Jun. 21st, 2012 @ 12:09 pm Олимпийская драма. Горячая осень семьдесят второго

Нацистский след в чудовищном убийстве израильской олимпийской команды арабскими террористами во время Олимпиады-72 в Мюнхене

Надо было прислушаться к предупреждениям. 21 августа 1972 г., за пять дней до торжественного открытия летней Олимпиады в Мюнхене, баварское бюро Ведомства по охране конституции получило потрясающе важное сообщение: палестинские террористы планируют «мероприятие» во время Игр. «Акция» должна состояться где-то «заграницей». Источником послужил один из журналистов, работающих в Бейруте.

Неизвестный сотрудник ведомства (центрального или баварского, не ясно), составлявший короткую докладную записку, указал: громкие акции устрашения — своего рода «визитная карточка» палестинских террористических группировок.

Увы, это сообщение не достигло ушей тех, кто отвечал за безопасность Игр — специального Организационного комитета мюнхенской полиции. Только 9 октября 1972 г., пять недель спустя после наиболее чудовищного теракта в истории Федеральной республики, повлёкшего за собой убийство 11 участников израильской олимпийской сборной, смерть одного полицейского и пяти террористов, прокурор, расследующий дело, получил, наконец, соответствующее письмо.

Если бы на сигнал обратили должное внимание, возможно, взятых ранним утром 5 сентября 1972 г. и убитых 20 часов спустя, заложников удалось бы спасти.

В дополнение к уже частично известным журналистам Die Welt материалам появились сведения, открывающие новое измерение в этом преступлении.

Журнал «Шпигель» обнаружил в документах Ведомства по охране конституции указания на то, что в подготовке нападения принимали активное и даже решающее участие как минимум двое немецких неонацистов. Один из них даже подтвердил это «Шпигелю».

Эти немцы, Вольфганг Абрамовски и Вилли Поль, тесно сотрудничали с Абу Даудом, организатором нападения. Поль покупал машины для палестинцев и возил их по всей Германии. Кроме того, он установил контакт с Абрамовски, своим бывшим сокамерником, опытным мастером по подделке документов. Оба в конце июля 1972 г. побывали в Бейруте.

В это время логистическая подготовка теракта находилась в самом разгаре. Оба основных действующих лица, Лутиф Афиф и Юсуф Наззаль, уже легализовались в Германии.

Афиф, которого на самом деле звали Мохаммед Моссала или Нагиб аль-Сейзи, несколько лет проучился в Западном Берлине и работал инженером в Париже. Он хорошо, хотя и с явным французским акцентом, говорил по-немецки. Наззаль (Хамид Картут) также некоторое время жил в ФРГ — как студент-юрист в Мюнхене и как помощник повара в Олимпийской деревне.

16 августа 1972 г. Афиф снова отправился на Ближний Восток, чтобы поближе познакомиться с остальными членами террористической ячейки. Всего Абу Дауд вместе с Абу Ийядом подобрал шестерых «бойцов» — обитателей т. н. «лагерей палестинских беженцев».

Шестеро молодых людей (все чуть старше 20-ти лет) получили указание попарно и, привлекая как можно меньше внимания, отправиться в Мюнхен через Рим и уже в Мюнхене поселиться в недорогих периферийных гостиницах. Афиф присвоил всем своим «воинам» кодовые имена, — их следовало использовать в Мюнхене. Сам себя он в дальнейшем именовал «Исса», его заместитель Наззаль выбрал кличку «Тони».

Все восемь террористов получили фальшивые паспорта и документы на совсем другие имена, в частности, три ливанских паспорта. Неизвестно, занимался ли этими документами Абрамовски, поскольку найти их не удалось: за несколько часов до нападения на Олимпийскую деревню Абу Дауд-«Афиф» собрал эти паспорта и, скорее всего, уничтожил. Немецкая полиция не смогла восстановить маршруты участников группы с нужной точностью и уверенностью.

Возможно, одна из встреч террористов в Сирии или в Ливане и стала тем самым эпизодом, о котором источник в Бейруте проинформировал Ведомство по охране конституции. Он же сообщил кое-что ещё: по его информации от 30 августа и 2 сентября 1972 г., несколько палестинских террористов отправились из Бейрута в Германию.

Это подтвердилось: по результатам допросов трёх выживших палестинцев сотрудники полиции установили, что 28 августа пара террористов прибыла на корабле в Рим, откуда вылетела в Мюнхен. Двое других прибыли в Мюнхен на самолёте также через Рим.

Среди нескольких сотен тысяч в основном молодых людей, прибывших в Мюнхен в связи с Олимпиадой в сентябре 1972-го, несколько террористов остались незамеченными. Работа пограничников той эпохи в глазах наших современников предстаёт верхом беспечности и безалаберности: огромное количество олимпийских гостей и отсутствие компьютеризированных методов контроля привели к тому, что паспорта прибывающих просматривали и штамповали, не регистрируя. К тому же у проверяющих не было никаких указаний на имена или хотя бы описания подозрительных персон. Похоже, что «Исса» прибыл в Мюнхен из Парижа, как заявил позже один из уцелевших террористов — но так ли это, по сей день выяснить не удалось.

Известно лишь, что случилось в первые дни сентября. Все террористы регулярно посещали олимпийские мероприятия, игры, например, волейбольные и футбольные матчи. Каждый из них получил по 500 марок (немалые деньги по тем временам) для покупки одежды и спортивных аксессуаров.

Находились ли они в Олимпийской деревне постоянно, также доподлинно неизвестно. Во время Игр пройти туда было можно только по спецпропускам, хотя руководители делегаций некоторых стран, ответственные за их выпуск, не особенно жадничали, раздавая их направо и налево. «Исса» и «Тони» прекрасно ориентировались в обстановке и хорошо изучили застройку суперсовременного по тем временам комплекса.

Вечером 4 сентября 1972 г. в понедельник, Абу Дауд и остальные члены группы встретились с неким палестинцем в скромном отеле недалеко от центрального вокзала в Мюнхене. И лишь теперь перед «воинами» поставили ясную задачу: атаковать израильскую олимпийскую команду, разместившуюся на Коннолиштрассе, 31. Террористы получили ещё по 500 марок — достаточно наличных для побега поодиночке после атаки.

Однако гораздо важнее оказалось то, что «Исса» и Абу Дауд принесли на встречу в двух внушительных сумках: восемь «калашниковых», а к ним — по два полностью снаряжённых магазина на каждый автомат. Откуда именно поступило оружие, тоже осталось невыясненным.

А вот источник происхождения десяти ручных гранат, также розданных «воинам», установить удалось, поскольку гранаты оказались довольно редкими экземплярами бельгийского производства, снаряжёнными шведской взрывчаткой. Изготовитель отправил их в Саудовскую Аравию в далёком 1946-м.

Около 4:20 утра 5 сентября 1972 г. переодетые спортсменами террористы перелезли через забор олимпийской деревни. Сбросив ставшую ненужной маскировку, они достали оружие и ворвались в здание, где находились израильские олимпийцы. На часах было 4:45 утра. Драма, развернувшаяся в последующие двадцать часов, заставила весь мир затаить дыхание.

Финал этой драмы был ужасен: попытка освободить заложников силами наспех сколоченного подразделения мюнхенской полиции, не имевшей никакого опыта для подобных мероприятий, закончилась бешеной перестрелкой, в которой погибли израильтяне, трое из шести рядовых террористов, «Тони», «Исса» и один полицейский, несколько были ранены. Трое раненых террористов были арестованы. Нужно заметить, что на тот момент Германия вовсе не имела специальных сил по борьбе с террористическими угрозами, и даже в составе немецкой БНД не было нужных профессионалов. Несмотря на продолжающиеся по сей день спекуляции на тему, приходится признать, что это, к сожалению, именно так.

Непосредственно в нападении на израильтян немецкие неонацисты Абрамовски и Поль не участвовали. По данным «Шпигеля», Поль 5 сентября находился в Вене.в середине октября оба вернулись в Германию с тем, чтобы обеспечить логистическую поддержку актов возмездия в случае, если Германия развернёт антитеррористическую кампанию против палестинцев. Но 27 октября оба активиста были арестованы в Мюнхене.

Полиция обнаружила у них шесть гранат из той же «бельгийско-шведской» партии — неопровержимая улика и свидетельство того, что Поль и Абрамовски были задействованы в подготовке теракта.

Но до полной ясности в этой трагедии всё ещё далеко.

© Sven Felix Kellerhoff, Вадим Давыдов (пер. с нем.)

Читать по теме: Павел Слоб. Вспоминая Мюнхен

Запись опубликована Вадим Давыдов | Dixi. You can comment here or there.

Об этой записи
From:[info]dzhmil@lj
Date: June 21st, 2012 - 05:41 am
(Постоянная ссылка)
За этим терактом стояли, скорее всего, не некие мифические "неонацисты", а вполне конкретная контора на Лубянке.
[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: June 21st, 2012 - 06:02 am
(Постоянная ссылка)
У Павла об этом и написано открытым текстом.
[User Picture Icon]
From:[info]levchin@lj
Date: June 21st, 2012 - 12:58 pm
(Постоянная ссылка)
И вот почему я не удивлен?

[User Picture Icon]
From:[info]gabblgob@lj
Date: June 21st, 2012 - 12:59 pm
(Постоянная ссылка)
Да чему ж тут удивляться?