Сами себе выстрелили в ногу
На одном из ресурсов появился интересный материал, озаглавленный Израиль – оружие Ирана в борьбе с арабскими режимами. В принципе, ничего нового, мысли о том, что антиизраильские риторика и действия Ирана направлены, главным образом, против его геополитических соперников в арабском мире, мне приходилось высказывать и самому, в постах и комментариях.
Это, естественно, не уменьшает степень иранской угрозы для Израиля, поскольку нарастание напряжённости в двусторонних отношениях может привести к нежелательному столкновению, но речь в данный момент не об этом.
А о том, что арабские режимы сами себя загнали в ловушку. Слишком долго они разыгрывали антиизраильскую и антисемитскую1) карту для стабилизации собственных режимов, что сумели сделать враждебность к Израилю частью национального менталитета широких масс2). И теперь, когда надо объединяться против реального врага, ни один политик не осмелится сказать, что опасность для арабского мира представляет не Тель-Авив (Иерусалим, конечно, но его в качестве столицы Израиля не признали даже США), а Тегеран, кричащий на всех перекрёстках о своей преданности палестинскому делу3).
В результате, от такой ситуации проигрывают как Израиль, так и арабские страны. А выигрывают Иран и великие державы за пределами Ближнего Востока: наличие арабо-израильского конфликта предоставляет им широкий набор инструментов для контроля ситуации в регионе, богатом нефтью и газом. __________________________________________________________________
1) Не надо о том, что арабы — семиты, а евреи — неизвестно кто, вполне возможно, что потомки тех европейцев, которые в период кризиса язычества приняли иудаизм, а не христианство. Не исключено, что это правда. Но термин "антисемитизм" — вполне устоявшийся, он введён журналистом Вильгельмом Марром в Германии и подразумевал враждебность именно к евреям, а не ко всем семитским народам.
2) Сами элиты прекрасно сознавали лживость того, чем они кормили собственное "быдло". Пример — в период очередного потепления израильско-египетских отношений египетская сторона сделала неожиданный реверанс израильтянам: в правительственной газете "Аль-Ахрам" была опубликована статья высокопоставленного функционера правящей партии о том, что евреи на самом деле не добавляют кровь в мацу, как об этом говорилось ранее в египетских СМИ.
3) Хотя, казалось бы, какое дело рядовому саудовцу или египтянину до проблем палестинцев? Религиозная солидарность — чушь на постном масле: что-то я не заметил, чтобы православные грузины, украинцы, болгары, греки или румыны вписывались за сербов, когда тех имело во все щели католико-протестантское НАТО. Да и за Исламскую Республику Пакистан в её противостоянии с Индией арабы, сенегальцы или малайзийцы не торопятся вписаться.
Россия занимала просербскую позицию, но тут скорее традиционный вектор имперской балканской политики, чем родство по вероисповеданию. Этническая солидарность тоже не катит: арабские страны вошли в первую антисаддамовскую коалицию 1991 года, возглавляемую совсем не арабской страной (США) и массовых протестов в Каире или Эр-Рияде по этому поводу не было. Антисемитизм (в марровском понимании термина) арабских широких масс — просто продукт длительной дегуманизации и демонизации израильтян в СМИ.