Злобные Маниловы и АВС-анализ
Противников капиталистического способа производства можно подразделить на две группы.
Первая — это социалисты разного толка: от коммунистов до социал-либералов. Это — рациональная оппозиция. Они исходят из того, что общественное производство должно приносить пользу обществу, а не только предпринимателям, и требуют переориентировать его на нужды людей, предлагая разные способы — от полного обобществления средств производства до поиска компромиссов разного рода между интересами труда и капитала и учёта прав нетрудоспособных. Рационально в социализме то, что бесконечная погоня за прибылью, свойственная капиталистическому способу производства, доводит социальную напряжённость до такого градуса, что какое бы то ни было производство и обмен становятся невозможными. И если способ, предлагаемый коммунистами, слишком радикален, то есть и иные способы, идущие от социально-ориентированного мейнстрима.
А есть и другие. Я бы дал им название "злобных Маниловых". Они нередко маскируются под левых, так, что даже самих левых вводят в заблуждение своим антибуржуазным пафосом. Как и всякие Маниловы, они очень мечтательны: вот бы все люди отказались от погони за собственным интересом и действовали бы только из высоких побуждений, подходя к своему делу исключительно творчески. А поскольку при капитализме, даже социально отрегулированном, материальные стимулы для большинства играют ведущую роль в формировании мотивации к труду, то — долой капитализм!!! Почему злобные? Потому, что в своей злобе против общества потребления превосходят даже самых последовательных левых — ленинцев и троцкистов, которые, по крайней мере в теории, не против потребления материальных благ, ибо лозунг коммунистов "Каждому — по потребностям". Они против несправедливости в вопросе доступа к этим благам...
Маниловы выступают за высокую науку, как чуть ли не единственный достойный человека род занятий, но при этом пренебрегают вполне научным АВС-анализом, основанным на правиле Парето. Правило Парето гласит, что 80% результата дают 20% ресурса, а остальные 80 его процентов — всего 20% результата. АВС-анализ делит эти 20% на две подгруппы, примерно, по 5% и 15%. 5 — это суперэлита ресурса, на неё приходится около половины его полезных свойств. 15% ресурса добавляют ещё 30% свойств, а остальные 20% свойств распределены между оставшимися 80% элементов множества ресурсов. И это относится к любым ресурсам, в том числе и человеческим.
И на самом деле, примерно 5% движут вперёд прогресс, 15% обеспечивают непосредственную среду их функционирования (типа, великому гениальному Главному Конструктору отнюдь не помешают в КБ крепкие профессионалы, которым можно поручить разработку узла с заданными характеристиками, и они сделают это наилучшим образом, но новое изделие им не придумать). Остальные 80 выполняют рутинную работу — от тупого производства болтов на метизном заводе до прочистки засорившейся канализации или продажи женских прокладок с крылышками методом прямого маркетинга. И они нужны для функционирования общества не в меньшей степени, чем Генеральный Конструктор Межпланетных Кораблей, просто индивидуальный вклад каждого из них намного меньше.
Естественно, их работа лишена творческого начала, и единственным способом побудить их к труду является материальный стимул. Чтобы он был эффективным, необходимо сформировать некоторый круг потребностей сверх базовых, физиологических (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, вода, воздух, пи-пи, а-а, температурный диапазон среды, поспать и потрахаться). Иными словами, приучить заботиться о своих интересах. Ведь если обернуть правило Парето "наизнанку", то увидим, что 5% людей, которые забили на себя, любимых, и более чем неприхотливы в плане материальных потребностей, как правило, не лучшие члены общества. Это — всем хорошо известные бомжи, алкаши и торчки. Или Хмырь из "Джентльменов удачи": украл, выпил, в тюрьму!
Да и общество, состоящее сплошь из творцов и подвижников (если допустить, что прилетит Игорёк Гончаров Гарри Поттер на голубом вертоплёте, колданёт как следует, и правило Парето станет недействительным), в принципе неуправляемо и нефункционально. Все примадонны, а кто в хоре петь будет? Вот и не получится в такой "опере" поставить, скажем, "Набукко" гениального Верди: Va pensiero, это, извините, хор-с; так что вся гениальность дона Джузеппе и весь его творческий потенциал будут растрачены зря. И исполнение "Реквиема" не менее гениального Моцарта придётся отложить до лучших времён, когда Гарри Поттер "колданёт взад" перед отлётом и восстановит Парето в его правах.
К тому же, и способности, позволяющие человеку стать гением, крепким профессионалом или рядовым членом общества, работающим не из внутренней потребности в труде, а ради обеспечения "низменных" потребностей, распределены в соответствии с тем же принципом АВС, и поливай — не поливай, а не растёт зимой трамвай. Замечательный слесарь Зубилов ни за какие деньги не докажет теорему Ферма, а академик Интегральченко пасует перед засорившейся раковиной и вместо того, чтобы заниматься доказательством этой теоремы, таскает воду вёдрами, ибо пришлось перекрыть её подачу, чтобы не затопить соседей, пока не придёт Зубилов и не наведёт порядок в его домашнем хозяйстве. Только вот если Интегральченко "дышит математикой" и стал бы доказывать теорему даже бесплатно (см. пример с вполне реальным математиком Григорием Перельманом), то Зубилов отнюдь не влюблён в ароматы засорённой канализации. И прочищает он её потому, что надо купить себе новый навороченный мобильник, свозить жену в Анталию и удовлетворить требования толстомордой выпускницы-дочки о том, что её костюм на балу должен быть "Прада", хотя бы сшитый на Малой Арнаутской на Украине (ведь кто не носит "Праду" — тот лох).
Вот, собственно, и вся любовь. Впрочем, злобные Маниловы существовали и раньше. И даже помянуты не злым тихим словом в "Манифесте коммунистической партии" Маркса и Энгельса, в разделе "Феодальный социализм".
Подытоживая, скажу: единственно разумная критика капитализма возможна с позиций защиты социальной справедливости и социально-экономических прав человека. А когда начинаются завывания в стиле "фи, буржуазное — пошло и бескрыло", то мы имеем дело не с социалистом, а со злобной разновидностью мечтательного барина Манилова.
