Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ham_tramwaynyi ([info]ham_tramwaynyi)
@ 2011-01-16 07:57:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Лживая мотивационная сказка
Сторонники свободного рынка любят вешать лапшу о том, что богатым может – в условиях экономической свободы – стать любой, было бы желание и трудолюбие. И рассказывают притчу о мальчике, которому подарили 10 центов. Он не стал их тратить на всякие ребёнские глупости, а купил лимон. Выжал из него сок, продал за 20 центов и купил два лимона. После чего на него стала работать такая непреодолимая закономерность, как геометрическая прогрессия. С учётом накладных расходов на транспортировку и хранение лимонов, на зарплату давильщикам, продавцам, электроэнергию, амортизацию основных фондов, страховку и бонусы топ-менеджеров, а также налоги, лишь на 50-й итерации он стал владельцем всех лимонов мира, в отсутствие этих расходов он бы стал им уже на 40-й – вряд ли в мире есть более триллиона лимонов одновременно. После чего, пользуясь возможностями монополиста, повысил цену на лимонный сок и на 55-й итерации стал обладателем всех денег мира. После чего наступил полный коммунизм киздец и возврат в первобытные времена, так как в отсутствие денег у всех участников рыночного процесса капиталистическая экономика невозможна.

Естественно, продавать лимонный сок Джонни Риган мог только там, где ходят потенциальные покупатели – люди, располагающие свободными деньгами. Но обычно там же находятся и другие торговые точки. Владелец одной из них, бакалейщик мистер Доэрти, обратил внимание на Джонни, когда тот вышел с подносом, на котором стояли 16 стаканов сока, прикрытых бумажками, чтобы не залетели мухи (пока что это не увеличило накладные расходы, ибо поднос он взял без спроса дома, а бумажки нарезал из брошюрки, которую совершенно бесплатно всучили ему свидетели Иеговы). Он понял, что в торговле лимонным соком есть коммерческий потенциал, коль скоро ушастый каждый раз продаёт вдвое больше стаканов, чем в прошлый раз.

И тогда мистер Доэрти выписал чек на 300 долларов и отправил его в местное отделение "Юнайтед фрут". Через час возле его лавочки остановился грузовик и два здоровенных негра разгрузили ящики, в которых находилось 4,000 лимонов, с учётом оптовой скидки они обошлись ему дешевле за штуку, чем Джонни, который покупал их в розницу, всего за 7.5 центов. За 50 центов в час он нанял маленького рыжего Пэтрика оператором сокодавки и ещё за 5 баксов купил в хозяйственной лавке небольшой пресс, давящий сок из половинки лимона. Ножик принесла дочка из дома. Плакат "Свежий лимонный сок всего за 12 центов", который нарисовал непризнанный гений в области изобразительного искусства и поглощения виски Бобби Фланнеган, обошёлся в 28 жидких унций дерьмового муншайна, налитого в бутылку из-под "Джонни Уокера". Продавать дешевле Джонни не мог, учитывая оборот его бизнеса. Он взял 3 доллара и 20 центов, которые успел выручить за сок до того, как мистер Доэрти начал им торговать, и с горя истратил их на дешёвую уличную проститутку, став из мальчика маленьким мужчинкой, а в ближайшее воскресенье исповедался в совершённом грехе отцу Фрэнку О'Брайену перед мессой.Image

Рейтинг блогов


(Добавить комментарий)


[info]kabysdoh@lj
2011-01-16 03:08 (ссылка)
А почему сатира? Именно так и будет.
А потом 'Большой Боб' владелец сети кафе обратит внимание на Доэрти и захватит 90% рынка. Поскольку сок это не единственное направление бизнеса Доэрти то его этот факт не разорит.

Но правда Джонни про это уже не узнает. Равно как и не узнает про то как Пенальти Риччи говорил с Доэрти а его босс Джованни Кудаллии с Большим Бобом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-16 03:12 (ссылка)
Это уже продолжение. Меня интересовал только тот момент, когда Джонни выперли из бизнеса, и он так и не стал лимонным магнатом. А Доэрти вполне может стать франчайзером Большого Боба Карлуччи, у того слишком обширный бизнес, чтобы всем заниматься лично. Он откатывает Бобу "за логотип" и продолжает торговать соком.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kabysdoh@lj
2011-01-16 03:33 (ссылка)
В общем в будущем большие парни договорятся. Да и против Джонни никто ничего не имеет и если он придет к Доэрти или Бобу давить сок(или торговать их соком на улице) ему не откажут.

Но вот сверхприбылей Джонни не видать. Будет пахать за доллар в день.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-16 03:37 (ссылка)
Именно. Стать богатым с нуля он может, только если что-то изобретёт и найдёт инвестора. При этом изобрести можно совершенно дуриком, не имея специальных знаний. Как, скажем, коммивояжёр Жилетт изобрёл безопасную бритву.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vzzhbzl@lj
2011-01-16 03:53 (ссылка)
Так было в начале прошлого века. В начале нынешнего все еще хуже, ибо за торговлю пищевыми продуктами без лицензии Джонни отведут в ближайший участок и запрут в одну камеру с неграми, где он станет не маленьким мужчинкой, а маленькой женщинкой. И деньги, если их не отберут в качестве штрафа, он истратит с горя на героин. И... пиздец Джонни, короче.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-16 04:05 (ссылка)
Эта модель придумана в начале прошлого века, так что я опираюсь на те реалии...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kabysdoh@lj
2011-01-16 04:08 (ссылка)
А это последствия 19xx года.

Тогда Большой БОб нанял нового давильщика у которого была холера. Ну и заодно чтоб увеличить прибыль начал разбавлять сок водой из речки воню... ближайшей речки короче. На тот факт что выше по течению стоял свиноводческий комплекс ему было наплевать.

В общем после того как эпидемию остановили местные власти(у которых не нашлось доказательств против Большого Боба) ввели обязательное лицензирование производства пищевых продуктов. В итоге прибыли Большого Боба упали на 10 процентов(пришлось платить взятки СЭС или кто там был взамен). Ну а всякая мелочь разорилась и была перекуплена тем же Большим Бобом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vzzhbzl@lj
2011-01-16 04:17 (ссылка)
Что характерно - Джонни, как ни крути, пиздец по-любому. А Большой Боб так и остается Большим Бобом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kabysdoh@lj
2011-01-16 04:23 (ссылка)
Ну почему. Джонни может пойти в морскую пехоту отслужить вернуться и стать торпедой 'Бешенного Ирландца' О'Келли. И(чисто случайно разумется) при случае убить Большого Боба. О'Келли будет громко на него орать и спровадит подальше чтобы не мозолил глаза во времмя переговоров с Джованни.

Но это правда уже криминальные разборки и к идее свободного рынка они разумется отношения не имеют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vzzhbzl@lj
2011-01-16 04:36 (ссылка)
Ага. А еще при любом хипеше с ментами Джонни сдадут как стеклотару. Благо таких до... много очень.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kabysdoh@lj
2011-01-16 04:38 (ссылка)
Ну вот зачем лапать чистейшую теорию свободной торговли такой мерзкой жизненной грязью?

Это ж очевидно что Джонни когда то просто недостаточно усердно работал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vzzhbzl@lj
2011-01-16 04:55 (ссылка)
И прогуливал воскресную школу в детстве. Аминь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kabysdoh@lj
2011-01-16 04:58 (ссылка)
И да будет земля ему пух... ну в смысле вода Гудзона чистым виски.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vzzhbzl@lj
2011-01-16 05:03 (ссылка)
И только ироничный и циничный Джеймс Хетфилд из Metallica пропоет:
"Halls of justice painted green -
Money talking
Power wolves beset your door
Hear them stalking..."

(Ответить) (Уровень выше)


[info]virtualen@lj
2011-01-16 04:15 (ссылка)
Таая история описана у Носова в "Незнайке на Луне"
Жители Луны не знали о соли. (1)Пончик, попав на Луну и не имея денег, стал продавать соль. (2)Потом он открыл небольшую фабричку. (3)Потом опять остался без денег.

1)Каждый протягивал ему сантик, взамен которого получал щепоть соли. Пончик с удовольствием наблюдал, как перед ним на столе росла кучка монеток.

2)Жил теперь Пончик в полное свое удовольствие, как и все остальные лунные богачи, и даже назывался он теперь не просто Пончик, а господин Понч. Из гостиницы он переехал в собственный дом, завел себе слуг.

3)Господин Дракула, который был избран председателем соляного бредлама, сказал:
-- Наилучший выход из создавшегося положения -- это начать продавать соль еще дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток и им придется закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы.
Так они и сделали. (...)Пончик держался дольше других. Чтобы как-нибудь сводить концы с концами, он продал свой дом, продал новое помещение для завода, которое едва успел построить, но все же и для него пришел день, когда в кармане не осталось ни сантика. Не хватило даже денег, чтоб расплатиться с рабочими.
Еще хорошо, что владелец приморских увеселительных заведений принял Пончика работать крутильщиком на чертовом колесе. Если бы не это, Пончик совсем остался бы без средств к существованию.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-16 04:23 (ссылка)
Хм-м, так вышло, что "Незнайку" я не читал. С Николаем Носовым знаком только по его вещам про младших школьников, вроде "Вити Малеева в школе и дома"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]jorian@lj
2011-01-16 07:05 (ссылка)
Умные люди говорят, что "Незнайка на Луне" - выдающийся учебник экономики. Настоящей рыночной экономики как она есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]palm_oil@lj
2011-01-19 13:49 (ссылка)
плюсую. действительно гениальная книга.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dotroga@lj
2011-01-16 06:51 (ссылка)
Занятно, но полагаю, что писавший потихоньку зашёл в тупик с окончательным экономическим прогнозом, потому от греха подальше и свернул на юмористические рельсы.

(Ответить)


[info]38_pop@lj
2011-01-16 09:35 (ссылка)
Да, занятная сказочка.
Похоже Джонни проcто не за то дело взялся.
Вот например Билли. Не стал возиться с лимонами, а написал небольшую программку. Интерпретатор BASIC'a.
И примерно на десятой итерации весь мир уже покупал его программки.
Правда мама Билли работала именно в той крупной компании, которая купила его первую программку. Но это просто случайное совпадение.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-16 13:21 (ссылка)
Да, а если бы его мама была парикмахером или белошвейкой, то, может, его программка до сих пор была бы известна только фрикам.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]velta_1@lj
2011-02-09 03:37 (ссылка)
Ну, опять не так однозначно.

Мама - мамой - но Билли же где-то научился писать программы? В каком-нибудь колледже... И были у него друзья, знакомые, учителя-программисты. С большой долей вероятности кто-нибудь помог пропихнуть програмку. Мир н без добрых людей...

(Ответить) (Уровень выше)

почему-то вспомнилось
[info]black_mammi@lj
2011-01-16 17:32 (ссылка)
Берут интервью у старенького миллионера, мол, а как вы преуспели, в чем секрет Вашего успеха?
- Я рос очень бедным, целыми днями я бродил по улице в поисках съестного и хоть какой-нибудь работы. Однажды я нашел вкусное большое яблоко. Только я его хотел съесть, как вдруг увидел мальчика, который очень хотел яблоко, он попросил его и я ему продал за 10 центов. На эти деньги я купил два яблока и продал их другим детям за 20 центов. Так я поступил несколько раз, пока у меня не скопилось 10 долларов
- И Вы пошли и купили тележку яблок? - в нетерпении спросил журналист.
- Не-ет, тут пришло известие, что умер мой дядюшка Джонс и оставил мне все свое состоянии - так я стал миллионером.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: почему-то вспомнилось
[info]steissd@lj
2011-01-16 17:56 (ссылка)
Тоже хорошо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]saplady@lj
2011-01-16 19:11 (ссылка)
legatus-minor.livejournal.com/1632997.html - хороший пост, немного перекликается. Что в условиях рынка нужно ещё, оказывается, правильно выбрать профессию. Но есть куча профессий, которые нужны, при том оплачиваются плохо. Странно получается: продавец - "неудачник", но без продавцов общество не проживёт.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-16 19:42 (ссылка)
Врачи тоже, вроде, потребны. Но вот док-зло как-то выставлял их отсканированные платёжные ведомости, так этими бумажками можно ушастых пугать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oulitka@lj
2011-01-17 06:08 (ссылка)
Грустная, но правдивая история.

(Ответить)


[info]till_j@lj
2011-01-17 07:45 (ссылка)
Про это был анекдот. Когда богатого человека спрашивают как он стал миллионером и он начинает объяснять:
Будучи ещё ребёнком, я обратил внимание что яблоки в разных кварталах стоят по разному и я покупал там где дешевле а продавал где дороже, так я заработал 100 долларов...
А потом скончался мой богатый дядюшка и оставил мне 999 900$

(Ответить)


[info]rositsa@lj
2011-01-17 12:22 (ссылка)
Осталось выяснить, каким образом мистер Доэрти разбогател настолько, что смог завести целую бакалейную лавку, и почему ему никто не помешал это сделать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-17 14:52 (ссылка)
Он мог свою лавочку унаследовать от отца, а тот – от своего. А дед основал её тогда, когда квартал только начинал заселяться и центры силы ещё не сформировались, а потом просто продолжал свой бизнес и платил дань крыше.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]palm_oil@lj
2011-01-19 13:45 (ссылка)
абсолютно не секрет - история образования ВоллМарта лежит в свободном доступе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]velta_1@lj
2011-02-09 03:40 (ссылка)
Ну так история Хьюлитта и Паккарда вроде тоже хорошо известна... И не припомню я там ни дедушек, ни дядюшек...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]palm_oil@lj
2011-01-19 13:44 (ссылка)
шикарно.

хотите увидеть эффект "говна на вентилятор" в действии - запостите Ваш рассказ в libertarians_ru

на самом деле здорово написано. Но те, кто считает "свободную торговлю" - панацеей от всех бед - Вас не услышат. Просто потому, что они "веруют" в это. А вере можно лишь противопоставить другую веру - логические доводы (или, в случае Вашей статьи - ирония) тут бессильны.

з.ы. - описанный Вами процесс, в умных терминах, называется "кризис эффективности капитала", и замечательно описан у Маркса. Но, полагаю, Маркса осилят не все, а Ваше произведение будет понятно более чем многим :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-01-19 13:55 (ссылка)
Ну, у либертариев такое постить – это нарваться на хамство и бан. С тем же успехом можно попытаться запостить там "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]biochem456@lj
2011-02-09 02:08 (ссылка)
Очень грустная история про маленького мальчика.
А я могу рассказать историю, еоторая развивается у меня перед глазами, как небольшие дяденьки (уволенный с работы научный сотрудник, разорившийся бармен, или владелец маленькой гостинницы) решили брать сладкую воду, кидать туда дрожжей и продавать как пиво. Не смотря на то что большинство тех кто торгует пивом это компании планетарного размера.
И что? Бывший научный сотрудник уже торгует на весь город пивом, бывший бармен, да не очень талантлив - он только пару улиц пивом радует, а вот тот у кого гостинница на 10 постояльцев, уже владелец сотни пивнушек по области и потихоньку расширяется на всю страну....

(Ответить)


[info]velta_1@lj
2011-02-09 03:30 (ссылка)
Сказочка, конечно, экстремальная - но вывод, вообще говоря, столь однозначным не получится.

Потому что:
Пока у Джонни "объем производства" минимален - у него, как сказано, нет никаких накладных расходов. Он все делает сам, не нанимает негров, грузовиков и разносчиков, не покупает пресс и т.п. Поэтому когда он находится в этом качестве - он может купить лимон за 10 и продать сок за те же 12, что и конкурент. При этом он не станет переработчиком всех лимонов мира и миллиардером - но накусок хлеба по 2 бакса с лимона заработает.

А если мистер Доэрти заметит его не сразу, а когда у Джонни уже появятся склады, давильщики и все прочее - у него одновременно (или раньше) уже появится возможность покупать лимоны оптом по 7,5, как и у Доэрти (иначе зачем ему склад и штат сотрудников?) И тогда они станут равноправными конкурентами, и неизвестно еще, кто кого сожрет.

Но, конечно, с другой стороны, мистер Доэрти может разорить ребенка на корню, настучав куда положено, что у того нет лицензии, что он нарушает санитарные нормы (давит лимон грязными руками и торгует, когда у него насморк), и т.п.
А Джонни, в силу собственной незначительности, вряд ли будет услышан. Но зато Джонни может поговорить с маленьким рыжим Патриком и его коллегами, и объяснить им (если язык хорошо подвешен), как безобразно эксплуатирует его Доэрти и как он его выжимает, как лимон, и нагло недоплачивает. И у Доэрти начнутся забастовки и перебои в торговле. И прохожие, не найдя сока, опять будут покупать у Джонни...

Так что все сложнее. Может быть так - а может и эдак...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]velta_1@lj
2011-02-09 03:48 (ссылка)
Да, и кстати: если б закономерность была абсолютной - то в мире не сохранились бы маленькие магазинчики "шагового доступа", и бабки на рынке с пучком редиски тоже все повымерли бы, потому что в соседнем универсаме той редиски хоть обожрись, и дешевле.

Однако ж этого не происходит. Почему?

Да потому что у Джонни сок всегда свежий и качественный. А у мистера Доэрти на складе лимоны подолгу валяются, и давильщик совершенно не заинтересован в том, чтоб из попавшегося гнилого лимона сок не удавить. Да и оптовый поставщик не преминет на дно ящика пару некондишек засунуть.
Покупатель пару раз хлебнет гнилого сока (гадость, надо сказать, исключительная, случайно нарвалась в Турции) - и будет по всей улице разыскивать Джонни.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sergey_adept@lj
2011-02-27 16:12 (ссылка)
Я кстати, понимаю мистера Доерти в плане настучать. Давным-давно у меня был свой магазинчик ядохимикатов-удобрений с грузчиками и продавцами. И с меня рвали и СЭС, и лицензию, и налоговая. А рядом становились маленькие Джонни, раскладывали товар на клеенке, и давали меньшую цену. А стукачество на них не помогало, - кому они нужны, что с них взять? Приходилось выходить, и раскидывать их клеенки ногами (сейчас я прям не могу поверить, что я это делал).
С маленькими Джонни я кое-как разобрался, а вот потом появились большие, настоящие мистеры Доерти, я понял что с ними каши не сварю, и магазинчика у меня уже лет пять как нет:)
И кстати мистеры Доерти завалили дело на корню, и тоже оставили, и сейчас везде царят маленькие Джонни раскладывающие яды и нитроамафоску на клееночке...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]velta_1@lj
2011-02-28 01:53 (ссылка)
И кстати мистеры Доерти завалили дело на корню,

Вот и это тоже.
Вообще говоря, в тех отраслях как производства, так и торговли, где первостепенно важно качество (не знаю, сколь это касается удобрений, но лимонов касается) - любое масштабирование приводит к падению качества. Причем никто не виноват, это как-то объективно получается. И как раз самые привередливые клиенты от Джонни не уйдут.

(Ответить) (Уровень выше)