Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет hasid ([info]hasid)
@ 2004-12-15 20:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
жертвы репрессий: те и другие
Психиатр Бронин в своей книге "Малая психиатрия большого города" упоминает забавное душевное заболевание: "паранойя лиц подвергшихся репрессиям".

Вот что он пишет об этом:
"К концу обследования я научился распознавать людей, побывавших в заключении. Они вели себя иначе, чем другие. При визите врача они «внутренне подбирались», настораживались, умолкали, начинали глядеть на вторгшегося на их территорию обследователя с особого рода скрытностью — с любопытством заключенного, остерегающегося задавать встречные вопросы.
Переживания, связанные с задержанием, следствием, вероятными побоями, затем пребыванием в зоне, настолько утверждались и укоренялись в сознании, так глубоко врастали в него, что следы их оживали «сами собой» и проявлялись специфическим поведением всякий раз, когда обстановка начинала напоминать им перенесенное.

Последствия эти не ограничивались такой «следовой реакцией» — они в какой-то мере определяли всю последующую жизнь лиц, отбывших срок заключения. Эти люди «инстинктивно» придерживались определенных и достаточно узких житейских рамок, не любили перемен, избегали (если действительно не хотели попадать снова в поле зрения правоохранительных органов) ситуаций, где им могли напомнить и вменить в вину их судимость: уклонялись от ссор, конфликтов, были подчеркнуто лояльны в отношениях с окружающими.

Но в то же время Бронин указывал и на частые психические расстройства тюремщиков:
"«Обратная сторона» пассивной паранойи репрессированных — активная паранойя лиц, так или иначе связанных с аппаратом преследования: тюремщиков, осведомителей, штатных и внештатных сотрудников органов безопасности. И у них отличительной чертой, накладывающей мощный отпечаток на всю психику, была определенного рода настороженность — уже не защитного, а наступательного, агрессивного свойства. В условиях массового обследования, когда они попадали под пресс врача-психиатра, приравнивавшего их во всех отношениях ко всем прочим, не делающего для них столь важного для них исключения, в них все начинало бунтовать: тряслись сами основы их существования. Их подозрительность просыпалась уже при первом появлении врача: имеет ли он право на обход квартир, есть ли у него надлежащим образом оформленное разрешение на обследование, т. е. снабженное фотографией и завизированное районным отделом КГБ (у меня такой бумаги не было), что за вопросы он задает и не шпион ли он, в конце концов. Она была конечно больна шизофренией, но работала, между прочим, все в той же, тогда всесильной и всеведущей организации. Люди ее клана не могли отнестись к происходящему с позиций частного лица, которому в глубине души все равно, чем занимается врач (и они забывали о нем, едва он покидал их жилище), — нет, эти не мыслили себя иначе как винтиком государственной машины, которая все должна знать, быть начеку, сохранять бдительность. Трудно сказать поэтому, кто был «больнее», жертвы или их гонители. Может быть, вторая категория была в каком-то отношении хуже и безнадежнее, отдыха от своей карающей и надзирающей миссии она, кажется, не знала вовсе. Если страдающий психогенным страхом преследования мог забыть о нем хотя бы в общении с женой или с сокамерниками, то у них подозрительная бдительность никогда не дремала, всегда была готова выплеснуться наружу и словно срослась с их безнадежно деформированной психикой, исключений из своих жестких правил они ни для кого не делали: у них и взгляд был особенный: ищущий, неодобрительный, прокурорский — будто они и вправду могли каждую минуту выписать на вас ордер об аресте. У них, стало быть, тоже была мания преследования, но понимаемая иначе — как мания погони: подобно пиромании (влечение к поджогам), пориомании (страсть бродяжничать) и т. д."

Ужас. Особенно если учесть, что как минимум половина населения Россия либо подверглась репрессиям, либо служила палачами.


(Добавить комментарий)


[info]ex_artemius855@lj
2004-12-15 14:30 (ссылка)
половина населения Россия либо подверглась репрессиям, либо служила палачами

пафос понятен, но формально - преувеличение, и сильное.
сейчас сидит 0,5% населения страны. допустим, что в живых 10 "поколений" сидевших (т.е. средний срок около 4 лет). Итого 5% населения сидело или сидит. Пусть 6% или даже 7%. Охраняет их сравнимое, но меньшее количество сотрудников "органов". Т.е. обе категории в сумме при самых "оптимистичных" оценках дают около 10% населения. Даже если исключить из "населения" детей, это 15%. Это - мксимальная оценочная величина. 15%, а никак не 50%.

Но с пафосом согласен, да.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2004-12-16 05:22 (ссылка)
да, преувеличение, но не столь сильное.
вот вспомните, в ГДРовской Штази стукачами числилось 40% взрослого населения государства (точные данные - в отличие от РФ там открыт гэбистский архив). Думаю в России, как стране пофигистской в разы меньше "стучало", "всего лишь" процентов 15, да и то, пожалуй, в городах.
Затем, Грызлов как-то сказал, что даже СЕГОДНЯ сидело около 20% мужского населения.
Да, преувеличение насчет 50%. но думаю, те же процентов 20-25% - точно!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dration@lj
2004-12-15 14:57 (ссылка)
Не знаю.. у меня дедушка сидел по измене родине при Сталине
никаких таких вещей за ним замечено не было. Наоборот, был всегда очень социально активным человеком, дом его всегда был открыт, жил красиво и в общем не боялся ничего..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]hasid@lj
2004-12-16 05:27 (ссылка)
а у меня только одна бабушка дожила до 1962 года. За десять лет до моего рождения.
А все остальные сгинули в 30-40-е:-(

(Ответить) (Уровень выше)

"И каждый сам себе Сусанин ...и каждый сам себе француз...
[info]aronin@lj
2004-12-16 04:45 (ссылка)
Страшненько но верно.Но как имеющая место "тенденция",как "векторы",а не строгое обобщение.Ведь каждый член общества подвержен влиянию множества факторов а не только 2-х описанных социальных ролей. Даже в рамках этих ,названных-не стоит забывать-многим доводится одновременно или опоследованно,или попеременно испытать и ту и другую "роль". Не следует забывать и о том,что вокруг каждого такого "классического" случая существуют "круги"-более отдалённые зоны влияния этих тенденций,как то,к примеру: пострадавшие члены семей репрессированных или палачей...Потому,скорее надо говорить о 100% присуствие и того и другого "гена" в кровушке нации ,а измерять степень его проявления в баллах или в слезах.Но для этого надо сначало чётко выделить и описать "чистый синдром",а это ,видимо,не входило в задачу автора...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: "И каждый сам себе Сусанин ...и каждый сам себе францу
[info]hasid@lj
2004-12-16 05:29 (ссылка)
Согласен. Тут просто тенденция интересна, которую усмотрел маститый психаитр: тюремщики и палачи бОльшие жертвы, чем их "подопечные"
И еще страшно - что очень много людей было и по "эту", и по "ту " сторону.
этакая родовая травма.

(Ответить) (Уровень выше)