Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет husainov ([info]husainov)
@ 2008-11-16 12:02:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Два часа свободы
Уфа похожа на торт «Наполеон», так много в ней слоев, не пресекающихся друг с другом, порой даже не догадывающихся о том, что есть и что-то иное, чем они сами. Но тем и интереснее открывать их, узнавая новое о родном городе.
Наш сегодняшний рассказ о том, как в Уфе в семидесятые годы образовался   клуб филофонистов- любителей музыки. На наш взгляд это один из удачных примеров самоорганизации, той, что так не хватает тем сегодняшним уфимцам, кто привык ждать, когда кто-то придет и все для них сделает.
А расскажет нам об этом один из отцов – основателей клуба, бывший уфимец, а ныне житель Нью-Йорка Валерий Письменный.


Получите удовольствие

Было это в семидесятые годы. Появление клуба филофонистов в Уфе, как и в других городах Советского Союза, было связано с бумом качественнейшей звукозаписи, с совершенно необычным звучанием грампластинок. Впечатление от стереофонического звучания было ошарашивающим. Доступная звуковоспроизводящая аппаратура еще не появилась, а людям уже хотелось получать удовольствие от новых записей.
Наверное, не удивительно, что любители стали объединяться для прослушивания дисков. Кто-то был музыкально более искушен, кто-то менее, кто-то знал об одном жанре музыки, но совсем не знал о других. Так, совершенно спонтанно, возникал диалог – люди  хотели поделиться своей коллекцией музыки, своими знаниями и впечатлениями о музыке, об артистах, инструментах, музыкальных стилях, многие хотели это услышать, узнать, насладиться звуками. Так люди объединялись.

От ликбеза к клубу

Идея сорганизоваться принадлежит уфимцу Дмитрию Александровичу Лалетину (сейчас он живет в Воронеже). Это единственный человек, который в 1976 году смог собрать вокруг себя других уфимских коллекционеров дисков и организовать некий постоянный музыкальный ликбез, который и стал клубом. В то время, наверное, только он и понимал, что мировая музыкальная культура уже настолько многообразна, что если собираться, то нужно слушать все – и признанное, и спорное, и редкое, и не очень приятное.
На первое заседание были приглашены самые известные любители музыки города.  Они и стали первым Правлением клуба – это Анатолий Иванов, Марк Грахов, Евгений Паскудский, Владимир Хомский, Радислав Гараев, Дмитрий Лалетин (президент) и я.

От записи к живой музыке

Формально в клубе сложились секции классической музыки, джаза и популярной, которые чередовали свои еженедельные встречи.
Посетители наших заседаний за все последующие годы познакомились и с западным роком (диски «Мелодией» еще не издавались, а привозились «оттуда»), и с неизвестными советскими музыкантами (коллекционные раритеты), и с творчеством Владимира Высоцкого (дисков было мизер, все делалось с магнитофонный катушек).
Живая музыка уфимских джазменов звучала все чаще – Марат Юлдыбаев, Александр Сергиенко, Ринат Шаймухаметов, Олег Киреев, Рустем Галиулин. Дискуссии с приглашенными приезжими звездами – «Машиной Времени», Яаком Йоала, классическими музыкантами и бардами оказались самыми интересными событиями тех лет. 

Плата за удачу

Может, сейчас это звучит смешно, но в те времена за лекцию о Высоцком можно было поплатиться достаточно серьезно. Вспомните, что первая уфимская рок-группа «Кузнецы Грома» в 1968 году была грубо разогнана Министерством культуры БАССР по «идеологическим несоответствиям». (Говорю «вспомните»... а помню, наверное, только я, да мои четверо друзей, как участники разгона...) Юрий Шевчук вынужден был уехать из Башкирии, когда был обложен слежкой со всех сторон, лишен работы и заработка и аудитории за свои первые песенные опыты, за «Периферию». Монопольная партия указывала, что играть, и что слушать, а ее органы строго за этим следили.
Клуб филофонистов, как мог, балансировал. Когда нас выгнали из здания Хорового Общества, малый зал ДК РТИ стал на долгие годы пристанищем филофонистов.

Что же это было

Это было огромное удовольствие сопереживать с теми, кто чувствует музыку так же, как и ты, проживать два часа Свободы в неделю в стране, где ее было сами помните сколько.






Рейтинг блогов


(Добавить комментарий)

Ах, кто же
[info]sensati@lj
2008-11-16 13:51 (ссылка)
не знает ЛАрри ... 8)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Ах, кто же
[info]husainov@lj
2008-11-16 13:53 (ссылка)
Какой Вы фамильярный... Долго вспоминал это слово...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]criticessa@lj
2008-11-17 05:57 (ссылка)
как-то отчетно написано, без души. как создавался текст?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]husainov@lj
2008-11-17 06:45 (ссылка)
Отчетно. Без души.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gubotryas@lj
2008-12-14 18:13 (ссылка)
Замечательный человек... Вот что о нем пишут в Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Макаревич,_Андрей_Вадимович (http://www.autoservcat.ru/go.php?http://ru.wikipedia.org/wiki/Макаревич,_Андрей_Вадимович)

(Ответить)