Ну и фиг с этой Бельгией
Сегодня на работе готовил в приложение текст о ситуации в Бельгии. Правильнее сказать, в порядке приработка на основной работе. Поскольку текст исходника, в отличие от большинства публикаций в израильской прессе, был вполне удобочитаемым, без идиотских лирических отступлений и без десятикратных повторов одного и того же, то вышел практически простой литературный перевод (во многих случаях приходится излагать своими словами).
Но речь пойдёт не о технике написания материалов для газеты, не имеющей загранкорреспондентов. А о собственно предмете публикации — о Бельгии.
Эта тихая западноевропейская страна с высоким уровнем жизни и отличной социальной политикой находится, по мнению ряда политических обозревателей, на грани распада. Последний политический кризис, не позволяющий сформировать правительство, длится уже более года, и страной правит некий переходный технический кабинет. Распад, если он произойдёт, будет не по югославскому сценарию, а скорее по чехословацкому или советскому, без пальбы и зачисток. И всё дело в том, что фламандцы (т.е., бельгийские голландцы) и валлоны (т.е. французы из той же страны) категорически не желают жить в одной стране. И никакого расизма в этом нет: даже по гитлеровской классификации и те и другие — самые что ни на есть арийцы, и их без проблем брали на службу в СС задолго до того, как кадровый голод принудил Гиммлера поставить под ружьё даже среднеазиатов.
Взаимные претензии этнических общин, которые высказываются вслух в неформальной обстановке, выглядят склокой в детском саду за ведёрко. Фламандцы полагают валлонов легкомысленными лентяями, а вторые первых — дубоватыми упрямцами. Есть проблема и с "мовой": фламандцы дуются на то, что валлоны упорно отказываются учить голландский, тогда как они сами в большинстве своём неплохо говорят по-французски. Имеет ли смысл из-за таких глупостей ликвидировать вполне благополучное государство, где все сыты и на улицах не стреляют?
Напрашивается ответ "нет". Так это видится из Иерусалима, не исключено, что также из Москвы, Парижа и Вашингтона. И всё же кажется, что причина гораздо глубже, и израильской журналистке, написавшей исходник, просто не посчастливилось наткнуться на бельгийца, который сформулировал бы это достаточно внятно. Существует некая неисправимая несовместимость в тонких нюансах жизненного уклада двух этносов, делающая совместное существование почти невыносимым (ну, и конечно, на это накладывается честолюбие провинциальных политиков, желающих повысить свой статус, как это произошло с секретарями республиканских ЦК после ликвидации Союза ССР). Но оценить всю серьёзность противоречий может лишь тот кто не только живёт в Бельгии, но именно что живёт Бельгией, человек, на повседневную жизнь которого влияют местные проблемы, и который, даже если не может чётко сформулировать, что ему не по душе и выдумывает совершенно детские предлоги, что называется, чувствует суть проблемы нутром, только не всегда может облечь в слова. Всякая аналитика со стороны иностранцев обречена быть поверхностной, не учитывающей всех факторов.
Это было о Бельгии. Но пост затеян совсем не для этого. А для того, чтобы отметить аналогичный момент: среди иностранцев, в лучшем случае проведших в Израиле неделю-другую в качестве туристов, хватает таких, что берутся судить о том, как именно можно разрешить арабо-израильский конфликт. Доходит до советов о создании двунационального государства (и будет всем щастье в товарных количествах).
Но если тихие и сытые фламандцы и валлоны, конфликт между которыми не приводил к насилию, по крайней мере, в последние 300-400 лет, не в состоянии ужиться в одной стране, то что говорить об арабах и евреях? Реализация этого прожекта, копирайт на который принадлежит одному из раннесионистских течений и который активно пиарит лучший друг прогрессивного человека полковник Муаммар Каддафи, создаст ситуацию, по сравнению с которой Косово и Босния покажутся детской игрой в войнушку, ближайшей аналогией может стать разве что Руанда 1994 года.
Но чтобы это понять, недостаточно читать периодику и публицистику об Израиле (а такую публицистику, как писания "Изи Шамира", и вовсе читать не стоит — она даёт представление о ситуации не более реалистичное, чем мультик "Бременские музыканты" об истории средневековой Германии). Надо здесь жить, знать язык, общаться повседневно с аборигенами, принадлежащими к обеим этническим группам, ходить на военные сборы ЦАХАЛа, чертыхаться, когда ежемесячная выплата по ипотеке растёт из-за инфляции, вызванной скачком цен на нефть, который, в свою очередь, был спровоцирован фанфаронскими заявлениями местного министра транспорта, некогда бывшего боевым генералом и начальником Генштаба...
В противном случае советы о том, как нам обустроить Ближний Восток не более применимы, чем совет лечить желтуху любой этиологии прикладыванием к пупку болящего живого голубя...
"Извините, если кого обидел" © писатель Березин
