ПРАВОСЛАВНЫЙ И ТОЧКА!

И Свет светит во тьме и тьма не объяла Его


October 13th, 2006

(no subject) @ 02:28 pm

Отложились. В РПЦЗ возникла новая "ветвь". Ряды "зарубежников", объединяющихся с РПЦ МП, продолжают стремительно редеть

Решения Чрезвычайного собрания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л), объединяющих приходы этой Церкви в Украине, Молдове и Беларуси, оказались более радикальными, чем предполагали многие аналитики, внимательно следящие за "историческим процессом" объединения РПЦЗ(Л) и РПЦ МП. Епархии, довольно многочисленные по меркам РПЦЗ, решили прекратить поминовение ее первоиерарха Митрополита Лавра на том основании, что Синод под его председательством одобрил таинственный "Акт о каноническом общении" РПЦ МП и РПЦЗ(Л). По идее, одобрить "Акт" должен был еще в мае самый представительный орган РПЦЗ(Л) - Всезарубежный Собор, - но "Акт" оказался засекречен для участников Собора, которые благоразумно не проголосовали за кота в мешке. Однако, благодаря разного рода "утечкам" (одна из них была на нашем Портале) и копиям, розданным архиереям, общие принципы этого "Акта" стали известны довольно широкому кругу интересующихся. Они не оставляли сомнений - речь идет о канонической, экклезиологической, моральной и юридической капитуляции РПЦЗ(Л) при том, что Московская патриархия вовсе не собирается, даже символически, отречься от своих "двух столпов" - пресловутых сергианства и экуменизма.

После того, как Всезарубежный Собор в своей Резолюции дипломатично напомнил об этом отречении как абсолютно необходимом условии "воссоединения", стало ясно - к торжественному сослужению Патриарха Алексия II и Митрополита Лавра в Успенском соборе Московского Кремля РПЦЗ(Л) дойдет весьма поредевшими колоннами. А это значит, что вместо громко проанонсированного - аж на уровне президента РФ! - преодоления "трагического разделения Русской Церкви" произойдет банальное присоединение к РПЦ МП одной из "ветвей" Зарубежной Церкви, что уже неоднократно бывало в истории (в 1924 году к РПЦ МП присоединилась Американская митрополия, в 1926-м - Западноевропейская митрополия во главе с митрополитом Евлогием, в 1945-м - Дальневосточная, а "по мелочи" приходы "возвращались" в РПЦ МП чуть ли ни каждые два года). Слишком позорный может получится финал у великого церковно-исторического начинания президента! Может, поэтому этот финал все время откладывается? Однако, как мы видим, эти бесконечные задержки идут совсем не на пользу великому делу...

Но вернемся к ситуации с Одесской и Запорожской епархиями. Чем они мотивируют свое каноническое отложение от Митрополита Лавра? Во-первых, тем, что Митрополит и иже с ним хотят объединиться с остающейся в расколе, "инициированном богоборцами в 1927 году", частью поместной Российской Церкви. По канонической, да и по обыкновенной логике, такое объединение означает уход в раскол самого Митрополита. Кроме того, экклезиология клириков Одесской и Запорожской епархий, в целом отражающая традиционную экклезиологию РПЦЗ, приводит их к заключению, что ни РПЦ МП, ни РПЦЗ не могут самостоятельно провозгласить себя Полнотой поместной Российской Церкви. Такая Полнота может быть восстановлена только на канонически созванном свободном Поместном Соборе с участием всех частей Российской Церкви. Во-вторых, как бы абстрагируясь от означенного выше факта раскола, участники Чрезвычайного собрания не приемлют статуса РПЦЗ как автономии в составе РПЦ МП. Такой статус наделяет серьезными полномочиями Патриарха Алексия II, который вместе с московским Синодом должен будет утверждать назначения епископов РПЦЗ и избрание ее первоиерарха. А Патриархом-то Алексия II в РПЦЗ не признают, потому что в России после 1918 года не созывался законный Поместный Собор, а Патриарх избирался совсем не по тем правилам, которые были утверждены последним общепризнанным Собором 1917-18 гг. Епископ Агафангел, возглавлявший Чрезвычайное собрание, предложил в свое время такой "дипломатический" выход из сложившегося в Российской Церкви положения (чем-то напоминающий "отложенный статус Чечни" в Хасавюртовских соглашениях 1996 года): все наличные части Российской Церкви признают, что общепризнанной Высшей церковной власти в этой Церкви нет, а общение РПЦЗ с РПЦ МП возможно лишь в случае внятного отказа последней от сергианства и экуменизма, а также согласия на созыв канонического Поместного Собора. Причем, пока такой Собор не созван и общепризнанной Высшей церковной власти в Российской Церкви нет, ни о каких "автономиях" и подчинениях одной части другой не может быть и речи - административно-канонический статус каждой из частей и степень их самостоятельности должны быть одинаковыми.

Участники Чрезвычайного собрания предложили и свой путь дальнейшего развития событий, не без основания рассчитывая, что их поддержат клирики, миряне, а, возможно, даже некоторые архиереи других епархий РПЦЗ(Л). Путь этот таков: после присоединения части РПЦЗ(Л) к РПЦ МП, что, собственно, и будет означать подписание "Акта" о безоговорочной капитуляции, оставшаяся часть созовет V Всезарубежный Собор, который изберет новое священноначалие РПЦЗ. Относительно клириков и мирян такие расчеты вполне могут оправдаться: о своем неприятии курса Митрополита Лавра заявили 72 (из 132) делегата IV Всезарубежного Собора, почти все клирики Южно-Американской епархии, многие священники РПЦЗ(Л) в США и Канаде, не говоря уж о постсоветском пространстве. Надежды же на архиереев невелики. Обычно называются три архиерейских имени, помимо епископа Агафангела, - архиепископ Иларион, епископ Гавриил и епископ Даниил. Однако ни один из них не занимает столь внятной позиции, как епископ Агафангел. Архиепископ Иларион много лет был секретарем Синода РПЦЗ, поддерживал деятельность архиепископа Марка (Арндта) по сближению с Москвой, в юности учился в духовных школах РПЦ МП, всегда достаточно терпимо относился к сергианству и экуменизму, высказывался против создания структур РПЦЗ в России. Есть смутные сообщения, что он написал протест против "Акта", но этот протест нигде не публиковался и какова аргументация архиепископа Илариона неизвестно. Епископ Гавриил, с одной стороны, поставил свою знаменитую резолюцию под синодальным решением об одобрении "Акта" - "Я не согласен с этим решением" - и дал ряд довольно критических в отношении РПЦ МП интервью, но с другой стороны очень болезненно отреагировал на сообщение нашего Портала о благословении, вроде бы данном им в Оттаве, на "мирные способы" сопротивления подчинению РПЦ МП, заявив, что является ревностным поборником скорейшего объединения. В частных беседах с мирянами РПЦЗ(Л), призывавшими его возглавить "движение сопротивления", епископ Гавриил ссылался на житейские и бытовые препятствия: "А вы думаете, епископам не нужны средства к существованию?" Наконец, епископ Даниил служил в храмах РПЦ МП и демонстративно игнорировал приходы РПЦЗ еще во время своих визитов в Россию в начале 90-х. А его известный демарш, когда он отказался ехать на IV Всезарубежный Собор, объясняется вовсе не сознательным протестом против принципов "воссоединения", а обидой за друзей, которых, конечно, довольно грубо и неканонично не допустили к участию в Соборе. Кроме того, епископ Даниил стар и немощен, практически не служит, живет в уединении и мало участвует в церковных делах. Так что, как и предполагалось на нашем Портале, новая "ветвь" РПЦЗ имеет все шансы получить аббревиатуру РПЦЗ(А) - по имени своего пока единственного епископа.

Что же представляет собой епископ Агафангел и его епархии, каковы перспективы новой "ветви"? Будущий иерарх присоединился к РПЦЗ в самом начале ее легализации в России - в 1990-91 гг. Он был пострижен и рукоположен покойным архиепископом Лазарем (Журбенко) - основателем другой "ветви" РПЦЗ, известной ныне как РИПЦ. Прослужив некоторое время в общине РПЦЗ в Ивано-Франковске, о. Агафангел переехал в Одессу, где стал ближайшим сотрудником архиепископа Лазаря. При первом отделении архиепископа Лазаря и епископа Валентина (Русанцова) от РПЦЗ в 1994 году (тогда еще чисто административном), по предложению своего кириарха был рукоположен в сан епископа Симферопольского, викария Одесской епархии. Поддержал Акт Лесненского Собора РПЦЗ (декабрь 1994 г.) о воссоединении архиепископа Лазаря, епископа Валентина и нью-йоркского Синода, после чего неизменно сохранял верность нью-йоркскому Синоду, несмотря на все колебания "генеральной линии", вплоть до вчерашнего дня. Чтобы получить признание своего архиерейства, епископу Агафангелу пришлось провести 1995 год в Америке, при Синоде. Психологический тип епископа Агафангела разительно отличает его от архиепископа Лазаря, позиционировавшего себя как "коренного катакомбника", склонного к "старчествованию" и нарочитой простоте. Епископ Агафангел достаточно современный, адекватный иерарх и церковный администратор, сохранивший, несмотря на некоторый налет "зарубежнической" закрытости, живой интерес к происходящему во вселенском Православии и даже к светской политике. Во время Помаранчевой революции епископ Агафангел не стал выступать с имперскими заклинаниями, как иные "истовые зарубежники", а занял вполне нравственную и, вместе с тем, прагматичную позицию. Теперь ведь даже самые отъявленные враги "оранжевой чумы" не возьмутся утверждать, что тот моральный подъем народа Украины, стремление "жить не по лжи", неприятие господствовавших в политике "фальсификаций, брехни и понятий", можно объяснить исключительно происками известного лондонского олигарха. Для иерарха РПЦЗ, всегда проповедовавшей великороссийскую державность и старавшейся в упор не замечать новых политических реалий на постсоветском пространстве, политическая позиция епископа Агафангела должна быть признана и мужественной, и ответственной. Уже тогда стало ясно, что этот иерарх может брать ответственность на себя.

Одесская и Запорожская епархии, объединяющие в общей сложности около 50 приходов, являются вполне сложившейся и признанной церковной структурой Украины. Они связывают свое будущее с этой страной, а не с фантазиями геополитиков "евразийского" толка. На фоне общей разрухи, воцарившейся в РПЦЗ в последние годы, жизнь этих епархий можно признать вполне благоустроенной - там есть и монастыри, и семинария, и СМИ, достаточно часто к ним присоединяются клирики из "мирового православия", отрекающиеся от ересей сергианства и экуменизма. С точки зрения украинских властей, епархии епископа Агафангела вызывают больше доверия, чем основанная архиепископом Лазарем РИПЦ, позиции которой в Украине также заметны. РИПЦ остается проводником традиционной для РПЦЗ имперской идеологии, что затрудняет ее нормальную интеграцию в жизнь украинского государства.

О возможных путях развития зарождающейся РПЦЗ(А) наш Портал писал неоднократно, поэтому перечислим их здесь просто "для памяти", пока не вдаваясь в оценку степени вероятности каждого из них. Первый, предлагаемый самим епископом Агафангелом, - воссоздание Синода РПЦЗ после "отпадения" Митрополита Лавра и его сторонников в сергианский раскол. Второй - создание новой иерархии РПЦЗ на территории Украины, Молдовы и Беларуси с помощью греков-старостильников (Синода митрополита Киприана). Третий - "возвращение" в РИПЦ, если интерпретировать эту юрисдикцию как продолжение той церковной организации, у истоков которой архиепископ Лазарь стоял в 1994 году и где сам епископ Агафангел получил свое архиерейство. Четвертый и самый перспективный - подготовка вместе с другими консервативными "ветвями" РПЦЗ, включая "здоровые силы" в РИПЦ и РПАЦ, объединительного Собора.

Решение епископа Агафангела и Чрезвычайного собрания его епархий, насколько можно судить по первым откликам, вызвало живой и позитивный интерес во многих "ветвях" Российской Церкви, генеалогически связанных с РПЦЗ, которые, кажется, готовы забыть и былые личные претензии к епископу Агафангелу, и упреки в запоздалости его решения о разрыве с "униатами". Случившееся вчера в Одесса может серьезно повлиять на позиции "альтернативного православия" во всей постсоветской ойкумене.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

 

Comments

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ И ТОЧКА!

И Свет светит во тьме и тьма не объяла Его