Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет glazo ([info]glazo)
@ 2012-01-25 04:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Что в воде — то и рыба

В 1963 г. обратили внимание на то, что цветок в вазе рядом с птичками на картине Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы» (ранее известной под названием «Куртизанки») продолжается на другой его картине: «Охота в лагуне». В 1993 г. это предположение подтвердилось ещё рядом доказательств.

То есть, это некогда единое изображение, сделанное на еловой панели, в своё время — возможно уже в 16 веке, благополучно распилили (и в прямом смысле этого слова), причем «Венецианок» с обратной стороны ещё и подстругали, чтобы они лучше входили в раму.

(все картинки можно увеличивать щелчком)

..

Тем не менее, и после этого, например, видно, как совпадают по спилу древесные кольца на досках верхней и нижней частей:


Правда, в результате стругания было уничтожено изображение на обратной стороне «Венецианок», но у «Охоты» оно сохранилось — тромплей из 7 писем, заткнутых за тесёмку.
А восьмая записочка валяется уже на лицевой стороне — под лапой пса.


Девятое письмецо в догонку, полагаю, должен прямо сейчас передать парнишка, от той мужской компании на лодках, что, мол, ещё задерживаемся, к ужину не ждите.
Это на тему, как муж ушел на охоту и пропал. Наконец жена получает телеграмму следующего содержания: 'третий день преследую волка.'

Но, впрочем, с тыльной стороны кроме писем видны и следы от петель.
Полагают, что всё это вместе было расписной створкой, скорее всего, от шкафа, но вторая створка — вообще не сохранилась.


Оставшаяся рабочая разметка перспективы в виде горизонтальных и косых линий, нанесённых углем и видимых кое-где на инфракрасной рефлектограме, также показывает на то, что была вторая створка:
..

Кстати, на инфракрасных изображениях видны и другие детали.
Эскиз местами переведён на доску угольной пылью с наколотого эскиза на картоне в виде таких точечек.
А вот у гребца появилась круглая белая шапочка , что не было в наброске:
,

А в правой лодке один гребец передвинулся, а лучник всё же решил спустить тетиву:
.

И стреляют они не стрелами, а шариками из обоженной глины.
Вот такой шарик, пущенный этим самым лучником, подлетает прямо к птице:


Запасные шарики лежат в таких мисочках перед каждым лучником на носу лодок:


И, как видите, с самого носа правой лодки свешиваются по правому борту две уже добытые тушки.
А там вдалеке, слева, тоже по правому борту — целых двенадцать тушек.
.

И, похоже, что та дальняя лодка двигается уже в сторону берега, где стоят камышовые домики, над которыми уже вьётся дымок, и не пора ли, господа, нам теперь тут присесть.. ну и так далее.

Но вопрос — что это у них за добыча такая?
И вообще, охота эта или рыбалка?

А точнее, может быть, ловля рыбы с бакланами?


Вот прямо на пяти лодках из семи спокойненько себе сидят пять бакланов, ещё три плавают между лодками, ещё пять — расселись неподалёку на шестах (один из них растопырил крылья и сушится) и никуда они не улетают.
Это вот журавля там слева вспугнули, да лебединый клин в другую сторону поднялся.

А бакланы безмятежны, ведь им, бакланам, недоступно наслаждение полётом .. и так далее, поскольку крылья ловчих дрессированных бакланов обычно подрезают, чтобы они не улетели, а на шею одевают тесемочку, чтобы они не могли проглотить крупную рыбу, а возвращались прямо на лодку с добычей (серия видео).


Но есть разные варианты: иногда они все привязаны ещё длинными веревочками к лодке, чтобы можно было их прямо вытягивать из воды. Иногда ловля идет ночью с огнями на носу лодки, привлекающими рыб.
Во многих случаях хозяин специально шлёпает шестом рядом с плавающими птицами, побуждая их нырять и ловить рыбу.

Так что, очевидно, и стрельба из лука шариками идёт не по самим птицам, а просто рядом с ними по воде — но с той же целью, что и шлёпанье шестом: давай, голубчик, ныряй-работай.

Хотя, надо сказать, что для охоты на птиц действительно раньше иногда использовали лук и глиняные шарики или камешки.
Но в данном случае — бакланы ведь не съедобны, а оперенье у них не представляет интереса, единственно что — просто для забавы, как пальба по воронам (баклан = корморан = cormorant = от лат. corvus marinus, "морской ворон").

Однако, с другой стороны, рыбу свежепойманную вот так на борт не положишь, разве только если сразу потрошить, да и то как-то не по-людски — легко ведь может соскользнуть.
Вот китайцы — так те сразу улов в ящик или в корзину суют.

А вот ещё такая картина: Пьетро Лонги. Охотники на уток в лагуне. Ок. 1760 г.

Что за утка такая ? — огарь, может быть...

Одним словом, в любом случае, как только они там наловятся или, скажем, наохотятся — но потом, всё равно, на бережок и уж там весёлой компанией попируют.

А дамам на веранде остаётся только что ждать, читать очередные записочки, что задерживаемся, да от скуки и по воле художника менять бусы на шее и наклон головы (что, правда заметно только в инфракрасном спектре):
.

Остаётся добавить, что во второй половине 19 века Джон Рёскин в своей книге: John Ruskin. — St. Mark's rest: the history of Venice written for the help of the few travellers who still care for her monuments (1885) — посвятил картине Карпаччо, которую он называет «Две венецианские дамы с питомцами», целых 4 страницы (стр. 116-119).

Он считал, что по совершенству исполнения и по собственно художественной силе композиции — это самая лучшая картина в мире.
Правда, он же полагал, что она носит сатирический оттенок, что она нарисована темперой (а на самом деле маслом), что изображена мать с дочерью, что тут шесть питомцев (маленькая собачка, большая собака, попугай, фазан, мальчик и миртовое дерево, забыв ещё о паре птичек), что на бумажке под лапой пса написано имя автора (это проверить здесь не могу, но вроде, нет), что голова дочери изображена на фоне тёмного неба.

Ведь о второй части с бакланами в лагуне он тогда и не знал и, конечно, не мог предполагать, что вот так всё может обернуться.



(Добавить комментарий)


[info]polouact@lj
2012-01-24 21:14 (ссылка)
они перекликаются - письма на тесёмке и тушки птиц на борту лодки - Вы не находите?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 03:37 (ссылка)
Да, хороший ход.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mmavochka@lj
2012-01-24 21:19 (ссылка)
Теперь думаю, какой же шкаф был. )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 04:02 (ссылка)
Конструкция примерно такая:
(картинки можно щелчком увеличить)
Image (http://img338.imageshack.us/img338/7656/carp19.jpg)

Вот как у окна справа на картине В.Карпаччо. Сон Св. Урсулы. ок.1495 г.
Image (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Vittore_Carpaccio_050_DreamofStUrsula.jpg)

Что-то в таком роде (итальянский шкаф 16 в.) :
Image (http://img710.imageshack.us/img710/1458/carp20.jpg)

Но вот, что же было изображено на тех пропавших частях?
Ответа нет, и тут простор для мечтаний, видений и фантазий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_niece@lj
2012-01-25 09:47 (ссылка)
Ох, по этой картине бедный Рескин тоже с ума сходил, припоминаю. Спящая девочка у него как-то ассоциировалась с его безумной Розой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 10:12 (ссылка)
Да, вот та серия работ Карпаччо о Св. Урсуле (http://it.wikipedia.org/wiki/Storie_di_sant%27Orsola), где ему всё Роза мерещилась.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ptitza@lj
2012-01-24 22:11 (ссылка)
Здорово. Первый раз слышу про бакланов-рыболовных псов. Но почему сомнения? После вашего объяснения очевидно, что это рыбалка с бакланами.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 04:19 (ссылка)
Тем не менее, на сайте Getty Museum, где находится картина "Охота в лагуне", в её описании сказано (http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=801), что охотятся именно на бакланов, стреляя в них этими шариками, которые оглушают птиц, не повреждая их оперения:
Groups of three rowers and archers stand in shallow-bottomed boats and hunt cormorants, glossy black water birds. The archers use clay pellets rather than arrows in order to stun the birds and not damage their plumage.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mfrid@lj
2012-01-24 22:44 (ссылка)
Спасибо. Очень интересно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 04:20 (ссылка)
Пожалуйста. Благодарю за внимание.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aldrona@lj
2012-01-25 00:09 (ссылка)
невероятно интересно,спасибо.а откуда вы черпаете информацию?и еще,если можно,расскажите про лекции,о которых вы упомянули в прошлый раз

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 04:40 (ссылка)
Здесь использованы сведения с сайта музея Гетти (1 (http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=801), 2 (http://www.getty.edu/art/gettyguide/videoDetails?segid=445&segnr=1)), и некоторые материалы из пубикаций:
Elfriede R. Knauer. - Fishing with cormorants: a note on Vittore Carpaccio's Hunting on the lagoon.(Critical Essay) - Apollo, v.158, September 1, 2003, p. 32-39.
Rebecca M. Norris. - Carpaccio’s “Hunting on the Lagoon” and “Two Venetian Ladies”: A Vignette of Fifteenth-Century Venetian Life. - MA, Kent State University, College of Fine and Professional Arts / School of Art, 2007, 194 pages.
Yvonne Szafran. - Carpaccio's 'Hunting on the lagoon': a new perspective. - Burlington
Magazine, v. 137, no. 1104, March, 1995, p. 148-158.
+ кое-какие сайты (указаны в ссылках поста, и англ. и ит. вики).

Но не могу найти - где это я что-то упоминал о лекции?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aldrona@lj
2012-01-25 09:54 (ссылка)
спасибо!
значит про лекции я что-то напутала,извиняюсь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 10:15 (ссылка)
Бывает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]caos4@lj
2012-01-25 05:53 (ссылка)
Спасибо! А что написано на записочках можно рассмотреть?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 07:25 (ссылка)
У меня нет изображений с высоким разрешением, но в имеющихся описаниях сказано:
What type of business these letters reference is not clear because, for the most part, the letters are not legible.
То есть, почти не читаемы.
Однако, в записях Музея Гетти о происхождении картины отмечается, что возможным её заказчиком был Andrea Mocenigo - на основании того, что это слово "Mocenigo" можно различить*(см. стр.347) на одном из писем на обороте картины.
*A. Busiri-Vici. - Vicenda di un dipinto: "la Caccia in valle" di Vittor Carpaccio. - Arte Antica e Moderna, 24, 1963, pp.345-356.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]caos4@lj
2012-01-25 09:48 (ссылка)
Благодарю!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2012-01-25 15:44 (ссылка)
захотелось целый детектив сочинить с записочками и охотой!)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-01-25 15:52 (ссылка)
Вот она, та самая волшебная сила искусства! )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tafen@lj
2012-02-21 14:50 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]glazo@lj
2012-02-21 15:56 (ссылка)
Пожалуйста:
Image (http://rpcrowe.smugmug.com/Other/CHINA-FOCUS-TOUR-2010-GUILIN/A-1213-art/869859914_gwPDJ-O.jpg)
(щелчком можно увеличить)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]her_zenstube@lj
2012-02-21 17:02 (ссылка)
да, классно!

(Ответить)


[info]ozizfat@lj
2012-09-21 17:26 (ссылка)
http://moijob.ru/?c=r&q=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0+%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B8+%D0%B2+%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E
http://moijob.ru/?c=r&q=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F+%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B6
http://cojob.ru/?c=r&q=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D0%B2+%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5
http://selljob.ru/?c=r&q=%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%B8+%D0%B2+%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BD+%D1%83%D0%B4%D1%8D+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D0%B5
http://selljob.ru/?c=r&q=%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%B3+%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0

(Ответить)