Эдуард Шелганов (1991/92) Одним из самых приятных сюрпризов в конце прошлого года стало для меня
грандиозное интервью Эдуарда Шелганова в «Сеансе», полное метких замечаний вроде «
люди, которые ходили на занятия Сергея Николаевича Добротворского, уже были настроены на съемку сериалов» или «
основание некрореализма фотографическое, то есть изначально ошибочное с точки зрения кино». Можно разбить на сборник афоризмов.
Так вот, мне уже давно попадались его фильмы, но я не хотел их выкладывать пока не пойму с чем имею дело. Просто все его работы, даже самые лучшие, отличались раздражающим отсутствием контекста. Я понимал что это очень интересный автор, но долго не мог найти о нём ничего конкретного. Теперь многое прояснилось.
В один пост всё, конечно, не влезет, да и не нужно, буду выкладывать постепенно и по годам. И начну, конечно, с самого раннего периода, 1991/92. По этим фильмам виден интерес к немому (что очевидно даже по паре названий) и любительскому кино. Ну и сочетание одновременно близости и яростной полемики с параллельным кино. Шелганов беспощаден в своей критике Юхананова, Добротворского, Кондратьева и Юфита именно по причине явной эстетической близости. Он хорошо их понимал и старался не повторить, а сделать нечто своё. И уже по этим ранним фильмам видно, что у него это получалось.
Холодное, абстрактное кино без эмоций даже при использовании обнажённых тел. Хорошее начало творческой биографии, которую никак не назовёшь карьерой.
Русский немой (1991)
Он сказал Золушка (1991)
Групповой портрет одиночества (1992)
Комната (1992)
Конец Санкт-Петербурга или Новый Икар (1992)
Красный Квадрат (1992)
Работа без ошибок (1992)
Все фильмы висят в парасинемаскопе