Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ham_tramwaynyi ([info]ham_tramwaynyi)
@ 2011-09-08 03:45:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Другая планета
По цепочке ссылок попал на сайт молдавского города Бельцы. Нет, не тамошнего горсовета народных депутатов или горкома партии «Единая Молдавия», а, по сути, этот сайт — сборник мемуаров тех, кто когда-то там жил или живёт до сих пор. Так уж вышло, что большинство этих людей — евреи. И несмотря на то, что наполовину к этому народу принадлежу и я сам, читалось, как какие-то этнографические заметки о носителях совершенно иной, весьма экзотической культуры.

Нет, не заметки Миклухо-Маклая в стане папуасов или британских путешественников, всевозможных Стэнли и Ливингстонов, об Африке. Никакого дикарства нет и в помине, всё же это — светская публика, а не пейсюки из хасидских заповедников непуганого чеснока. А читается примерно как очерки по этнографии малоизвестных европейских народов, вроде монегасков, ретороманцев, каталонцев или баварцев (последних — именно в той части, в которой они отличаются от немцев «вообще»: ведь наиболее привычными типажами немцев для жителей бывшей Российской империи были пруссаки, их частный случай — остзейцы, а также саксонцы, так что «органический» баварец, не стандартизированный по общегерманским лекалам, как, скажем, Беккенбауэр или Мерц фон Квирнхайм, а живущий в маленькой деревне и говорящий на наречии, ни разу не понятном для берлинца, будет выглядеть в глазах россиянина типом весьма экзотическим). То есть, знакомился с совершенно незнакомым до сих пор народом, при этом, стоит отметить, что речь идёт о светском населении.

Нет, сам быт более чем обыкновенный, необычен тон повествования и какие-то разлитые в его ткани нюансы, которые для меня, как для человека по ментальности более или менее советского (в хорошем смысле) кажутся инопланетными. Авторы не замечают собственного высокомерия в отношении всех окружающих — даже таких же евреев, как и они сами, но приехавших в бывшую румынскую Бессарабию из других мест в СССР (их называют «советскими» и не то чтобы не уважают, а просто держатся от них подальше) — не говоря уже о представителях иных этносов, постоянная фига в кармане при описании советской эпохи в Бельцах, при этом ни разу не наткнулся на критику королевской Румынии.

А ведь бельчане пережили свой 1937 год, причём именно в том же самом году, когда премьером — к счастью, ненадолго — сделался фюрер местных нацистов Октавиан Гога, который сразу же по занятию должности лишил еврейское население румынского гражданства и гражданских прав (потом они были частично восстановлены и какой-то минимум существовал даже при Ионе Антонеску, но по-любому в СССР в те же годы в этом вопросе было намного лучше, аналогичная эпоха в Союзе просуществовала не более 3-4 месяцев в начале 1953 года, на фоне лютой борьбы высокопоставленных мародёров за наследство ещё не умершего Сталина)...


Такое же недоумение сопровождало чтение вещей единственного израильского лауреата Нобелевской премии по литературе Агнона, где он живописал быт евреев австро-венгерской Украины. Там нет никакого высокомерия в отношении иноверцев, но читалось, как роман о добропорядочных (в отличие от уэллсовских марсиан) инопланетянах. Причём, инопланетянах существующих в вакууме, подобно сферическому коню. Никакого пренебрежения или презрения к немцам, венграм, чехам, русинам, хорватам, словакам или полякам Агнон не высказывает, но при чтении романа создавалось впечатления, что их в Австро-Венгрии нет вовсе. Вот не завезли, забыли. Или они все эмигрировали — кто в ГДР, а кто в Аргентину. Где-то там, в Вене, может и есть какой-то кайзер Франц-Йозеф, который, по идее, немец, но, чтобы узнать об этом, надо поглядеть в энциклопедию — никаких признаков австрийской государственности в романах не присутствует, ни хороших, ни плохих.

Просто какая-то зашкаливающая самодостаточность, при том, что Бучач, в котором происходит действие, это не восточноукраинское еврейское местечко времён Николая Первого, которое целиком и полностью неформально управлялось еврейской общиной — признаков общины в виде каких-то властных институций тоже не заметно. При подобной самодостаточности, естественно, возможно сферическое еврейское население в вакууме...


То есть, столкнулся с народом совершенно непонятной ментальности. Окажись я в тех местах на более или менее продолжительный срок, наверное, хотел бы поскорее уехать оттуда и более никогда не возвращаться. Всё же неприятно ощущать себя неисправимо инородным телом без надежды на адаптацию...

Рейтинг блогов

Яндекс.Метрика


(Добавить комментарий)

Сразу сравнилось
[info]egil_belshevic@lj
2011-09-08 03:42 (ссылка)
Подобное чувствуется в латышской литературе 19 века - наличия в Латвии российских чиновников и прочих славян не видно совершенно, немец в книгах максимум один - местный "барон" и обычно является существом потусторонним, случайно вылезшим из ада погостить "на огонёк". Еврей ещё очень редко в фоне присутствует - сельским коробейником или городским торговцем, персонажем смешным и жалким.
Чхать среднему латышу тогда было на Эту Страну. Кругозор, конечно, был узкий, но тогда и СМИ были известно какого уровня.
И кстати, в то же время 1930-ых кругозор среднего латыша опять стал сужаться, во многом стараниями местного диктатора. Кругозор народа в основном от СМИ зависит, основной вопрос тем самим - кто и как их контролирует.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Сразу сравнилось
[info]steissd@lj
2011-09-08 03:54 (ссылка)
Ну, СМИ в послевоенных Бельцах были советскими, до того — румынскими, а в Бучаче в начале ХХ века, соответственно, австро-венгерскими.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Сразу сравнилось
[info]steissd@lj
2011-09-08 03:57 (ссылка)
Кстати, почему барон в кавычках? Что, бароны в Курляндии были липовыми?

Апропо, о баронах. В 1990 году был в Риге и увидел там улицу Кр. Барона. Поначалу офигел — СССР ещё существовал, и называть улицу в честь Манфреда фон Рихтгофена по прозвищу «Красный барон» (по цвету самолёта) было немного не комильфо. Потом оказалось, улица названа в честь писателя и собирателя фольклора Кристиана Барона, который не барон и не немец вовсе, а латыш.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Сразу сравнилось
[info]egil_belshevic@lj
2011-09-08 04:02 (ссылка)
"Бароном" называли любого хозяина имения независимо от его действительного титула. Посколько простонародье в таких деталях не разбиралось.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Сразу сравнилось
[info]egil_belshevic@lj
2011-09-08 04:03 (ссылка)
Да, эту ошибку часто делали.
Он был не Кристианом, а Кришъянисом, но это непринципиально.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Сразу сравнилось
[info]steissd@lj
2011-09-08 04:13 (ссылка)
Я расслышал «Кристианис» от экскурсоводши (я ей задал вопрос о том, в честь чего увековечили память немецкого аса времён ПМВ, какие у него заслуги перед Латвией; она вначале не поняла, а когда просекла, объяснила, что и не барон, и не Рихтгоффен). Может, она и сказала «Кришъянис», но я услышал то, что написал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Сразу сравнилось
[info]egil_belshevic@lj
2011-09-08 04:17 (ссылка)
Если гид была русскоязычная, она могла произнести что угодно :) Они рассказывали и рассказывают много нового, пропущенное сквозь их сознание. [info]ostseer@lj о примерно половине рижских гидов ноги бы не стал вытирать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Сразу сравнилось
[info]steissd@lj
2011-09-08 04:19 (ссылка)
Вроде, латышка, даже говорила с небольшим акцентом (но грамотно, не «твоя-моя не понимай»).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Сразу сравнилось
[info]egil_belshevic@lj
2011-09-08 04:20 (ссылка)
Тогда могла просто не знать, как именно оно на русском произносить, во времена Кр. Барона вообще латышские имена на русский просто переводили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlad_cepesh@lj
2011-09-08 03:52 (ссылка)
ведь наиболее привычными типажами немцев для жителей бывшей Российской империи были пруссаки, их частный случай — остзейцы
Оскорблен в лучших чуствах. Сравнить нас с остзейцами! Тут даже не плотник супротив столяра, а араб супротив строителей пирамид...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2011-09-08 03:56 (ссылка)
Остзейцы происходят от Ливонского и Тевтонского орденов, среди прусской аристократии таких тоже хватало. И потом, Вы-то вестфалец (Нордрайн-Вестфален входил в состав Пруссии на определённом этапе, но всё же определённая самобытность у них была).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(Комментарий удалён)

[info]steissd@lj
2011-09-08 04:16 (ссылка)
Да, м***к был ещё тот. Пруссаки в конечном итоге не выдержали дуракизма, и составили против Гитлера заговор (я в курсе относительно роли Британии, но большинство участников были об этом ни сном, ни духом, Канарис карт не раскрывал).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vlad_cepesh@lj
2011-09-08 04:23 (ссылка)
Каковой заговор позорно провалился, по причине трусости и идиотизма заговорщиков. Один только и был достойный человек- Штауфенберг, заметьте, баварец из рода Вюртембергов, а не какое-то там.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vlad_cepesh@lj
2011-09-08 04:19 (ссылка)
Дык и я том же. Высочайший авторитет немцев в России отнюдь не остзейцами заработан. Если бы о нас судили по остзейцам, мы бы имели рейтинг между латышами и грузинами. Типичный пример остзейца - Альфред Розенберг , спесивое недалекое быдло.


UPD Вот армян обидел ненароком. Грузины конечно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ylucc@lj
2011-09-08 13:36 (ссылка)
конечно, виртуальное общение не позволяет делать серьезные выводы, но мне кажется, что по мироощущению вы ближе к немцам.
а в Галиции евреи жили в своей среде, во Львове их было 30% населения, так что при желании можно было не с кем не общаться, кроме соплеменников.

(Ответить)