии". Мне кажется, мир, идущий на смену прежнему, куда более жесток и... скушон - вот именно такое полузабытое, опять же, словечко :(
From:[info]blackstonebite@lj
Date: February 29th, 2012 - 05:42 pm

Re: И название ей Левант

(Постоянная ссылка)
материалы есть. времени нет
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: February 29th, 2012 - 05:55 pm

Re: И название ей Левант

(Постоянная ссылка)
Как это знакомо :(