|

|

В поисках интеллигенции
В последнюю неделю с десяток ЖЖ-юзеров озаботились размышлениями о судьбе русской интеллигенции. Весеннее обострение Авитаминоз ли тому виной, но версии определения русской интеллигенции были хоть и разными, но сводились почти все к одному: что этот тип (класс, страта etc) жив до сих пор, и надо только ему приклеить правильный ярлык, чтобы он воспрянул от спячки и гордо вышел творить в Жизнь. Но нету, нету сейчас никакой интеллигенции в РФ. Лучше всего об этом ушедшем явлении сказал с месяц назад Белковский: Между правящим слоем и безразличным народом стоит новый интеллектуальный класс, который можно назвать «постинтеллигенцией». Этот класс оформился в 90-е; его идеология при Путине почти полностью вытеснила классический русский интеллигентский дискурс, предполагавший наличие у образованного человека чувств гражданского долга и вины перед забитым русским народом.
Философия «постинтеллигенции», которая при гламурном авторитаризме диктует интеллектуальную моду и повестку дня, сводится к следующему:
– не надо переживать о народе, потому что интеллигентские переживания не принесли народу и самой интеллигенции ничего, кроме страданий и зла;
– гламурный авторитаризм хорош тем, что оставляет нетронутыми бытовые свободы – дежурную бутылку виски и поездку за границу – освобождая интеллектуала от любой и всякой ответственности за положение дел в стране и состояние общества;
– вполне возможно, что Россию ждёт катастрофа, но, поскольку мы всё равно не в состоянии её предотвратить, воспользуемся же нашим правом обо всём этом не думать.
|
|