Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gasterea ([info]gasterea)
@ 2009-01-08 14:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Рождество в Москве. Рассказ делового человека
Дорогие друзья! Я понимаю, что все по уши завалены работой, но вдруг кого-то это заинтересует. Я впервые сталкиваюсь с этим рассказом Ивана Шмелева - как и в "Лете Господнем" тут о потерянном гастрономическом (среди прочего) русском рае http://community.livejournal.com/ru_lit_eda/167027.html (спасибо [info]eregwen@lj!) и не могу не перепостить.

Пожалуйста, почитайте и если вы что-нибудь пробовали из нижеперечисленной "экзотики", отметьтесь в комментах. Про многие вещи здесь я знаю только опосредованно, по старым кулинарным книгам, хотя белёвскую пастилу, например, благодаря [info]_niece@lj пробовала, а вот мама мне рассказывала, что когда-то пробовала сухое киевское варенье - и жареных пирожков, популярных в Москве еще во времена Алексея Михайловича Тишайшего (по свидетельству Николаса Витсена, голландского путешественника) когда-то было не в пример больше, хотя я вот, кажется, пробовала только знаменитые жареные пирожки с мясом в Смоленском гастрономе (по 7 копеек штука?).
И один общий вопрос, который меня давно интересует - вот и повод хороший. Кто-нибудь пробовал СБИТЕНЬ на просторах нашей необъятной родины до 1985 года?

Иван Шмелев. Рождество в Москве. Рассказ делового человека

Рождество в Москве чувствовалось задолго, – веселой, деловой сутолокой.Только заговелись в Филипповки, 14 ноября, к рождественскому посту, ауж по товарным станциям, особенно в Рогожской, гуси и день и ночь гогочут, – "гусиные поезда", в Германию: раньше было, до ледников-вагонов, живым грузом. Не поверите, – сотни поездов! Шел гусь через Москву, – с Козлова, Тамбова, Курска, Саратова, Самары... Не поминаю Полтавщины, Польши, Литвы, Волыни: оттуда пути другие. И утка, и кура, и индюшка, и тетерка... глухарь и рябчик, бекон-грудинка, и...– чего только требует к Рождеству душа. Горами от нас валило отборноесливочное масло, "царское", с привкусом на-чуть-чуть грецкого ореха, – знатоки это о-чень понимают, – не хуже прославленного датчанского. Катил жерновами мягкий и сладковатый, жирный, остро-душистый" русско-швейцарский" сыр, верещагинских знаменитых сыроварен, "однаноздря". Чуть не в пятак ноздря. Никак не хуже швейцарского... и дешевле. На сыроварнях у Верещагина вписаны были в книгу анекдоты, как отменные сыровары по Европе прошибались на дегустациях. А с предкавказских, ставропольских, степей катился "голландский", липовая головка, розовато-лимонный под разрезом, – не настояще-голландский, а чуть получше. Толк в сырах немцы понимали, могли соответствовать знаменитейшим сырникам-французам. Ну и "мещерский" шел, – княжескоеизделие! – мелковато-зернисто-терпкий, с острецой натуральной выдержки,– требовался в пивных-биргаллях. Крепкие пивопивы раскусили-таки тараньку нашу: входила в славу, просилась за границу, – белорыбьего балычка не хуже, и – дешевка.
<...>
Гуси, сыры, дичина... – еще задолго до Рождества начинало свое движение.Свинина, поросята, яйца... – сотнями поездов. Волга и Дон, Гирла днепровские, Урал, Азовские отмели, далекий Каспий... гнали рыбу ценнейшую, красную, в европах такой не водится. Бочками, буковыми ларцами, туесами, в полотняной рубашечке-укутке... икра катилась:"салфеточно-оберточная", "троечная", кто понимает, "мешочная", "первого отгреба", пролитая тузлуком, "чуть-малосоль", и паюсная, – десятки ее сортов. По всему свету гремел руссий "кавьяр". У нас из нее чудеснейший суп варили, на огуречном рассоле, не знаете, понятно, – калью. Кетовая красная? Мало уважали. А простолюдин любил круто соленую, воблину-чистяковку, мелкозернисторозовую, из этаких окоренков скошенных, – 5-7 копеек за фунт, на газетку лопаточкой, с походом. В похмелье – первейшая оттяжка, здорово холодит затылок.
<...>
В рождественском посту любил я зайти в харчевню. Все предрождественское время – именины за именинами: Александр Невский, Катерина-Мученица, Варвара-Великомученица, Никола-Угодник, Спиридон-Поворот... да похороны еще ввернутся, – так, в пирогах-блинах, раковых супах-ушицах, в кальях-солянках, заливных да киселях-пломбирах... чистое упование. Ну, и потянет на капусту. Так вот, в харчевнях, простой народ, и рабочий, и нищий-золоторотец, – истинное утешение смотреть. Совершенно особый дух, варено-теплый, сытно-густой и вязкий: щи стоялые с осетровой головизной, похлебка со снетками, – три монетки большая миска да хлеба еще ломтище, да на монетку ломоть киселя горохового, крутого... и вдруг, чистое удивление! Такой-то осетрины звенцо отвалят, с оранжевой прослойкой, чуть не за пятиалтынный, а сыт и на целый день, икай доутра. И всегда в эту пору появится первинка – народная пастила, яблошная и клюковная, в скошенных таких ящичках-корытцах, 5-7 копеек фунт. В детстве первое удовольствие, нет вкусней: сладенькая и острая, крепкая пастила, родная, с лесных-полевых раздолий
<...>
– А ну, нацеди стаканчик!..
Бородатый мужик, приземистый, будто все тот же с детства, всегда вшироченном полушубке, в вязке мерзлых калачиков на брюхе, – копейка штука! – всегда краснорожий и веселый, всегда белозубый и пахучий, – имбирь и мед! цедит из самовара-шара янтарный, божественный напиток – сбитень, все в тот же пузырчатый стаканчик, тяжелый с детства. Пышит горячим паром, не обжигает пальцы. Мочишь калачик мерзлый... – вкуснее нет!
<...>
Булочные завалены. И где они столько выпекают?!.. Пышит теплом,печеным, сдобой от куличей, от слоек, от пирожков, – в праздничной суете булочным пробавляются товаром, некогда дома стряпать. Каждые полчаса ошалелые от народа сдобные молодцы мучнистые вносят и вносят скрипучие корзины и гремучие противни жареных пирожков, дымящиеся, – жжет через тонкую бумажку: с солеными груздями, с рисом, с рыбой, сгрибами, с кашей, с яблочной кашицей, с черносмородинной остротцой... – никак не прошибутся, – кому чего, – знают по тайным меткам. Подрумяненным сыплются потоком, в теплом и сытном шорохе, сайки и калачи, подковки и всякие баранки, и так, и с маком, с сольцой, санисом... валятся сухари и кренделечки, булочки, подковки, завитушки...– на всякий вкус. С улицы забегают погреть руки на пирожках горячих, весело обжигают пальцы... летят пятаки куда попало, нечего тут считать,скорей, не время. Фабричные забирают для деревни, валят в мешкишуршащие пакеты – московские калачи и сайки, белый слоистый ситный, пышней пуха. На все достанет, – на ситчик и на платки, на сладкие баранки, на розовое мыльце, на карамель – "гадалку", на пряники.
Тула и Тверь, Дорогобуж и Вязьма завалили своим товаром – сахарным пряником, мятным, душистым, всяким, с начинкой имбирно-апельсинной, с печатью старинной вязи, чуть подгоревшей с краю: вязьма. Мятные белые овечки, лошадки, рыбки, зайчики, петушки и человечки, круто-крутые,сладкие... – самая елочная радость. Сухое варенье, "киевское", от Балабухи, белевская пастила перинкой, розово-палевой, мучнистой, – мягко увязнет зуб в мягко-упругом чем-то яблочном, клюковном, рябиновом. "Калужское тесто" мазкое, каменная "резань" промерзлая, сладкий товар персидский – изюм, шептала, фисташки, винная ягода,мушмула, кунжутка в горелом сахаре, всяческая халва-нуга, сахарные цукаты, рахат-лукумы, сжатые абрикосы с листиком... грецкие и"мериканские" орехи, зажаренный в сахаре миндаль, свои – лесные – кедровый и каленый, и мягкий-шпанский, святочных вечеров забава. Помадка и "постный сахар", сухой чернослив французский, поседевший от сладости, сочный-моченый русский, сахарный мармелад Абрикосова С-вей вМоскве, радужная "соломка" Яни, стружки-буравчики на елку, из монпасье, золоченые шишки и орешки, крымские яблочки-малютки... сочные, в крепком хрусте... леденцовые петушки, сахарные подвески-бусы... – валится на Москву горами.
<...>
Дымят трубы конфетных фабрик: сотни вагонов тонкой муки, "конфетной", высыпят на Москву, в бисквитах, в ящиках чайного печенья. "Соленые рыбки", – дутики, – отличнейшая заедка к пиву, новость, – попали в точку: Эйнем побивает Абрикосова, будет с тебя и мармаладу! Старая фирма, русская, вековая, не сдается, бьет марципанной славой, мастерским художеством натюр-морт: блюдами отбивных котлет, розовой ветчиной с горошком, блинами в стопке, – политыми икрой зернистой... все из тертого миндаля на сахаре, из "марципана", в ярко-живой окраске,чудный обман глазам, – лопнет витрина от народа. Мало? Так вот, добавлю: "звездная карамель" – святочно-рождественская новость! Эйнем – святочно-рождественский подарок: высокую крем-брюле, с вифлеемской звездой над серпиком. Нет, постойте... вдвинулся Иванов, не стыдится своей фамилии: празднует Рождество победно, редко-чудесным шоколадом. Движется-богатеет жизнь...
Гремят гастрономии оркестры, Андреев, Генералов,Елисеев, Белов, Егоров... – слепят огнями, блеском высокой кулинарии,по всему свету знаменитой; пулярды, поросята, осыпанные золотою крошкой прозрачно-янтарного желе. Фаршированные индейки, сыры из дичи, гусиные паштеты, салями на конъяке и вишне, пылкие волованы в провансале ио-гратен, пожарские котлеты на кружевах, царская ветчина в знаменитом горошке из Ростова, пломбиры-кремы с пылающими оконцами из карамели, сиги-гиганты, в розово-сочном желе... клубника, вишни, персики сноевских теплиц под Воробьевкой, вина победоносной марки, "удельные", высокое русское шампанское Абрау-Дюрсо... начинает валить французское.


(Добавить комментарий)


[info]bars_of_cage@lj
2009-01-08 17:05 (ссылка)
А Артенис зачеркнутая - это кто?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 17:15 (ссылка)
Это у меня маразм, не обращай внимания, все исправлено. Я еще, кажется, не совсем проснулась. То-то я подумала - странно как-то выглядит :-(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2009-01-08 17:18 (ссылка)
во! теперь сверкает как надо! (кстати, последняя белевская пастила совсем другого вкуса, как бы ватная, и почти крошится)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 17:22 (ссылка)
А тут она видишь еще и розово-палевой перинкой, о как! Ну положим перинка понятно, и розово-палевая - снаружи-то точно да. А ведь оказывается была еще клюквенная и рябиновая, не только из антоновки. А такой пастилы уже и след простыл...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2009-01-08 17:27 (ссылка)
хлеб-масло-гречка есть, и то слава богу!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_niece@lj
2009-01-09 09:18 (ссылка)
Это она у нас засохла просто. Последние полбатона прошедшего урожая!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marigalina@lj
2009-01-08 17:08 (ссылка)
(мрачно)
пойду съем что-нибудь

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 17:18 (ссылка)
Нет, попались, теперь так просто не сбежать :-) Были ли пастила и зефир в Одессе? В Питере, по свидетельству друзей, было только что-то одно (кажется, пастила) и в жутком дефиците. А у в Одессе это можно было купить до Перестройки? А сухое киевское варенье?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]marigalina@lj
2009-01-08 17:20 (ссылка)
зефир иногда попадался, местной фабрики, ужасный
пастилы не было. возила из Москвы
киевского сухого варьенья не знаю вообще :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 17:23 (ссылка)
Спасибо :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2009-01-08 18:02 (ссылка)
А сухое киевское варенье было и осталось мечтой моего детства, мне о нём мама рассказывала:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:54 (ссылка)
Мы с тобой, как всегда, хором :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]taxa@lj
2009-01-09 05:38 (ссылка)
мне тоже мама рассказывала только про него :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:13 (ссылка)
Нас уже трое :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ingr@lj
2009-01-08 17:41 (ссылка)
Здорово - вкусно написано!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:23 (ссылка)
Если ты остального Шмелева не читал - почитай обязательно, особенно "Лето Господне", мне кажется, тебе понравится :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ingr@lj
2009-01-08 18:29 (ссылка)
Читал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 17:47 (ссылка)
Пастилу, ту, о которой речь идет, вряд ли кто пробовал. Я о ней только читал. А вот мармелады доводилось пробовать, хотя и не фабричные...
Супчик с осетровой головизной - прелесть. Иногда даже в ресторанах попадался.
Сырком швейцарским с Алтаю и сейчас балуюсь ежедневно. Хорош. А вот предкавказские сыры давненько испортились. Как и костромские. Зато появилось маслецо сливочное, чуть-чуть ореховое, как и положено. Но не вологодское. Откуда - узнаю в конце недели (на базаре беру).
Окороки... Ах какие окороки бывали: тамбовский, воронежский... Нонешние и рядом не стояли. Вплоть до середины 60-х. Потом - очень редко и только по превеликому блату.
Сиги - были. Но не в Москве, а в Петрозаводске. Когда маленьким был. Потом только в гостях угощали...
"Абрау", увы... Но в штольнях есть настоящие чудеса. Пробовал.
Чуть не забыл: в "Пивной" на Чернышевского/Хмельницкого (там теперь Мак окопался), в подвале, подавали дутики, соленые. Но только до 1971 года. Потом их сменили сушки.
И последнее: "гастрономии оркестры" вплоть до начала 70-х можно было застать. В ГУМе, на первой линии, 31 декабря, после 19:00. Очень недолго.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:33 (ссылка)
Так самое удивительное, что пастила белёвская как раз относительно жива - из всего этого изобилия. Вкус умопомрачительный совершенно. Она слоями и удивительная совершенно, как мягкая буханка, и дух у нее щедрый ржано-хлебный слегка, хотя ни граммам муки вроде, вполне себе перинка, розово-палевая снаружи, но бяз рябины и клюквы, теперь только из антоновки:

Image (http://s49.photobucket.com/albums/f260/gasterea/?action=view&current=secondbest.jpg)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 18:46 (ссылка)
Аппетитно... А где можно отыскать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:53 (ссылка)
Я так понимаю в Москву ничего не попадает, разве что друзья привозят из Тулы и угощают (вот мне так и повезло). Но в Туле тоже так просто не купишь, надо ехать к артели в Белёв - ну и выпуск раз в год и все сразу распродают постоянным клиентам (в основном, тулякам), там очень маленький объем производства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 19:00 (ссылка)
Хммм... Спасибо! Теперь я знаю, кого можно попросить!!!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 19:14 (ссылка)
Ура :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 19:18 (ссылка)
Хммм... Я бы не торопился радоваться... Пока только знаю, к кому можно обратиться...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-09 15:38 (ссылка)
А мне вот тут туляки плачутся, говорят - им не перепадает такой вкуснятины!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_niece@lj
2009-01-09 09:19 (ссылка)
Ха-ха. Только по спецраспределению! Посторонним не выдают!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-09 14:44 (ссылка)
Да? Придется получить прикрепление к этому спецраспределению... Надо будет озаботить...:) (В годы моей молодости этому хорошо учили...).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:36 (ссылка)
Про дутики слышу в первый раз вообще! Как они выглядели? Соленое печенье в виде рыбок???

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 18:47 (ссылка)
Ну, форму уже не припомню. ЧТо-то типа слоеного теста, пустое внутри, обильно "сдобренное" солью... Маленькие, на "один укус".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:49 (ссылка)
Сергей, спасибо Вам огромное, столько ценнейшей информации! Конечно, швейцарский сыр и логично делать на Алтае, хотя при самом Верещагине сыровары, туда еще, кажется не добрались.

Вот тут ссылка хорошая про Верещагинские сыроварни и их географию, пусть будет:

http://www.selnov.ru/arhiv/snfour_stat/2005/12/28/sirov

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 18:57 (ссылка)
Спасибо за сылочку. У меня эта статья есть. На самом деле сыроварение на Алтае началось почти одновременно с центром России. Вот только в Советское время земли в Тверской, Вологодской, Костромской губерниях быстро отравили: ДДТ. Но я еще застал швейцарский из близлежащих сыроварен - где-то в 50-60 годы. С огромными дырками. Сейчас - увы! - дырки редкость... Но сыр хорош - по крайней мере, тот, что я беру - опять-таки, на базаре. (Кстати, ДДТ и прочие гербициды/пестициды - одна из причин исчезновения вологодского масла... Так мне знатоки объясняли...).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 19:13 (ссылка)
А как это выглядело - "гастрономии оркестры"?

Я помню мы с мамой как-то 31 декабря в начале 80-ых собирались в Елисеевский поехать - там могли что-то вкусное "выбросить" и толп должно было быть меньше чем обычно. Но по-моему, я именно в тот момент свалилась с гриппом и мы так и не поехали лицезреть это великолепие.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]smyslov@lj
2009-01-08 19:17 (ссылка)
Хммм... Дык это... Повесть надо писать...
Все было. Колбасы - вплоть до столичной, в фольге. Окорока. Рыба всякая-разная. Торты, выпечка... И - вино... Почти любое. И водовка - любая. Да, и конечно же, мясо всяко-разное... В общем, как в сказке. По тем временам. Я там "затаривался" колбаской, сигаретами Marlboro и Old Gold, "Московской", Цинандали, Тетрой, Твиши, Мукузани... Эххх...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2009-01-08 18:00 (ссылка)
Представь себе, мы с Н. пробовали СБИТЕНЬ.
Был в Питере такой ресторан на паруснике в 80-е (до 1985), назывался "Кронверк". Вот там и пробовали. Насколько он соответствовал, сказать не могу, но было вкусно и согревающе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:36 (ссылка)
Удивительно и здорово, спасибо!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]poor_old_eeyore@lj
2009-01-08 19:21 (ссылка)
а я его пробовала в Суздале в 60-х - нечего не помню, но кажется не понравился (((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 19:34 (ссылка)
Конечно, он же с медом и сладкий :-) А где ты его пробовала, им в розлив торговали? Или в ресторане?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-09 15:40 (ссылка)
Я сбитень помню до 1988 года (летом 88 я уехала в командировку)...тоже не нравился...сладкий и какой-то...хм...но медом пах здорово и какими-то пряностями.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:14 (ссылка)
А где ты его пробовала, в Москве?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-10 03:29 (ссылка)
Да, в Москве. Перед новым годом были типа ярмарок и народных гуляний...ну вот там и сбитень тоже был:) Я подозреваю, что от него осталось одно название к тому моменту:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2009-01-09 10:18 (ссылка)
А я мёд в Новгороде в ресторане "Детинец"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:16 (ссылка)
А я в Детинце была - но мед-пива не пила :-)
Помню, было вкусно, а вот что - совсем не помню.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foranswers@lj
2009-01-08 18:16 (ссылка)
От покойных бабушек (1896 и 1914 г.р.) и их подруг(соседок etc) я слышала какие-то обрывочные упоминания о московском кулинарном изобилии.
Мои родители когда-то ели паюсную икру.
Постный сахар - помню, что продавлся в известных московских кондитерских - например, в Столешниковом.
Помадку застала в исполнении бывшего уже Красного Октября(Эйнема) - если только речь идет об этом продукте.
Ореховый привкус должно иметь настоящее вологодское масло - так считали все женщины в моей семье.
Еще была селедка-залом.
С уважением.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-08 18:38 (ссылка)
Спасибо! А что такое - хотя бы приблизительно - селедка-залом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]poor_old_eeyore@lj
2009-01-08 19:23 (ссылка)
она и сейчас продается (правда я сосем не уверена в ее идентичности) - просто очень толстая. Твоя бабушка о ней вспоминала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:26 (ссылка)
Не только толстая, но и волжская

http://gasterea.livejournal.com/89393.html?thread=1074481#t1074481

(Ответить) (Уровень выше)


[info]taxa@lj
2009-01-09 05:40 (ссылка)
пишут вот что: "Многие считают что "залом" – особый вид астраханской селедки. Увы, это не так. С давних времен "заломами" называли экземпляры волжской селедки размером, соответствующим размеру "заломанной" руки взрослого человека, т.е. имелось в виду расстояние от кончиков пальцев до локтя." (отсюда: http://www.lovi.ru/internet-zhurnal-lovi.ru/praktika/za-volzhskoy-seledkoy.html)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:24 (ссылка)
И похоже нам ее уже вряд ли доведется попробовать

http://gasterea.livejournal.com/89393.html?thread=1074481#t1074481

(Ответить) (Уровень выше)


[info]foranswers@lj
2009-01-09 09:36 (ссылка)
Можно выгуглить, конечно. Но по моим представлениям, полученным от бабушки, это какой-то особый сорт селедки, отличающийся жирностью и мясистостью. Бабушка, покупая сельдь, всегда вздыхала: А куда исчез залом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:23 (ссылка)
Вот тут на эту тему как раз - куда и почему :-(

http://gasterea.livejournal.com/89393.html?thread=1074481#t1074481

(Ответить) (Уровень выше)


[info]smyslov@lj
2009-01-09 14:51 (ссылка)
Кхе-кхе... Залом - это волжская селедка. Они пропала где-то в начале 60-х. После того, как окончательно был введен в строй "Каскад Волжских ГЭС". Но мне доводилось есть настоящий волжский залом. Правда, не соленую, а в ухе. Суточной. На берегу Волги. Рыба жирная, нежная, а уха... ложка стояла! Чуть похуже - залом каспийский.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:22 (ссылка)
Спасибо, очень интересная картина вырисовывается.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-09 03:28 (ссылка)
Не знаю, те ли это жареные пирожки (смоленско-гастрономовские я очень хорошо помню, да, но они чутьдругие), но в моем детстве пирожки жареные в тележках продавались во многих местах в Москве. У Белорусского воказала, например:) Были с подвилом (мням!) и с мясом.

Кстати. http://ofena.livejournal.com/25274.html#cutid1 Тебе, наверное, интересно будет:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:20 (ссылка)
Вот теперь я вспомнила, что жареные пирожки с повидлом тоже ела - только совершенно не помню где.

А за ссылку спасибо, очень интересно было читать!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-10 03:33 (ссылка)
Тележки много где стояли, но я почему-тозапомнила на Белорусской.
А еще вот вспомнила я, что в очень-очень далеком детстве пастила была с вкраплением каких-то сушеных ягод, вернее, мелких кусочков, иногда попадавшихся. Скорее всего, это была клюква. Я всегда пастилу больше зефира любила :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 04:51 (ссылка)
Я тоже. Пастила гораздо вкуснее. А сейчас, кстати, начали неплохую розовую клюквенную делать - в моем сознательном детстве этого уже не было, а вот до 80-ых вроде как народ помнит.
И вообще хорошая пастила сейчас есть, а зефир весь с каким-то нелюбимым привкусом, помню раньше бывал и без него :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-10 05:22 (ссылка)
А мне сейчас пастила попадается только "Шармэль", а она невкусная. А вот старой такой я давно не видела:(
А вот я еще вспомнила. Я ведь ела самодельную пастилу:) По технологии старой, на печке высушенной (или что там с ней делали), из яблочного пюре - вот это было объедение!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 22:23 (ссылка)
Ну все, теперь я срочно хочу знать, где и когда, и была ли она с яичным белком или без.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-11 04:20 (ссылка)
Было это сто лет в обед - у меня была/есть какая-то очень дальная родня под Клином. Вот они делали в свое время из яблочного пюре. Да, мне кажется, там был белок, они вроде говорили, что без белка - это не пастила:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-11 04:48 (ссылка)
Спасибище, Наташа!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-11 05:00 (ссылка)
Не за что:) Я так понимаю, то, что без белка - это больше похоже на....забыла, как эти тонкие пластины из кислых слив называются...их еще в харчо кладут.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]canishelveticus@lj
2009-01-11 05:03 (ссылка)
Вспомнила:) Тклапи:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schpree@lj
2009-01-09 06:15 (ссылка)
"– не настояще-голландский, а чуть получше"... ах!

(Ответить)


[info]mbla@lj
2009-01-09 10:17 (ссылка)
Бегемот вслух зачитывал

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gasterea@lj
2009-01-10 03:17 (ссылка)
Ну если даже Бегемота проняло...

(Ответить) (Уровень выше)

Я вам не надоела ?
[info]foranswers@lj
2009-01-12 06:56 (ссылка)
Очень хорошо про то же(и не только) и те же времена пишет С.Н.Дурылин в книге "В своем углу". Только(!) ищите издание 1991, а не 2005(6?).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Я вам не надоела ?
[info]gasterea@lj
2009-01-14 00:59 (ссылка)
Ну что Вы, так приятно поговорить со знающим человеком! Про Дурылина я наслышана, но он мне все не попадался, а вот теперь, благодаря Вашему совету уже точно буду иметь в виду и постараюсь до него добраться.

(Ответить) (Уровень выше)