Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ham_tramwaynyi ([info]ham_tramwaynyi)
@ 2010-11-04 09:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Невидимая рука с пятым тузом в рукаве
Принято считать, что вмешательство государства в хозяйственную деятельность пагубно, а невидимая рука рынка сама наведёт порядок, устраивающий всех. Но это утверждение касается сферической невидимой руки в вакууме.

В реальной жизни всё не просто "несколько" иначе, но с точностью до наоборот. Невидимая рука играет исключительно в одни ворота и держит в рукаве пятого туза.

Например, когда-то в Израиле цены на довольно широкий ассортимент товаров повседневного потребления контролировался государством. Но пришли к власти убеждённые рыночники и стали сокращать список подконтрольных товаров. Мол, возникнет конкуренция, и цены не только не вырастут, а снизятся. Вот только на самом деле они выросли на 50 процентов.

Всё объясняется очень просто. Рынок невелик, посему вполне естественным образом сформировалась олигополия. Скажем, молочные продукты широкого потребления производят только три концерна (есть ещё несколько мелких производителей, но они специализируются на продукции класса "бутик" и никак не влияют на цены общедоступных продуктов. Теперь, допустим, один из производителей повышает цену. Логика классического рынка подсказывает, что он подставился: клиенты убегут к конкурентам.

Только вот конкуренты делают тут же абсолютно то же самое. Казалось бы, где логика, возник шанс увеличить свою долю рынка, почему же они его не используют? А разгадка очень проста: целью деятельности всех трёх концернов является извлечение прибыли. И от роста цен она растёт ничуть не хуже, чем от увеличения продаж. К тому же, рост продаж требует инвестиций – скажем, на расширение производства. Это, к тому же, рискованно – а вдруг тот, кто повысил цены, вернёт их "взад", поняв, что выстрелил себе в ногу, и тогда лишнее закупленное оборудование станет источником убытка. Инвестиции в расширение производства уменьшают величину чистой прибыли, стало быть, плохо отражаются на цене акции в краткосрочной перспективе (может, в долгосрочной это и будет полезным, а может, и нет – и угадать это наверняка невозможно, слишком много факторов, часть из которых и вовсе иррациональна: а вот брякнет какой модный диетолог, что от творога бывает целлюлит и тогда сиди и считай убытки).

После того, как цены повысят все три производителя (а сговор тут и ни к чему – цены товаров не являются секретом, их изменение можно отследить путём простейшего мониторинга), каждый из них сохранит более или менее свою долю рынка, снизив риск до минимума. Считается, что высокие доходы предпринимателей традиционных областей, не связанных с инновацией – это плата за риск, который они берут на себя, на самом же деле они рискуют не больше, чем любой директор завода в Советском Союзе 70-х годов. Весь свой риск они перекладывают на тех, кто, в принципе, особо рисковать и не должен – на рядовых граждан с весьма скромными доходами. Стабильность, которой добиваются для себя предприниматели, сопоставима со стабильностью того же СССР славных времён Л.И.Брежнева. Никаких ценовых войн, дорогостоящих кампаний по перетаскиванию клиентов – последние прикреплены к поставщикам как если бы их в административном порядке прикреплял Госснаб. Просто не имеет смысл менять марку творога к завтраку, если все три вида – более или менее одно и то же, как по качеству, так и по цене.

Кстати, когда газеты публикуют материалы о ценах стандартного потребительского набора в разных магазинах, и можно найти разницу в десятки процентов – это лукавая цифра. Все дискаунтеры в Израиле давным-давно переехали из городов в удалённые промзоны, и покупки по низким ценам доступны тем, кто имеет машину с большим багажником, то есть, далеко не самым бедным людям. А тем, кто ездит на автобусах, приходится воленс-ноленс отовариваться в магазинах среднего и высокого ценового сегмента, которые расположены в черте города.

И если в каком-то квартале открылся магазин одной сети, то другая сеть ни в коем случае не откроет лавочку рядом, даже если есть где: ценовых войн, от которых выигрывает потребитель, но проигрывают акционеры, стараются избегать. Они сохраняются лишь в тех же промзонах, где соседствовать приходится поневоле. Но своеобразный график работы общественного транспорта в промзонах, ориентированный на потоки работников низшего звена в часы пик, а не на движение покупателей в дискаунтерах, делает их недоступными для тех, кто на самом деле нуждается в покупках по низким ценам. Высокие доходы предпринимателей удаётся поддерживать без всякого попахивающего социализмом кейнсианства – просто за счёт уменьшения числа альтернатив для покупателей. Зачем заботиться о росте зарплат и числа рабочих мест, если все равно будут покупать – деваться-то некуда? Просто те, кто не слишком хорошо умеет планировать (а это – большинство населения любой страны), будут постоянно в долгах. Так это даже хорошо для макроэкономики – вырастут доходы банков.

Ещё один пример "социализма для капиталистов" (и дикого рынка для всех остальных) – это требования израильских фермеров сохранить квоты на таиландских гастарбайтеров. Израильтяне не смогут работать в тех же условиях, в каких работают гастарбайтеры, и за те же деньги, значит фермерам придётся вкладываться в механизацию и автоматизацию. А зачем, если эти деньги лучше потратить на личное потребление владельца земли? Лишний раз съездить в какой-нибудь Куршавель (впрочем, понятия не имею, куда ездят состоятельные израильтяне, может, в США?), купить машину в большими понтами и наворотами, но не инвестировать в повышение технического уровня работ сверх той необходимости, которую диктует климат (скажем, от систем капельного орошения никуда не деться, от закупки семян, адаптированных к климату – тоже, а вот механизировать погрузочно-разгрузочные работы незачем, когда таиландцы резво и дёшево таскают ящики и мешки). Впрочем, если вместо таиландцев пришлют по программе "Висконсин" бесправных безработных, половину зарплаты которых будет платить бюджет, но при этом они не могут уйти, если работа будет для них непосильной, под угрозой лишения пособия, фермеры, пожалуй согласятся: рабочая сила должна быть дешёвой и бесправной, а какой у ней разрез глаз – дело десятое. А пока что они грозят перестать поставлять в торговые сети сельхозпродукцию, если государство не передумает снижать квоты на гастарбайтеров.

Кстати, из той же оперы – "двухевровые" работники в Европе. Естественно, есть пропагандистская обработка общественного мнения с кучей красивых слов о моральной ценности труда и инвективами в адрес бездельников. На самом деле – обычная насильственная уценка рабочей силы, за счёт устранения страховочной сетки для тех, кто не сумел устроиться или потерял работу. Теперь деньги будут платить только за труд, что существенно повысит предложение на рынке труда, и соответственно, приведёт к снижению цен на рабочую силу.

Наличие на рынке труда бездельников и приверед, уверенных в том, что государство им пропасть не даст, как ни странно, служило интересам обычных трудящихся – позволяло держать высокие цены на услуги наёмных работников. И наёмный работник, который поддерживал либералов – почему, мол, я из своих налогов должен кормить тунеядцев? – обнаружит, что налоги снизились, но вот только его личный доход не вырос: он вынужден согласиться на более низкую оплату труда, чтобы самому не стать "двухевровиком". И квалификация не поможет: индиец на аутсорсе сделает работу по-всякому дешевле, хотя и несколько хуже. А все пряники присвоят себе шибко предприимчивые граждане.

А есть ещё новая возможность для буржуев отыграть то, что потеряно в период сильной социальной политики. Можно поувольнять всех неквалифицированных работников, получающих общенациональный или отраслевой минимум весьма приличных размеров, а потом принять их же назад – за два евро в час. Государство также при этом экономит на пособиях, ибо платит их в подобном случае в частичных размерах, поэтому может уменьшить налоговое бремя на богатых. Только было бы наивно полагать, что эта мера побудит предпринимателей двигать научно-технический прогресс или создавать рабочие места в любом месте, кроме Третьего мира, где себестоимость рабочей силы стремится к отрицательным величинам.

Куда потратить избыток евро, образующийся у предпринимателей вследствие такой операции, не проблема: каталоги ювелиров ждут своих покупателей,компания "Роллс-Ройс" готова удовлетворить самый изощрённый вкус любителей красивой жизни, да и чёрные трюфели можно подавать на стол почаще. И летать исключительно первым классом, а то и на индивидуальном частном джете, даже из Берлина в Потсдам, хотя туда можно и на велосипеде добраться: понты решают всё. Image

Быдлогламура за пару десятков долларов, ориентированного на девочек-птушниц, в мире состоятельных людей нет, зато есть диванные подушки от маэстро Напердини и коврики для ванной от дизайнера Навонялли по 7-8 тысяч евро за штуку, и в каждой правильной гостиной и ванной эффективного собственника они должны быть...

Рейтинг блогов


(Добавить комментарий)


[info]vredina62@lj
2010-11-04 12:53 (ссылка)
Ой, мамку! А я-то думала - только в России так(((((((((((((

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2010-11-05 14:04 (ссылка)
Капитализм везде одинаков.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shmidtk@lj
2010-12-25 07:56 (ссылка)
Про молочников - проблема монополизации рынка, тут сложно что-то решить простыми методами, но мне видеться, что должно быть не 3 концерна, а 300 компаний. Роль общества и государства разрушить монополизм, упрозняя процедуру создания альтернативного производства, открывая рынки для иностранных производителей

Про сети: говоря про Россию, сегмент еще не насыщен, но рядом с многими домами по 5 сетевых супермакетов(Новосибирск). рядом с одном из ключевый станций метро был торговый центр с продуктовым супермаркетом. В 2009 открыли через 10 метров второй торговый центр с огромным гипермаркетов внутри. Сети конкурируют, дайте волю. В Новосибирске за последние 5 лет открылись несколько крупнейших сетевых магазинов мира - Икея, Ашан, Метро Cash&Carry. Я не думаю, что на фоне этих монстров с более низкими ценами остальные не включились в борьбу.

Про фермеров: Ну так надо больше иностранным производителей и без пошлин, тогда и на Куршавель не останется, когда потребители будут брать продукты из Бразилии! Нужен стимул - угроза потери бизнеса и доходов.

Капитализм - это борьба за то, чтобы быть лучшим. А лучшие появляются только когда все время есть испытания. Бизнес не должен сидеть на льготах, на монопольном положении и с преференциям. Но тоже самое можно сказать и про работников. Чем индийский программист хуже израйльского, местом рождения? Если он готов получать меньше - то он лучших сотрудник с точки зрения бизнеса. А потребитель точно так же должен злостно диктовать свои потребности бизнесу и тогда никто не будет на потребители ездить. Сегодня и работник, и потребитель, и бизнес - все интернациональны. Я пишу Вам в блог из другой части мира! Моя супруга сейчас проходит школу мадрихов в Киеве, хотя еще 2 года назад мы не интересовались Израилем вообще. В прошлом месяце я познакомился со специалистом по консалтингу и инвестициям из Израиля, когда он был в Новосибирске. В 2009 годя я написал статью для управляющей компании, ни разу не увидев этих людей в живую и получил за это деньги. Границ больше нет, и зачем мне государство со всеми этими его "заботами о гражданах"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2010-12-25 08:05 (ссылка)
Свободный рынок в сочетании с глобализацией – опасная вещь. Собьют уровень зарплат до бангладешского по всему миру. А потом выяснится, что всё, что напроизводили, никто купить не может, ибо денег нет (если до того революция не случится).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shmidtk@lj
2010-12-25 10:16 (ссылка)
Цена на обычный труд будет падать и падает уже сейчас. В книге Л. Туроу "Будущее капитализма" есть данные по исследованию этой темы. Особенность в том, что если я конкурирую в талантах с бангладешским рабочим и он просит меньше, то он получит место работы, а я нет. Выход - превосходить его, превосходить по уровню образования и подготовки. Мир поляризуется - образованные зарабатывают все больше, не образованные увеличивают свои доходы медленее - они конкурируют и сбывают свои цены, как куча предпренимателей на узком рынке. в США за последние 20 лет средний реальный заработок не увеличивался, а даже не много снижался. При этом в группах населения с более высоким образованием доходы росли. Это последствие глобализации - дешевый низкоквалифицированный труд становиться дешевле, т.к. это может делать каждый. Хотите получать больше - умейте делать что-то особенное, а за это глобальное общество могло бы вам заплатить.
Кроме того, система не сможет войти в ситуация, которую Вы описали. У Вас прямая связка между сбытом и производством. Так что перепроизводства не возникнет. Можете ли вы показать, что в среднем мир (люди в среднем) за последние 20 лет стали беднее, чтобы подтвердить пагубность глобализации?

(Ответить) (Уровень выше)