gr_s' Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Saturday, January 24th, 2004

    Time Event
    3:05a
    Полезное
    ...Чистые категории, отрешенные от формальных условий чувственности, имеют только трансцендентальное значение, но не имеют никакого трансцендентального применения, потому что такое применение само по себе невозможно, так как для них (так в тексте, нужно - для него[?]) не хватает условий, необходимых для какого бы то ни было применения в суждениях, именно нет формальных условий подведения какого-либо возможного предмета под эти понятия. Так как эти понятия (взятые лишь как чистые категории)не должны иметь эмпирического и не могут иметь трансцендентального применения, то, следовательно, они лишены какого бы то ни было применения, если их отвлечь от всякой чувственности, иными словами, они не могут быть применены ни к какому возможному предмету; строго говоря, они суть лишь чистые формы применения рассудка в отношении к предметам вообще и к мышлению, хотя посредством них одних нельзя ни мыслить, ни определить какой бы то ни было объект.
    Здесь лежит в основе иллюзия, которой очень трудно избежать. По своему происхождению категории не зависят от чувственности так, как формы наглядного представления, пространство и время; поэтому нам кажется, что категории допускают применение, выходящее за пределы всех чувственных предметов. Но, с другой стороны, они суть не более как формы мышления, содержащие в себе только логическую способность объединять a priori в одно сознание многообразие, данное в наглядном представлении...

    И далее:

    Однако уже с самого начала мы встречаемся здесь с двусмысленностью, которая может быть источником крупного недоразумения. Называя предмет в известном отношении только феноменом, рассудок создает себе в то же время помимо этого отношения еще представление о предмете в себе и потому воображает, что может образовать также понятия о подобном предмете, а так как у него нет иных понятий, кроме категорий, то предмет в себе должен быть мыслим по крайней мере при помощи этих чистых понятий; таким образом рассудок приходит к тому, что принимает совершенно неопределенное понятие об умопостигаемой сущности (ноумене), как некотором нечто вообще, находящимся вне нашей чувственности, за определение понятия о сущности, которую мы будто бы можем познать до известной степени с помощью рассудка.

    И дальше тончайшее различение между двумя понятиями ноумена - как вещи, обусловленной тем, что она не есть объект нашего чувственного наглядного представления, и как объекта нечувственного наглядного представления.

    Кант. Критика чистого разума. Трансцедентального учения о способности суждения (аналитики основоположений) третья глава (об основании различения всех предметов вообще на Phenomena и Noumena).
    7:29a
    ТВ канал "Культура"
    Вчера по "Культуре" в передаче у Басилашвили была Лариса Малеванная.
    В числе прочего она рассказала, как боялась играть Елену Андреевну в "Дяде Ване".
    Приходит она к Товстоногову. И состоялся между ними такой разговор:

    - Ведь Елена Андреевна - красавица.
    - Ну так что же?
    - А у меня нет опыта быть красавицей. И я боюсь, что я в роли чего-то не пойму, и что-то будет неверно.

    На что Товстоногов ей отвечает так:
    - Красавица... Ну а откуда мы знаем, что она красавица? Кто её красавицей-то считает? Астров и дядя Ваня - два провинциальных чудака! Да откуда им знать, какие красавицы бывают? Что они там в своих деревнях видели-то? Так что не переживайте, играйте спокойно.

    << Previous Day 2004/01/24
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org