Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет hasid ([info]hasid)
@ 2008-09-23 15:27:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Демография Европы в XVII - первой трети XVIII веков
Много раз встречал диаграммы прироста населения в Европе, выглядящие почти как прямая. То есть рост численности европейцев века за три (с 15-го по начало 18-го) был минимальным. В книжке Пьера Шоню "Цивилизация классической Европы" есть цифры, хорошо объясняющие этот феномен.

Шоню ссылается на переписи населения, церковные и податные акты. Относительно подробными они становятся как раз в начале XVII века, и начиная с этого времени можно чётко отследить основные демографические тенденции.

Лично меня поразил факт очень поздного вступления в брак в это время. Для крестьян (а они составляли 80-90% населения государств) брачный возраст для женшин был 27 лет, а их мужья были на год моложе. Причём до этого возраста в большинстве своём и женщины, и мужчины сохраняли девственность (среди крестьян процент внебрачных рождений не первышал 2-3%).

Среди буржуазии брачный возраст женщин вообще повышался до 27,5 лет (в Женеве и вовсе 28,5 лет), мужья были старше на 6-7 лет.
Среди горожан внебрачная беременность повышалась до 6-10%.
Коэффициент брачности среди крестьян составлял 99,2-99,5%, среди горожан 97-98%.

Как справедливо замечает Шоню, столь поздний возраст вступления в брак был "подсознательным мальтузианским актом", направленным на ограничение рождаемости.

Как и в наше время, наибольшее число детей было у буржуазии: от 8 человек во Фландрии до 8,7 в швейцарских кантонах. Отчасти это объяснялось тем, что роженицы не кормили грудью детей, а отдавали их кормилицам. Т.е., как пишет Шоню, у них не наблюдалось временного бесплодия кормящей женщины.
Интервал между последним рождением и зачатием в среднем составлял 8 месяцев.

Кстати, Шоню указывает, что в то время единственным верным актом социальной мобильности было молочное братство. Как правило, молочные братья получали от буржуазии какие-то значительные преференции (например, те могли заплатить за простолюдина высокий взнос за поступление в монастырь).

У крестьян, проживавших на равнине, в среднем было 5 детей, у проживавших в лесной зоне - 5,5 детей.
Для того времени эти показатели означали фактически стагнацию их численности. Как пишет Шоню, "показатель выше 6 означает, что население растёт приемлемыми темпами, ниже 5- сокращается". Дело в том, что до возраста 19 лет тогда доживало около 40% младенцев.

Однако на "пионерских окраинах Европы" число детей на крестьянскую семью резко увеличивается. Так в Канаде на семью приходится 8,3 ребёнка, в Мексике - 7,6.

Удивил лично меня предельный возраст фертильности женщин. Так, 85% стали матерями в последний раз между 37 и 46 годами. Средний возраст последнего рождения - 41 год.

Через 12 лет после начала супружества в 60% семей умирал один из супругов (в 2/3 случаев это была женщина).

Ну и последние цифры. За период с 1620 по 1750 годы население Европы увеличилось всего на 35% (т.е пррост был на уровне 0,2-0,25% в год).

(В одном из следующих постов я напишу о главном факторе "регулирования" численности в это время - болезнях и эпидемиях).


(Читать комментарии)

Добавить комментарий:

Как:
(комментарий будет скрыт)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Имя пользователя:
Пароль:
Тема:
HTML нельзя использовать в теме сообщения
Сообщение:



Обратите внимание! Этот пользователь включил опцию сохранения IP-адресов пишущих комментарии к его дневнику.