О технике подставы: цугцванг
Этот пост не означает, что я взялся бороться с белорусской оппозицией и вообще как-то вмешиваться во внутренние дела Белоруссии на стороне А.Г.Лукашенко. Но просто просмотр журнала дамы, из-за которой развернулся кое-какой сыр-бор вывел меня на интересный материал о непорядочных методах политической борьбы, которые на бытовом языке называются подставой.
Классический пример. Рядовой говорит: "Товарищ прапорщик, рядовой Пупкин по вашему приказанию явился". "Являются, товарищ рядовой, только черти по пьяни, а военнослужащие прибывают и убывают", - отвечает ему прапорщик. Глупо? Нет. Просто формулы служебного общения единообразны, потому что трудно отделить грань, после которой "свободный язык" может стать причиной недоразумения. Слегка утрируя, скажу, что команду "Огонь" должны понимать, как сигнал начала стрельбы, а не как просьбу дать зажигалку, чтобы товарищ лейтенант мог прикурить сигарету.
Теперь, собственно эпизод.
Итак, из контекста следует, что уставные команды в армии Белоруссии отдаются на русском языке. Кстати, если оппозиция требует изменения уставов с заменой их на белорусские эквиваленты, то такое требование вполне адекватное и в нём нет никакой русофобии: армия - это не только средство обороны, но и в известной мере национальный символ, поэтому команды в ней должны отдаваться на титульном языке - в РА по-русски, в бундесвере - по-немецки, в ЦАХАЛе - на иврите, в армии РБ - по-белорусски. Я не думаю, что в сохранении русскоязычных команд в белорусской армии есть какой-то политический смысл, скорее всего, сделано для удобства кадровых офицеров и прапорщиков, "родом" из СА: всё же взрослому человеку трудно переучиваться. Но при желании ситуацию изменить можно, офицеры покряхтят, поматерятся в сторону, но подчинятся - военные люди дисциплинированные.
Однако, для изменения ситуации вначале надо изменить уставы. Просто для сохранения единообразия команд. Пока этого не сделано, армия продолжает жить по прежним уставам. Вячорка-младший (если кто не знает, речь идёт о сыне видного белорусского оппозиционного политика Винцука Вячорки) стал "корректировать устав" явочным порядком. Вы думаете, белорусы майор Игнатик и старший лейтенант Казак наказали его за разговор на белорусском языке? Чёрта с два! Его наказали за явное и демонстративное нарушение устава. Армия не может игнорировать такое нарушение, без уставной дисциплины это уже не армия, а банда батьки Ангела.
Полагаю, что зная, кто такой Вячорка, офицеры понимали, что теперь их выставят гонителями белорусского языка. Но они были поставлены в ситуацию цугцванга: что бы они ни сделали, всё хуже. Не накажут за нарушение устава - подорвут авторитет воинских начальников и уставную дисциплину. Накажут - будут выставлены врагами собственного народа. Пошли по пути, который им подсказал устав...
Цугцванг - эффектный способ подставы политических соперников, но, перефразируя анекдот про китайского мудреца и Страшное Чёрное Лесное Г***о, после применения такого способа в воздухе сильно пахнет г***м.