Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ham_tramwaynyi ([info]ham_tramwaynyi)
@ 2010-12-22 01:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Были ли репрессии за "три колоска"?
Чисто случайно, по ссылке с некоего материала, который читал, попал на страницу Педивикии, где рассказывалось о том самом "законе от трёх колосках", который имеет по сей день печальную славу, ибо, как гласит молва и публицистика, по этому закону расстреливали или отправляли на лесоповал на очень длительные сроки людей, которые, мучаясь от голода, тырили небольшое количество зерна, исчислявшееся сотнями граммов, с колхозных полей.

Википедийный материал содержал ссылки на внешние источники, и в результате выявилась интересная картина, которую я изложу вкратце, не злоупотребляя ссылками на все использованные материалы (за исключением прямых цитат), ибо это не научный труд на соискание учёной степени, а пост в ЖЖ.

Итак, были ли случаи посадки на длительные сроки тех, кто настриг пару десятков колосков? Да, были. Но всё обстояло не столь просто и однозначно.

Воровали во всём мире всегда, по крайней мере, с того момента, когда имущество стало иметь какую-то принадлежность. И довоенный СССР не был исключением. Поскольку жили до войны голодновато, а порой случался и настоящий голод (например, в 1933 году), то продовольственные продукты служили излюбленным объектом краж, и тырили их на всех уровнях – в местах заготовки, при перевозке, на складах, на предприятиях и в розничной торговле. В результате общее количество спионеренного исчислялось миллионами рублей, а СССР до примерно конца 50-х был страной довольно небогатой.

А наказания за кражу как таковую было довольно-таки либеральным (кстати, читая комментарии к полному изданию "Золотого телёнка" и "12 стульев", всегда удивлялся мягкостью наказаний по общеуголовным статьям в довоенном Союзе, при Брежневе было с этим намного строже, правда, строгость закона существенно демпфировалась необязательностью правоприменения, в силу нараставших коррупционных явлений). Естественно, перспектива пары лет за решёткой в исправдоме служила слабым демотиватором для тех, кто повадился пионерить казённое добро. И что сделал Сталин? Он просто предложил выделить хищения колхозно-кооперативного имущества и железнодорожных грузов в отдельную статью.

«   »
Сталин — Кагановичу, Молотову

Тт. Кагановичу, Молотову.
20 июля 1932 г. Кагановичу, Молотову. Пишу вам обоим вместе, так как времени до отъезда фельдъегеря остаётся мало. … 3. За последнее время участились, во-первых, хищения грузов на желдортранспорте (расхищают на десятки мил. руб.), во-вторых, хищения кооперативного и колхозного имущества. Хищения организуются главным образом кулаками (раскулаченными) и другими антиобщественными элементами, старающимися расшатать наш новый строй. По закону эти господа рассматриваются как обычные воры, получают два-три года тюрьмы (формально!), а на деле через 6-8 месяцев амнистируются. Подобный режим в отношении этих господ, который нельзя назвать социалистическим, только поощряет их по сути дела настоящую контрреволюционную «работу». Терпеть дальше такое положение немыслимо. Предлагаю издать закон (в изъятие или отмену существующих законов), который бы:

а) приравнивал по своему значению железнодорожные грузы, колхозное имущество и кооперативное имущество — к имуществу государственному;

б) карал за расхищение (воровство) имущества указанных категорий минимум десятью годами заключения, а как правило — смертной казнью;

в) отменил применение амнистии к преступникам таких «профессий». Без этих (и подобных им) драконовских социалистических мер невозможно установить новую общественную дисциплину, а без такой дисциплины — невозможно отстоять и укрепить наш новый строй. Я думаю, что с изданием такого закона нельзя медлить.
Image

После чего был издан закон от 7 августа 1932 года, внесший поправки в уголовный кодекс, и за воровство на транспорте и хищения колхозно-кооперативного имущества стало возможным ставить к стенке. В ходе подготовки к неизбежной второй серии Мировой войны, поскольку в первой серии тема была раскрыта не до конца, на профилактику хищений воспитательными мерами или через рост общего благосостояния не было ни времени, ни ресурсов.

А что случилось дальше? А дальше в дело вступили бешеные холуи, всякое дерьмо, которое в силу обстоятельств приобрело кое-какие начальственные полномочия. Бешеные холуи – это создатели закона курятника (обтекать от верхних и с**ть на голову нижним) и опора его имплементации. Они с радостью принялись демонстрировать свою грозность вверенному их попечению населению, полагая, что этим порадуют вышестоящее начальство, которое не забудет их рвения и премирует ящиком печенья и бочкой варенья.

Арестовывать за три колоска (в буквальном смысле) стали не только менты и чекисты, которым это по должности положено, а председатели колхозов, председатели райисполкомов и даже секретари низовых парторганизаций, которые и вовсе государственной должности не занимали (кстати, статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС появилась в Конституции СССР только в 1977 году, через 45 лет после принятия закона). И дошло до того, что в ГУЛАГе и места-то не осталось для приёма злостных врагов народа, укравших пару фунтов ржи в колосьях.

Наверху схватились за голову, ибо закон приняли без учёта административного восторга бешеных холуёв, и менее чем через год издали инструкцию по правоприменению.

«   »
ЦК и СНК считают, что в результате наших успехов в деревне наступил момент, когда мы уже не нуждаемся в массовых репрессиях, задевающих, как известно, не только кулаков, но и единоличников и часть колхозников. Правда, из ряда областей всё ещё продолжают поступать требования о массовом выселении из деревни и применении острых форм репрессий. В ЦК и СНК имеются заявки на немедленное выселение из областей и краёв около ста тысяч семей. В ЦК и СНК имеются сведения, из которых видно, что массовые беспорядочные аресты в деревне всё ещё продолжают существовать в практике наших работников. Арестовывают председатели колхозов и члены правлений колхозов. Арестовывают председатели сельсоветов и секретари ячеек. Арестовывают районные и краевые уполномоченные. Арестовывают все, кому только не лень и кто, собственно говоря, не имеет никакого права арестовывать. Не удивительно, что при таком разгуле практики арестов органы, имеющие право ареста, в том числе и органы ОГПУ, и особенно милиция, теряют чувство меры и зачастую производят аресты без всякого основания, действуя по правилу: «сначала арестовать, а потом разобраться».

2. Об упорядочении производства арестов 1. Воспретить производство арестов лицами, на то не уполномоченными по закону, председателями РИК, районными и краевыми уполномоченными, председателями сельсоветов, председателями колхозов и колхозных объединений, секретарями ячеек и пр. Аресты могут быть производимы только органами прокуратуры, ОГПУ или начальниками милиции. Следователи могут производить аресты только с предварительной санкции прокурора. Аресты, производимые нач[альниками] милиции, должны быть подтверждены или отменены районными уполномоченными ОГПУ или прокуратурой по принадлежности не позднее 48 часов после ареста. 2. Запретить органам прокуратуры, ОГПУ и милиции применять в качестве меры пресечения заключение под стражу до суда за маловажные преступления.

3. О разгрузке мест заключения 1. Установить, что максимальное количество лиц, могущих содержаться под стражей в местах заключения НКЮ, ОГПУ и Главного управления милиции, кроме лагерей и колоний, не должно превышать 400 тысяч человек на весь Союз ССР.
Обязать прокурора СССР и ОГПУ в двухдекадный срок определить предельное количество заключённых по отдельным республикам и областям (краям), исходя из указанной выше общей цифры. Обязать ОГПУ, НКЮ союзных республик и прокуратуру СССР немедленно приступить к разгрузке мест заключения и довести в двухмесячный срок общее число лишённых свободы с 800 тысяч фактически заключённых ныне до 400 тысяч. Ответственность за точное выполнение этого постановления возложить на прокуратуру СССР.

5. В отношении осуждённых провести следующие мероприятия: а) Всем осуждённым по суду до 3 лет заменить лишение свободы принудительными работами до 1 года, а остальной срок считать условным.
б) Осуждённых на срок от 3 до 5 лет включительно направить в трудовые посёлки ОГПУ.
в) Осуждённых на срок свыше 5 лет направить в лагеря ОГПУ. 6. Кулаки, осуждённые на срок от 3 до 5 лет включительно, подлежат направлению в трудовые посёлки вместе с находящимися на их иждивении лицами.


Статью о недопустимости необоснованных репрессий за малозначимые правонарушения опубликовали в "Правде" за подписью самого Вышинского (был такой генеральный прокурор СССР, если кто не в курсе). И задолго не только до Хрущёва и его оттепели, но и до назначения Берии наркомом внутренних дел, состоялся массовый реабилитанс (если быть точными, то это произошло при главчекисте Ягоде, а фактическим главой государства был Сталин). Было пересмотрено 115 тыс. дел о хищениях, и в 91 тыс. случаев (79%!) признали неправильным применение нового закона, 37.5 тыс. человек и вовсе освободили, а с реабилитированных вследствие пересмотра дел, по ходатайству всё того же Вышинского, сняли судимость. Причём процесс пересмотра завершился в 1936 году, когда уже шёл встречный вал посадок и казней после убийства Кирова.

Иными словами, существующая в наши дни расхожая страшилка о расстреле за три колоска представляет собой полуправду. На реально жёсткие меры по сохранности казённого добра наложился эксцесс малограмотных и не отягощённых совестью и порядочностью исполнителей, которых обстоятельства вынесли из гопоты и швали в мелкие начальники.

Возможно, нечто похожее произошло и в 1937 году: верха всего лишь намеревались убрать сторонников группировок Зиновьева и Бухарина (дискутировать и громить их идейно – красноречием, аргументами и цитатами из Маркса и Ленина – за четыре года до Великой Войны не представлялось возможным), а уже внизу ретивые мальчики с двумя-четырьмя классами ЦПШ (и это не шутка, у Ежова образование было двухклассным, а у послевоенного министра Абакумова – четырёх; можно представить себе, что творилось ниже) потешили смрадную душеньку...

Рейтинг блогов


(Добавить комментарий)


[info]vlad_cepesh@lj
2010-12-22 06:22 (ссылка)
Обычно российские "либералы"(по чистой случайности все сплошь потомки комиссаров и чекистов) под "тремя колосками" имеют в виду пресловутый Указ 7-8 , который Жеглов "шил" Ручнику, то есть послевоенное время. Типа унесла тетка катушку ниток - тут ей сразу и 10 лет лагерей.

Но стали разбираться - родственники репрессированных- неужто в приговоре так и написано было "10 лет за катушку ниток", и быстро выяснили, что таки нет, "вагонами воровали". И перестали ходить по архивам...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2010-12-22 12:28 (ссылка)
7-8 – это и есть "Три колоска". Он принят 7.08.1932 и до новой редакции УК (кажется, принятой в начале 60-х) был в силе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_cepesh@lj
2010-12-23 04:52 (ссылка)
Этой детали не знал, спасибо за инфу. О колосках. Вообразите картину: группа товарищей тащит мешки из амбара. В одном дырка- "три колоска" просыпались, по следу товарищей и находят. На зоне они бия в грудь вопят: Волки позорные! Посадили за три колоска!
Потом, через 50 лет уже либеральные товарищи про это на полном серьезе.

В любую тюрягу мира зайди с опросом- почти все невиноватые, сидят ни за что, всем пришили дело легавые/фараоны/флики.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2010-12-23 05:03 (ссылка)
Дык же. Тырили-то, видимо, в таких масштабах, что Сталин не поленился целое длинное письмо отписать, хотя тогда компьютеров не было, и писать надо было от руки или на механической машинке...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_cepesh@lj
2010-12-23 05:32 (ссылка)
В письме речь все-таки идет о незаконных арестах(председателями колхозов и пр.), а из этого нельзя сделать однозначного вывода о масштабах невинно-посаженных.

Есть некий аналог в средневековой Европе: там как известно, подозреваемых пытали. Скверная практика, да. Но разве это означает, что тогда не было преступников, сажали только невинных? Жиля де Ре вполне себе "с пристрастием" допрашивали. И Эржебет Батори.
Они были "невиными жертвами преступного режима"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2010-12-23 06:04 (ссылка)
Я о первом письме, где он предлагает повысить ответственность за хищения в колхозах и на транспорте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_cepesh@lj
2010-12-23 06:18 (ссылка)
Дык и первое письмо ничего не говорит о виновности или невиновности сажаемых. Сталин мог быть прав, мог и ошибаться с масштабами.

Ошибся же он с немцами Поволжья, вполне очевидно, мог и с "ворами-кулаками"...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlad_cepesh@lj
2010-12-22 06:32 (ссылка)
Возможно, нечто похожее произошло и в 1937 году:
Не совсем- там была реальная внутрипартийная борьба на всех уровнях, практически Афганистан (Халк и Парчам). Одни палачи уничтожали других, а потом новые и их, по кругу. Но попали и люди вовсе непричастные, это да. Только не "миллионы", конечно.

(Ответить)