|

|

Чеченские юризмы
Как только я узнал, что можно требовать возмещения вреда здоровью через суд, то сразу подал иск, - продолжил рассказ Геннадий. (Он судился с Минобороны почти два года.) - За это время представители министерства даже ставили под сомнение то, что я вообще воевал в Чечне". В конце концов, федеральный судья Советского районного суда Орла Марина Старых вынесла решение в пользу Уминского. Суд постановил взыскать с Минобороны РФ в счет возмещения вреда здоровью единовременно 977 646 рублей 84 копейки за период с 1 декабря 1999 года по 1 июля 2004 года. Судья обязала также Минобороны ежемесячно выплачивать прапорщику 25 648 рублей и в будущем индексировать эту сумму в соответствии с законом.
Однако злоключения ветерана на этом не закончились. Прокурор Советского района обжаловал решение в облсуде, и 18 августа прошлого года кассационная коллегия из трех судей его отменила с весьма любопытной формулировкой: "Вред здоровью Уминского был причинен при прохождении им военной службы в период военных действий, и поэтому установить причинителя вреда невозможно, что исключает вину ответчика. Учитывая, что причинителя вреда по данному делу установить не представляется возможным, вывод суда о том, что ответственность за причинение вреда здоровью Уминского должно нести государство, является несостоятельным".
Судьи в качестве довода привели п. 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ - "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Итоговый вывод судебной коллегии таков: "возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, военнослужащим, участвующим в боевых действиях в Чеченской Республике, исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение вреда".
Геннадий Уминский некоторое время пребывал в шоке: никак не мог поверить, что государство, законные интересы и территориальную целостность которого он отстаивал в Чечне, оказывается, не несет ответственности за жизнь и здоровье солдат и офицеров, а пенсию российским бойцам должен платить "причинитель вреда", в данном случае Шамиль Басаев.
"Я поехал в Чечню, - рассказывает Геннадий. - Консультировался со многими военными юристами, что с этим делать, но они лишь удивленно качали головой". В результате участник героической обороны дома Бучнева намерен в ближайшее время подать в суд на правительство Ичкерии - иск уже подготовлен. "Это дело принципа - если надо, я и до Страсбурга дойду, - говорит гвардии прапорщик Уминский. - Жаль только, что я всех боевиков, которые в меня стреляли, в лицо не запоминал и паспорта у них не спрашивал. Ребятам, что в Чечне сейчас воюют, следует это учесть". Раньше до Берлина доходили, а теперь - до Страсбурга... Ну и как это понимать?
|
|