ПРАВОСЛАВНЫЙ И ТОЧКА!

И Свет светит во тьме и тьма не объяла Его


January 27th, 2006

УГРОЗЫ МП, МОНАСТЫРЯМ РПЦЗ НА ЭЛЕОНЕ! @ 01:21 am

РЕПОРТАЖ: Уголок старой России на Елеонской горе. Спасо-Вознесенский монастырь в Иерусалиме – островок "раньшего времени" на Святой Земле



С конца 80-х годов, когда советская власть разрешила свободную эмиграцию, более полумиллиона бывших советских граждан обосновалось в Израиле. В результате Израиль в значительной степени превратился в культурную провинцию постсоветской России. В стране существуют сотни русскоязычных книжных магазинов, несколько русскоязычных театров (профессиональных, полупрофессиональных и любительских), лига КВН, две лиги "Что? Где? Когда?", нескольку клубов авторской песни... На израильской сцене регулярно гастролируют десятки российских артистов. Так что интеллигентный москвич или питерец, приехавший к друзьям в Тель-Авив, Иерусалим или Хайфу, при желании легко может почувствовать себя "как дома".

Однако мало кто знает, что в сегодняшнем Израиле можно найти островки другой России, еще дореволюционной. Обычно такими уголками прошлого оказываются храмы или организации, связанные с "белой", Зарубежной Церковью - например, расположенное в Иерусалиме Императорское Православное Палестинское общество во главе с графом Воронцовым. Сохранившиеся с дореволюционных времен и не бывшие ни одного дня под властью "Совдепии", они, по мере сил и возможностей, постарались донести до наших дней дух "России, которую мы потеряли".



Один из таких островков, женский href="http://www.jerusalem-mission.org/convent_ascension.html">Спасо-Вознесенский монастырь на горе Елеон (Масличной), автор этих строк имел возможность посетить совсем недавно. Mонастырь находится в Восточном Иерусалиме, на вершине Елеонской горы, откуда открывается потрясающе красивый вид на город. Участок, на котором находится обитель, был приобретен в конце XIX столетия архимандритом Антонином (Капустиным), начальником Русской Духовной Миссии в Палестине (его могила находится на территории монастыря). В 1906 году обитель была утверждена Святейшим Синодом Православной Российской Церкви.

Во время Первой мировой войны Иерусалим был на военном положении и духовенство из города выслали. Только в 1919 г. духовенство вернулось, всю заботу о сохранении обители взяла на себя Русская Православная Церковь Заграницей - в частности, на ее средства был проведен ремонт храма, серьезно пострадавшего от землетрясения.

В настоящий момент в монастыре проживает 46 монахинь из разных стран. С учетом реалий Cвятой Земли, где многие известные монастыри - например, знаменитый иерусалимский монастырь Креста, где похоронен Шота Руставели, - стоят и вовсе без братии, эта цифра выглядит очень солидно. Правда, большая часть монахинь уже далеко не молоды: автор этих строк не встретил ни одной инокини, которой на вид было бы меньше 50 лет. Однако, судя по ухоженной территории (немаленькой - почти 54 тысячи квадратных метров!), недостатка в рабочих руках обитель не испытывает. Причем сил у монахинь хватает не только на дорожки, деревья и клумбы, но и на ухоженных кур, павлинов, собаку и даже огромного жирного кота, проживающего в покоях игуменьи.

Как уже было сказано, все послереволюционные годы монастырь старался остаться уголком старой России. Свидетельством этих усилий может служить красочный юбилейный альбом, выпущенный в 1986 году (автору этих строк случайно довелось увидеть это раритетное издание, приобретенное его знакомым - страстным библиофилом и краеведом). При чтении этой книги возникает впечатление, что за стены монастыря не проникло даже отзвука бурных событий русской и мировой истории прошлого века. О российской революции или советской власти не сказано ни слова. На одной из страниц помещено несколько фотографий, посвященных визиту "Его величества царя Болгарии Симеона" - при том, что этот визит состоялся в 60-х годах ХХ века, когда Симеон давно отрекся от престола, а в Болгарии, ставшей "народной республикой", уже два десятилетия правили коммунисты. Даже орфография книги, и та осталась дореволюционной, со всеми ятями, ерами и фитами!

Разумеется, полностью закрыться в прошлом монахиням не удалось. Поэтому, к примеру, большая часть книг монастырской библиотеки напечатана уже по правилам новой орфографии, причем часть этих книг издана в СССР! По новым правилам напечатана и информационная брошюра, которую нам любезно предложили в монастырской библиотеке. Однако последнее, как выяснилось, объяснялось не "либерализацией", но исключительно непреодолимыми обстоятельствами: по словам библиотекарши, сестры Марии, в ее компьютере попросту не оказалось раскладки, которая позволила бы печатать с ятями. В противном случае она бы такого вольномыслия не допустила. Ведь, по ее словам, "когда я училась во Франции, даже преподаватели-французы говорили: вы, русские, искалечили свой язык, так как "ять" - это совершенно особый звук!"

B Спасо-Вознесенском монастыре старательно игнорировали не только светскую власть послереволюционной России. Аналогичным образом относились и к "сергианской" Церкви, в том числе - к монахам и духовенству РПЦ МП, находившимся в Иерусалиме. Игуменья Георгия (Щукина), настоятельница принадлежащего Московской патриархии Горненского монастыря, жаловалась в одном из интервью: "Недалеко еще то время, когда их отношение к Русской Православной Церкви было агрессивным, нас не пускали — ни в Гефсиманский монастырь, ни в Спасо-Вознесенский – и не только монахинь, а даже просто паломников из России, тем более из Московской Патриархии. На дверях вывешивали таблички: "Входа нет".

Hаметившееся в последние годы сближение РПЦ МП и Зарубежной Церкви (РПЦЗ(Л)) отразилось и на иерусалимских нравах. Православные разных юрисдикций начали контактировать друг с другом. Как отметила в том же интервью игуменья Георгия, "когда мы с ними встречаемся, например, у Гроба Господня, то здороваемся (с представителями Русской Православной Церкви Заграницей – Ред.). На Вознесение идем на Елеон поклониться "стопочке" (отпечатку стопы Господа на месте Его Вознесения) и обязательно заходим в Спасо-Вознесенский женский монастырь, где находится могила архимандрита Антонина (Капустина)".

Более того: в последнее время появились даже слухи, что Спасо-Вознесенский монастырь не то собирается переходить, не то уже практически перешел под омофор Московского Патриарха. Впрочем, насельницы монастыря, с которыми нам удалось побеседовать, эти слухи категорически отрицают. По их словам, монастырь стоял, стоит, и будет стоять в "зарубежной" вере. Что же до разговоров о переподчинении Московской патриархии, то, по словам одной из монахинь, "говорят, что кур доят".

Однако если церковное объединение все-таки произойдет, сможет ли обитель остаться в стороне от этого процесса? Религиозная самостоятельность требует, прежде всего, достаточной экономической базы. А с этим у монастыря даже сегодня далеко не все обстоит хорошо. Kак и другие острова старой России в Израиле – например, Императорское Палестинское общество, – Спасо-Вознесенский монастырь явно испытывает серьезный недостаток средств, прежде всего на ремонт и содержание церковных зданий. Так, уже более десяти лет закрыта для посетителей монастырская колокольня, знаменитая "Русская свеча" . Явно нуждается в ремонте и главный монастырский храм, в котором находится могила архимандрита Антонина (Капустина).

Согласно официальному сайту РПЦЗ(Л), Спасо-Вознесенский монастырь "существуют на пожертвования, поступающие от паломников и благодетелей". Если href="http://portal-credo.ru/site/?act=topic&id=369">воссоединение Церквей, о котором активно говорится в последнее время, действительно состоится, то в этом случае число "благодетелей", href="https://www.farocor.org/pagesru/holyland.html">на деньги которых существует монастырь, может резко сократиться, не присоединись обитель ко всеобщему единству. Равным образом может сократиться и число паломников – организаторы православных туров на Святую Землю легко могут объявить бойкот тем, кто не пожелает идти в общем фарватере.

Теоретически, альтернативу паломникам могли бы составить обычные светские туристы, которых могут привлечь как прекрасный вид, который открывается из монастыря на Иерусалим, так и монастырский храм – один из красивейших в Иерусалиме. Однако надежд на это немного: монастырь расположен в самом сердце арабского квартала, поэтому мало у кого из израильских гидов хватит смелости повести группу в такое место.

Поэтому если церковное объединение состоится, то Спасо-Вознесенскому монастырю будет крайне трудно остаться в стороне. Что произойдет в этом случае, достаточно предсказуемо – через какое-то время "уголок старой России" станет обычным участком постсоветского религиозно-культурного пространства.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo
.Ru"

 

Comments

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ И ТОЧКА!

И Свет светит во тьме и тьма не объяла Его