Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gryzlov ([info]gryzlov)
@ 2008-04-15 12:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Чтобы помнили
Благотворительный вечер памяти Любы Захарченко будет 15 апреля в Московском Домжуре (начало в 18 часов).
Предварительный список выступающих: Ирина Алексеева, Екатерина Болдырева, Алексей Брунов, Борис Бурда, Анна Ветлугина, Александр Городницкий, Вероника Долина, Александр Иванов, Алексей Иващенко, Игорь Иртеньев, Виталий Калашников, Юлий Ким, Андрей Козловский, Сергей Корычев, Наталья Кучер, Юрий Лорес, Виктор Луферов, Ксения Машкова, Александр Мирзаян, Игорь Михалев, "Редкая птица", Ксения Полтева, Наталья Приезжева, Надежда Сосновская, Дмитрий Сухарев, "Тибитет", Павел Фахртдинов, Роман Филиппов, Елена Фролова, Галина Хомчик, Лидия Чебоксарова, Ольга Чикина, Михаил Щербаков...
уточняется участие Сергея Никитина


Все фотографии 86-го года.
Две песни 96-го года
"Научи меня, любимый, быть счастливой" http://naoblake.narod.ru/love11.html - видео (август 96, Барзовка), 76 мб, http://rapidshare.com/files/89296074/zaharchenko_nauchu-menya_barzovka1996.rar
Капитан http://naoblake.narod.ru/men10.html - видео (август 96, Барзовка), 101 мб, http://rapidshare.com/files/89301895/zaharchenko_kapitan_barzovka1996.rar


далее статья Ольги Качановой

Вспоминая Любовь Захарченко, или кое-что о женских архетипах в песне.
(по циклу радиопередач «Мои поющие друзья»)

Теперь я могу дать себе отчет, почему песни Любы Захарченко в радиопередачах «Мои поющие друзья» звучали довольно часто. Ей было, что сказать по многим вопросам бытия, она обладала внутренним, интуитивным, ментальным знанием обо всем. Люба была приближена к какому-то источнику, дающему творческие силы. Наверное, это вера в предназначение поэта и стремление его выполнить.
Цикл радиопередач «Мои поющие друзья» продолжался с осени 2004-го до лета 2007-го. Мне, его автору и ведущей, предоставили эфирное время на радио «NS», вещающее на Казахстан. Час воскресного времени с десяти до одиннадцати вечера. Концепцию цикла вначале я обозначила так: «исторический роман в песнях», отсюда обращение к радиослушателям - «уважаемые читатели романа». Но потом, движимая исключительно собственным интересом, стала рассматривать не столько последовательность событий в АП, сколько внутренние трансформации жанра, разные аспекты авторского творчества. Так оказались в поле исследования архетипы в песнях – мужские, женские, интонационные.
Не претендую на истину в последней инстанции и какие-то глобальные обобщения относительно творчества Любови Захарченко. Передачи сочинялись, когда ничего не предвещало ее трагического ухода. Это надо учесть, читая расшифровки эфира. В какие-то моменты я позволяла себе легкий стеб, иногда усложненную, а иногда облегченную подачу материала, - все-таки это воскресный эфир, не всегда подготовленная аудитория, миссионерское желание автора просветить, развлекая…
Сегодня, включив систему поиска, я нашла в своем архиве тридцать шесть файлов с упоминанием имени Любови Захарченко. Некоторые из передач касались тем, важных для нынешнего момента. Темы жизни и смерти, например. Но чаще имя Любови Захарченко упоминалось в другом контексте. В эфире 16 октября 2005 года прозвучало буквально следующее.

Ольга Качанова: «Песня Булата Окуджавы возвратила нас к возвышенной беседе об основных женских архетипах. Их можно проследить не только в поэзии, но и в шоу-бизнесе. Не говоря уже о советской эстраде. Есть фигуры, которые воспринимаются однозначно, - Людмила Зыкина, например. Внешне мне она напоминает скульптуру «Родина Мать» в Киеве. В руках у нее поднятый меч, который оказался выше крестов на соборах украинской столицы. Женщина-Воительница. Это архетип амазонки, феминистки, женщины, дерзнувшей помериться силой с мужчиной, отстаивать свои права в сражении…
В греческой мифологии это Афина, которая, по свидетельству очевидцев, была не только равной Зевсу, но иногда и превосходила его. Она покровительствует героям, защищает общественный порядок. В "Одиссее" Гомера ни одно важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она защищает города Греции. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона. Афина - богиня мудрости в житейских и государственных делах. Перечисляя все эти черты богини справедливости и войны, я подумала о лирической героине Любови Захарченко, которая проявляется в ней последние несколько лет. Кто как не она покажет нам архетип воительницы в песнях? Любовь окончила юридический факультет, работала прокурором. Любит керамику, у нее огромная коллекция дымковских игрушек. Что еще? Музыкальна, флейту не изобретала, но в музыкальной школе училась. Волю демонстрирует хотя бы тем, что наотрез отказалась выступать в бард-кафе перед жующими людьми. Взгляд Любови Захарченко на российскую действительность. Песня «Мешали нам».
Любовь Захарченко (поет):
«Мешали нам татары, турки, шведы,
Мешали добрый царь и злой тиран,
Мешали нам буржуи и полпреды,
Мешали пролетарии всех стран,

Мешали дураки и бездорожье,
Мешали трезвый ум и пьяный бред,
Мешали атеизм и слуги Божьи,
Мешали все, кто "да", и все, кто "нет".

Мешали воровство и щепетильность,
Мешали пофигизм и фанатизм,
Мешали перемены и стабильность,
Пустой прилавок и капитализм.

Мешали муж - жене, свекровь - невестке,
Соседи сверху, снизу, за стеной,
Интеллигент в очках и бомж в подъезде,
Родной язык - словесности родной,

Мешали гениальность и бездарность,
Мешали большинство и меньшинство,
Мешали зависть и неблагодарность,
А больше всех мешало естество.

Мы все - война и мир, стихи и проза,
С загадочным диагнозом души,
Мы все - клиенты клиники неврозов,
Мы можем что угодно совершить!

Всё можем потерять в одну минуту.
Всё можем обрести любой ценой.
Не все ль равно, быть битым или гнутым?
Не все ль равно, кто властвует страной?!

Нас легче обмануть, чем успокоить.
Нас легче пристрелить, чем уберечь.
Одной рукой мы пилим, чтобы строить,
Другой - строгаем спички, чтобы жечь.

Мы, даже победив, подставим спину,
Чтоб сохранить лицо в последний миг.
Мы ищем золотую середину,
Но заблудились в крайностях своих.

Мы - странники пожизненного детства.
Ребенок - он и ангел, и злодей,
Все в ужасе от нашего соседства!
Мы в ужасе от собственных затей...»

О.К.: «Вы слушали песню Любови Захарченко «Мешали нам». Государственное мышление лирической героини проявляется в самом местоимении «мы». На нас, по мнению автора, лежит ответственность за исторические катаклизмы. Ответственность правителей как-то не обсуждается. Что ж, прокурорский опыт в сочетании с поэтическим взглядом позволяет быть Любови Захарченко особенно проницательной. Думаю, ее песни найдут еще больший отклик в сердцах слушательниц. Ведь именно они по-новому стали смотреть на свою роль в мире. Недавно проведенные в России исследования на тему «самовосприятие женщин» показали, что главное для современной женщины – подчеркнуть свою независимость, продемонстрировать ее всем окружающим и в первую очередь, естественно, оценивающему окружению. Именно этот мотив является доминирующим в поведении современной женщины…»

В эфире 23 октября 2005 года тема женских архетипов всплывает вновь. Женская поэтическая «крылатость» не дает покоя ведущей передачи.
О.К.:
«Ты полетишь над домом и над дымом
Ты полетишь над Прагой и над Римом.
И тот еще окажется счастливым,
Кто издали увидит твой полет».
Вероника Долина, отрыла свою крылатость примерно через семьдесят лет после Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Помните одно из ранних стихотворений Ахматовой.
«Не любишь, не хочешь смотреть?
Ах, как ты красив, проклятый!
А я не могу взлететь,
Хоть с детства была крылатой».
А через десять лет после Вероники и Любовь Захарченко открыла, что у нее тоже есть крылья. Причем, размах крыла довольно большой. И мешает мужчине, который рядом. Это оказалось хорошим поводом для написания песни. «Размах крыла».
Л.З. (поет):
«Удивился для начала:
Ах, какой размах крыла!
То-то сердце застучало:
Полюбила, в чём была,

Прочный, добрый, куртуазный
А понятливый какой!
В этой жизни безобразной
Эко счастье под рукой.

Я согнулась, как подкова,
Я глупела на глазах,
Я готова для такого
Утопить себя в слезах.

Я к ногам его припала,
Трепеща и щебеча,
Боже правый, я пропала –
Не добраться до плеча.

Как просилась в подмастерья
Вместе клетку мастерить,
Да увы, мешали перья,
Крылья – что тут говорить?

Потянулась, развернула,
Осторожней не могла,
И его как ветром сдуло –
Чёрт возьми, размах крыла.

Потянулась, развернула,
Осторожней не могла,
Бог ты мой, как ветром сдуло –
Чёрт возьми, размах крыла...»

О.К.: «После того, как Любовь Захарченко ощутила свой размах крыла, она перелетела в Москву из Ростова-на-Дону и встретила мужчину, которому ее крылья не мешают. Более комплиментарных отзывов о своем муже трудно вообразить. Лирическая героиня Любовь Захарченко, да и сама она - в публичных проявлениях очень активны. А женские активные сценарии часто тяготеют к крайностям. И если противостояние полов не в пользу женщины, она привлекает на свою сторону магию. Если женщина – колдунья, то мужчина как бы борется не с ней, а с колдовством. А этим можно прикрыть и ревность соперничества. Вспоминается еврейская пословица: «Мужчины подрезают крылья у женщин, а потом укоряют их, что они не ангелы».
У архетипа, о котором мы говорим, есть отрицательная ипостась – ведьма, колдунья. Ведьма коварна, но способна успешно постоять за себя, она может даже — помочь кому угодно, если это ей выгодно. Ведьма приобщена к народной медицине - обладает тайным знанием о свойствах растений, понимает животных, но главное, ей ведомы тайны природной женской силы. Однако она не вполне этична и служит лишь своим эгоцентрическим целям. Наше сознание вытесняет образ ведьмы. В сказках ведьмы живут вдали от людей, в лесу, на болоте. Нет у них, говоря современным языком, постоянных партнеров среди мужчин, чаще всего нет детей. Мужчин ведьма водит за нос, превращаясь в необыкновенную красавицу. Но вас, уважаемые читатели романа, не обманешь, даже когда прекрасный автор превращается в ведьму. Героиня Любови Захарченко в песне «Ведьмины каникулы» чуть не забыла о своей силе. Но потом собралась с духом, готова к новым приключениям и собирается воспользоваться специальным транспортным средствам. Помело! Если бы женщины могли на нем летать, то в городах не было транспортных пробок. Это я в поддержку песни Любови Захарченко».
Л.З. (поет):
«Я на метле, а впрочем, и на венике,
Давно уж не летаю,
Во сне леплю ленивые вареники,
А наяву глотаю.

Что, безусловно, дело перспективное:
Уже не встать с кровати,
Меня сгубило чувство безмотивное:
Любовь, едрёна матерь.

И разлетелись мысли мои веером,
Утратив связь былую,
Они теперь над югом да над севером
Блудят напропалую.

А у меня ни смысла, ни значения,
Ни красоты финала,
Забыла я своё предназначение,
А может, и не знала.

Ну хоть одна вернись, мыслишка скудная,
И опустись пониже,
О том, что жизнь моя совсем паскудная –
Ни умереть, ни выжить –

Что доконала глупость безответная,
Не вышло – и прекрасно:
Дрожит в углу метла моя заветная,
Я вновь небезопасна,
Дрожит в углу метла моя заветная,
Я вновь небезопа...»

О.К.: «В юмористической манере поведала о ведьме Любовь Захарченко. Конечно, последние сто пятьдесят лет над этим можно посмеяться. А прежде было не до смеха. Историки инквизиции свидетельствуют о безумии, охватившем христианский мир в XV-XVII веках: колдуний сжигали десятками и сотнями. Один женевский епископ сжег в три месяца пятьсот колдуний. Вот такая статистика. Пыталась не отстать от Европы и далёкая Россия. Когда в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены двенадцать женщин. Все эти страшные факты, возможно, живут в нашем подсознании. Но, даже не помня о них, мы испытываем мощное влияние архетипа колдуньи. Теперь, когда не сжигают за колдовство, кое в чем можно признаться…»

И вот такой не развлекательный сюжет был у передачи от 26 июня 2005 года:
О.К.: «Жизнь и смерть – тема эта неподъемная, да и надо ли говорить об этом в радиоэфире? Ответ – в песнях авторов. У каждого более или менее серьезного поющего человека есть рассуждения на эту тему. Не всегда они мрачные, - потому, уважаемые читатели нашего романа, пусть не пугает вас серьезность вопроса. Только смерть превращает жизнь человека в судьбу, как это не печально. Михаил Зощенко поделился серьёзными своими размышлениями на эту тему: "Отношение к смерти - это одна из величайших проблем, с какой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена, но она даже мало продумана. Решение её предоставляется каждому человеку в отдельности. А ум человека - слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться. Поздно сожалеть, что мысль о смерти заставили врасплох". Так написал Зощенко в «Повести о разуме». О жизни и смерти поет в своей песне «Харон» Любовь Захарченко».
Л.З. (поет):
«В заботе о хлебе насущном,
В погоне за славой мирской
Та связь - между явным и сущим -
Нарушена нашей рукой.

Не хлебом, а небом единым,
Нас эти холмы берегут -
Пока еще души любимых
На этом живут берегу.

У стылого Стикса нет брода,
Нет даже кругов по воде.
Минуй меня, Боже, свобода
От самых любимых людей.

Уходят они невозвратно,
А мы остаемся в долгу,
Но Боже, как невероятна
Та встреча на том берегу.

Все можно спасти и поправить,
Покуда пустует челнок,
Покуда на той переправе
Усталый Харон одинок,

Покуда мгновение длится...
Покуда друзья берегут...
И есть еще время молиться
О встрече на том берегу!»

О.К.: «Любовь Захарченко, песня о Хароне. Его образ, дошедший до наших дней со времен древнего Египта, довольно часто встречается в поэзии. Харон – перевозчик через реку Стикс на другой берег, где душа рождается для счастья или горя. Но вначале предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую — перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь отрицания» перечисляет сорок два преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновен. Так звучит «Исповедь отрицания»:
«Я не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины…»
И последнее -
«Я чист, я чист, я чист, я чист!»
Вот такая бухгалтерия…
Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему обвинительный приговор. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают «правогласным». И тогда он будет переправлен на другой берег реки Смерти».

Прошло два с половиной года после этой передачи, но тема жизни и смерти себя не исчерпала, а наоборот, наполнилась для меня новыми смыслами. Помню, как мы ехали из Москвы на Грушинский фестиваль в одном купе и проговорили с Любой почти все время дороги. В ответ на мои пристрастные расспросы, она сказала примерно следующее. Все, о чем она мечтала, у нее есть. Большая любовь, много детей, много песен…
Она неважно себя чувствовала, но не придавала этому значения. Думая о Любе Захарченко, не могу делать каких-то выводов, на бытовом уровне рассуждать, что нужно беречь себя. Попробуйте беречь себя, когда внутреннее пространство невозможно охватить… Просто вспоминаю строки Владимира Высоцкого: «Смерть самых лучших намечает и дергает по одному».

Ольга Качанова, З февраля 2008 года