hasid's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Tuesday, September 23rd, 2008

    Time Event
    2:51a
    Про хозяйственное мыло
    Сегодня ходил по хозяйственным (надо было купить литровую банку белой акриловой краски) и обратил внимание, что в них пропало хозяйственное (извините за тавтологию) мыло.

    Я хорошо помню, что ещё месяц-два куски этой тёмно-коричневой субстанции по 7 руб. за каждый там присутствовали. Спросил продавшицу, в чём дело. Та ответила, что за последнюю неделю пенсионеры мыло всё расхватали. А новое никак не придёт - на заводах якобы пересчитывают новую цену сырья: костей, жил, копыт и рогов, из которых и варится это мыло.
    Хотя и сама продавщица сомневается в этой версии. "Наверняка специально придерживают с тёмными мыслями. И вообще в газетах пишут, что эшелоны с едой перестали в Москву пропускать, чтобы мы тут все передохли".

    А я вспомнил о наглядном доказательстве того, что хозяйственное мыло - экологически чистый и, главное, съедобный продукт. В начале 90-х родители одного моего приятеля забили этим мылом (и другими "товарами повседневнего спроса") половину гаража. И вот однажды мы пришли с приятелем в эту кладовку, и увидели, что половину одной коробки с хозяйственным мылом съели крысы.
    А известно, что крыса, в отличие от человека или собаки никогда не станет есть дерьмовую еду (например, типа Доширака).

    В общем, "когда всё грохнется" кусок хозяйственного мыло станет называться "Бульонный Кубик".
    3:27p
    Демография Европы в XVII - первой трети XVIII веков
    Много раз встречал диаграммы прироста населения в Европе, выглядящие почти как прямая. То есть рост численности европейцев века за три (с 15-го по начало 18-го) был минимальным. В книжке Пьера Шоню "Цивилизация классической Европы" есть цифры, хорошо объясняющие этот феномен.

    Шоню ссылается на переписи населения, церковные и податные акты. Относительно подробными они становятся как раз в начале XVII века, и начиная с этого времени можно чётко отследить основные демографические тенденции.

    Лично меня поразил факт очень поздного вступления в брак в это время. Для крестьян (а они составляли 80-90% населения государств) брачный возраст для женшин был 27 лет, а их мужья были на год моложе. Причём до этого возраста в большинстве своём и женщины, и мужчины сохраняли девственность (среди крестьян процент внебрачных рождений не первышал 2-3%).

    Среди буржуазии брачный возраст женщин вообще повышался до 27,5 лет (в Женеве и вовсе 28,5 лет), мужья были старше на 6-7 лет.
    Среди горожан внебрачная беременность повышалась до 6-10%.
    Коэффициент брачности среди крестьян составлял 99,2-99,5%, среди горожан 97-98%.

    Как справедливо замечает Шоню, столь поздний возраст вступления в брак был "подсознательным мальтузианским актом", направленным на ограничение рождаемости.

    Как и в наше время, наибольшее число детей было у буржуазии: от 8 человек во Фландрии до 8,7 в швейцарских кантонах. Отчасти это объяснялось тем, что роженицы не кормили грудью детей, а отдавали их кормилицам. Т.е., как пишет Шоню, у них не наблюдалось временного бесплодия кормящей женщины.
    Интервал между последним рождением и зачатием в среднем составлял 8 месяцев.

    Кстати, Шоню указывает, что в то время единственным верным актом социальной мобильности было молочное братство. Как правило, молочные братья получали от буржуазии какие-то значительные преференции (например, те могли заплатить за простолюдина высокий взнос за поступление в монастырь).

    У крестьян, проживавших на равнине, в среднем было 5 детей, у проживавших в лесной зоне - 5,5 детей.
    Для того времени эти показатели означали фактически стагнацию их численности. Как пишет Шоню, "показатель выше 6 означает, что население растёт приемлемыми темпами, ниже 5- сокращается". Дело в том, что до возраста 19 лет тогда доживало около 40% младенцев.

    Однако на "пионерских окраинах Европы" число детей на крестьянскую семью резко увеличивается. Так в Канаде на семью приходится 8,3 ребёнка, в Мексике - 7,6.

    Удивил лично меня предельный возраст фертильности женщин. Так, 85% стали матерями в последний раз между 37 и 46 годами. Средний возраст последнего рождения - 41 год.

    Через 12 лет после начала супружества в 60% семей умирал один из супругов (в 2/3 случаев это была женщина).

    Ну и последние цифры. За период с 1620 по 1750 годы население Европы увеличилось всего на 35% (т.е пррост был на уровне 0,2-0,25% в год).

    (В одном из следующих постов я напишу о главном факторе "регулирования" численности в это время - болезнях и эпидемиях).
    6:00p
    Моё поколение - это внуки войны.
    8:05p
    Вот для самолёта Медведева топливо есть!
    8:46p
    Выводы из финской трагедии
    Собственно, их два.

    1)Ни в коем случае северным народам (финно-уграм, балтийцам, восточным славянам) нельзя разрешать владение оружием. Та же Финляндия, оказывается, третья страна в мире по числу стволов на душу населения (после США и Йемена).

    Вечная депрессия (меланхолия в лучшем случае); унылые однообразные пейзажи, когда глазу зацепиться не за что; отвратительный климат (даже в трёхмесячное вроде бы лето - комары, гнус, слепни, клещи и мухи); 6-7-часовой день (даже скорее полудень, или полуночь) бОльшую часть года; регулярное поедание картошки и питиё водки (или пива, что почти одно и то же) - всё это способствует унынию даже не на уровне человека, а на уровне страны.

    Вообще-то северные люди незлобные, а даже если злоба вдруг выплёскивается - то после зернового алкоголя, и чаще на самого себя - отсюда такой чудовищный уровень самоубийств.
    Но если вдруг зоба проходит мимо субъекта - то уж жди чудовищной, остервенелой беды - как в случае с этим финским парнем, например.
    Вот дай в России или Литве такой же упрощённый доступ к пистолету, как в Финляндии (уже "отмытой" европейцами за последние 50 лет, кстати) - каждый день ведь в любом районном городке станут по 10-15 человек немотивированно стрелять

    2)В северных странах человека удержать от беды или от бегства в тёплые страны можно только большими деньгами, социалистической заботой государства и постоянным лишением субъекта возможности надолго оставаться наедине с самим собой.

    Все северные страны, за исключением России, это очень высокие по уровню жизни территории. Это факт.
    И в той же России обыденная зарплата полуквалифицированного работника должна составлять хотя бы 1500 евро, а квалифицированного - ну хотя бы 4000 евро.

    Плюс к этому спортивные комплексы, библиотеки (куда, видимо, в первое время надо насильно сгонять людей и исправлять цивилизационную ошибку последних десятилетий - например, читать им в течение 3-4 часов каждый день вслух классическую литературу), широкополосный интернет, отпуск по 2 недели хотя бы каждые 4 месяца - и непременно заставлять как минимум неделю из него проводить на тёплом море, какие-то кружки (возможно, первое время насильно), песни и пляски, и т.п.
    Да, ещё развитое транспортное сообщение с метрополией (малая и среднемагистральная авиация, скоростные поезда, где это возможно), чтобы человек подсознательно не чувствовал свою оторваннность от цивилизации.

    Ну и, повторюсь, никакого фундаментализма, либерализма, консерватизма и вообще правой идеологии.
    Это пусть в Чили внедряют "чикагскую экономическую школу" - там обернувшись в пальмовый лист спать можно.

    << Previous Day 2008/09/23
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org