Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет hasid ([info]hasid)
@ 2007-06-07 13:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Англия, Кейнс и золотой запас царской России
Читаю сейчас брошюру "Дискуссия о политической и экономической роли золотовалютных резервов России в годы Первой мировой войны" некого Барнета, научного сотрудника "Центра российских
и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета".

Очень познавательно! Если кратко, то содержание брошюры таково:

1)Англия с началом войны добилась от России вывоза её золотовалютного резерва в Британский центральный банк. Якобы как залог под будущие военные кредиты.

2)Вывоз золота осуществлялся тайно. Российская общественность ничего не знала об этом, в т.ч. и об объёме вывоза.

3)Факт вывоза вскрылся случайно, при выгрузке золота в Ванкувере. Но дело "замяли", подробной информации так никто и не узнал. В документах, подписанными главами России и Британии был пункт о секретности соглашений и неразглашении его основных принципов.

4)Де-юре золото продолжало числиться на балансе Государственного Банка России, хотя и лежало оно уже в Англии. А потому ГБ России продолжал публиковать радужные отчёты о золотовалютных резервах.
Вам это ничто не напоминает?:-)) Сегодняшние ЦБ, ЗВР и Стабфонд РФ, которые тоже физически находятся непонятно где, а также секретность вокруг вывоза ЗВР за границу и основных параметров "сделок" по нему.

5)Сами англичане говорили, что из России было вывезено 263 млн. руб. золотом, или где-то 17-20% её ЗВР. Но выдающийся российский экономист Туган-Барановский (легальный марксист и друг Плеханова) провёл собственное расследование, в котором утверждалось, что вывоз мог составлять 500-1100 млн. золотых рублей, или до 70% всех ЗВР России. Ещё была полуофициальная цифра 639 млн. руб.
Кстати, до сих пор так и не известно, сколько же золота было вывезено англичанами из России (вывоз ЗВР продолжался и при Керенском).

6)Программу военной экономики для России написал молодой и не особо известный тогда экономист Джон Кейнс. К 1915 г. он был в ранге советника министров финансов Англии. До этого он успел прославиться только экспериментами с финансовой системой Индии (кстати, многие свои индийские теоретические и практические наработки он как раз перенёс на Россию).

7)Кейнс был сторонником не только вывоза золота из России, но и увеличения тут денежной эмиссии. Так, с 1914 г. по февраль 1917 г. объём денежной массы в России увеличился с 1,6 млрд. руб. (что примерно соответствовало тогда объёму наших ЗВР) до 10 млрд. руб. В итоге же настал коллапс денежной системы России - ужасающая инфляция, рост цен и, как слоедствие, начавшиеся с 1916 г. массовые забастовки рабочих в России.

8)Несмотря на "неудачные экперименты" в России, Кейнс до конца своих дней оставлся "другом России", а позднее СССР. В 1925 г. он женился на русской балерине Лидии Лопухиной (жил он с ней с 1918 г.; при этом его женитьбв явилась полной неожиданностью для всех, ввиду нескрываемых Кейнси гомосексуальных предпочтений.). Дружил с Чичериным. Дважды - в 1925 и 1928 гг. приезжал в Россию и даже консультировал минфин СССР. Существует и неофициальная информация, что он продолжал консультировать и Сталина. Но потом также "увлёкся" США, заявив в 1934 г. после встречи с Рузвельтом: "Здесь, а не в Москве находится экономическая лаборатория мира. Заправляющие ею молодые люди великолепны".
После "работы с Россией" Кейнс неожиданно разбогател (сам он уверял, что благодаря биржевым играм).

В своих письмах Кейнс и Лопухова называли друг друга с нежностью: она его "Menyardushka", а он её "Leningradovna". Подписывал эти письма Кейнс "your Ivanushka". Хотя и не был дурачком.

PS Освежить в голове информацию о Кейнсе можно тут
http://www.lebed.com/2005/art4265.htm
http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/keynes/lectures/keynes_l1.txt&img=lectures_small.jpg&name=keynes
http://www.strana-oz.ru/?numid=32&article=1362


(Добавить комментарий)


[info]i_grappa@lj
2007-06-07 08:00 (ссылка)
"Но выдающийся российский экономист Туган-Барановский (легальный марксист и друг Плеханова) провёл собственное расследование, в котором утверждалось, что вывоз мог составлять 500-1100 млн. золотых рублей, или до 70% всех ЗВР России." - это Барнет такое пишет?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-07 08:07 (ссылка)
нет, это я пишу:-)
Барнет просто "экономически" рассматривает финансовую системы России в 1914-1917 гг. дебе-кредит, инфляция-эмиссия и пр.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_devol_@lj
2007-06-07 09:18 (ссылка)
хм. 263 млн золотых рублей? Ну это не более 12-15% от золотых запасов РИ, навскидку.
Что касается эмиссии, то она была во всех воюющих странах. Получается, все следовали рекомендациям Кейнси? :)

Думаю, отличие РИ от современной РФ в том, что тогда большая часть ЗВР все же находилась в стране и не в фантиках, а в металле.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-07 09:58 (ссылка)
это всё полуофициальные цифры. Ещё один советник минфина А. говорил о 639 млн. Были оценки и в 1,1 млрд.
Эмиссия в Англии была 100%, и её привязывали к золотому запасу (а не 500%, как в России). В этом-то и была беда - несоответствие ЗВР России и эмиссии. Кейнс как раз эту проблему и исследовал.
Как считал сам Кейнс, в военное время было 3 способа сбора финансов: налоги, эмиссия и займы. В частности, он критиковал Россию за введение сухого закона и сокращение бюджета вследствие этого (на 15%) и невведение налога на роскошь.
С займами тоже была проблема, в частности, англичане всячески препятствовали получению займов от США.

Так что относительно нахождения ЗВР в России в то время и "фантиков" - перкличка с нынешним временем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_devol_@lj
2007-06-08 09:04 (ссылка)
Cтранно, поскольку от РИ досталось 1,1 млрд. золота. И именно это золото затем вывозили до конца 1922 года. Выходит, вывозили воздух? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ixl_ru@lj
2007-06-08 11:25 (ссылка)
Нет, всё правильно. В 1914 было 1,7 млрд. Из них 0,6 млрд. в 1915-1917 отправили в Англию в качестве обеспечения кредитов для военных поставок. Большевикам осталось как раз 1,1 миллиарда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_devol_@lj
2007-06-09 09:10 (ссылка)
Ага, но тогда не понятен посыл основного поста.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-09 14:46 (ссылка)
посыл был скорее про Кейнса и его первые "упражнения" на "зверушках" (как любит выражаться Д.Е.Г.).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ixl_ru@lj
2007-06-10 01:21 (ссылка)
Вы не про эту статью рассказываете:Calling up the Reserves: Keynes, Tugan-Baranovsky and Russian War Finance. Vincent Barnett?
Содержание похожее, но название какое-то другое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wolfi_1@lj
2007-06-07 10:36 (ссылка)
Вы слишком серьёзны, чтобы добраться до сути))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-07 10:45 (ссылка)
я и не добираюсь, а внешне поражаюсь.
Чтобы добраться, надо усаживаться на несколько лет в библиотеку Конгресса США (и то, может и жизни не хватить на исследования).

Это так, поверхностное рыхление, а не глубокая вспашка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wolfi_1@lj
2007-06-07 11:03 (ссылка)
несколько лет в библиотеке Вас еще больше запутают. особенно - в библиотеке Конгресса))) попробуйте историчку для начала)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-07 11:21 (ссылка)
да когда мне там сидеть!
Я сейчас и так изучаю подробно: виноделие (и виноградорство вообще) и голубеводство.
Да ещё на дачу надо купить казацких можжевельников, почвопокровные розы, пестролистные барвинки (а предварительно под всё это полсотки земли вскопать, выбираяя сныть).
Жить некогда!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wolfi_1@lj
2007-06-07 11:40 (ссылка)
дык это просто зае...чательно!!! огород - НАША библиотека!

ЗЫ а что такое "казацкий можжевельник" - это тот, что без еврейских корней штоль? НАШ?)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-07 11:58 (ссылка)
с корнями, с корнями, как настоящие казаки:-))
стелящийся. и зимостойкий при этом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wolfi_1@lj
2007-06-07 12:57 (ссылка)
ну, раз стелется - значит наш. а зимостойкость - она вненациональна)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]runixonline@lj
2007-06-07 16:34 (ссылка)
ХМ если все русское золото было Британском центральном банке (кстати - как Вам удалось узнать о существовании этой жутко засекреченной конторы ибо она более нигде не упоминается ) то что тогда чехи грабанули в Казани?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2007-06-08 05:25 (ссылка)
вот тоже вопрос. Мне кажется, остатки ЗВР, процентов 10-15.

(Ответить) (Уровень выше)