| Настроение: | чайное |
| Музыка: | AIR "Don't be Light" |
Чай, кофе, Высшая Сила
Ты то – что ты пьешь. Я давно это понял. И вот почему.
Во всех традициях вода связывалась с жизнью и несла сакральную функцию. Напиток (в отличие от пищи) - источник не столько энергетического, материального ("подкрепиться"), сколько информационного (духовного) начала; жидкость ассоциируется с сопричастностью, соединением, растворением. Понимание, например, дионисийских культов (а позже - христианского обряда причастия) невозможно без отождествления вина с общей, роднящей всех людей "группой крови". Напиток всегда подразумевает какой-то "special ingredient", не создающий вкуса (или имеющий неприятный вкус), не несущий химической энергии (а подчас и "отбирающий" ее); функция этого "ingredient" сугубо ритуальна.
Лучше всего проиллюстрировать эти утверждения на примере чая и кофе, причем возьмем "российский вариант", как страны традиционной и даже языческой.
Будучи внедрены в "неритмичной стране" на правах "заморской экзотики", кофе и чай стали важным элементом урбанистической традиции, ассоциативно привязанным к дому (сразу вспоминается майнринковское "окно"). В отличие от алкоголя, кофеин (тонизатор) активизирует связь с миром. Иными словами, чай и кофе вписывают человека в реальность. Но между двумя напитками есть не только общность, но и различия.
"Чайная церемония" это все же заимствованный восточноазиатский способ межличностного ("человек - человек") общения посредством взаимосозерцания. Это или гостеприимство, или поддержание баланса отношений ("гармонии мира").
А вот кофе символизирует связь человека с пассивной, неживой реальностью, то есть «взаимодействие». Кофе - это ритуал экстремальной мобилизации; если кофе пьют совместно, это означает не общение "сейчас", а готовность к совместному действию. Кофе, выпитый в одиночку, это сопричастность чему-то целеполагающему, плану, который превыше тебя.
Я привык: утром обязательно пью кофе – мобилизуюсь (вот уже лет пять эфиопский мокко), а вот в течение дня – только зеленый чай. Бережно завариваю его в чайничке и всматриваюсь: не в чашке ли то, что я ищу всю жизнь?