Григорьев vs. Верещагин |
[Oct. 24th, 2011|02:28 pm] |
На прошлых выходных побывал в Третьяковке на выставке Бориса Григорьева в Инженерном корпусе. Я туда и хотел попасть, ну, и заодно зашел в Третьяковку на Лаврушенском, где до этого ни разу не был. Собственно, основное впечатление это был контраст между первым и вторым.
Григорьев, конечно, неприятный, но при этом честный художник. Т.е можно, конечно, сказать, что его произведения -- это не картины, а карикатуры, но в его портретах есть художественная честность и точность, по крайней мере русский антропологический тип по его портретам (когда он специально не старается шаржировать) можно легко увидеть. Причем, сам по себе этот тип очень красив, независимо от того, что той или иной работой Григорьев при этом хотел сказать. Т.е. как художник он очень честен. Он чем-то мне иногда напоминал Филонова.
Потом в Третьяковке уже я увидел Верещагина. Впечатление полностью противоположное. Разумеется, все его хиты известны (Апофеоз войны, Побежденные, После неудачи, Представляют трофеи), но собранные в одном зале они оставляют очень сложное впечатление. Каких полотен можно ждать от художника-баталиста? Тип 1: мы победили. Тип 2: мы проиграли, но ничего не забыли. Кадры, вроде Яна Матейко, этим всю жизнь и занимались. Например, проживая в городе Кракове в составе Австрийской империи, живописал как "русский царь Василий Шуйский присягает на верность Сигизмунду Третьему". А наш Верещагин даже победы русской армии умело представлял как поражения. За что не зря он был любимым художником Редьярда Киплинга (а чо, общее дело делали). Не удивлюсь, что где-то в архивах Виндзора и на Верещагина есть оперативная разработка.
При этом один -- это вроде как имперец, а второй -- космополит и эмигрант.
PS Узбекский город Фергана при основании был назван Скобелевым. А Грозный и был Грозным. |
|
|