Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом (1991) В последние дни смотрю только советские фильмы о Чернобыле, так как пытаюсь перед отпуском собрать материал для статьи. И дело тут не в приближающейся дате, меня иррационально поразил этот безумный эпизод с танковыми колоннами через Зону (глупая шутка восьмилетней давности про Припятьскую Народную Республику с мародёрами на квадроциклах перестала быть смешной) и с окопами в Рыжем Лесу. Просто я рос в городе недалеко от действующего РМБК реактора, с счётчиком радиации на центральной площади, читал всё детство книги об аварии и был уверен в том, что уважение замешанное на страхе является естественной реакцией на эту территорию. Оказалось, что нынешняя Россия либо забыла про всё, либо гордо игнорирует недавнее прошлое. И этот пугающий симптом заставляет меня снова присмотреться к данному прошлому.
Главный документалист Катастрофы - Роллан Сергиенко. В отличии от героически убившего себя Шевченко ему хватило осторожности не подходить к камерой в руках к открытому реактору. Но вина выжившего (он похоже был уверен в том, что его сын заболел и в последствии умер оттого что постирал руками одежду отца вернувшегося из Зоны) заставляла его раз за разом возвращаться к теме с всё более и более яростными манифестами. В числе которых совершенно удивительное по масштабу «Приближение к Апокалипсису».
Он постарался туда вместить всё. Развалины Помпеи сменяются пустой Припятью. Дятлов на зоне обвиняет в случившемся академика Александрова. Последний обсуждает с соратниками самоубийство Легасова. Сторонники атомной энергетики рассуждают о комфорте. Противники призывают вообще отказаться от прогресса (от японского профессора аскета реально повеяло Унабомбером). Крупным планом лица заболевших детей. Потом их могилы. Акция против строительства АЭС в Крыму, где выступающая рассказывает о Кыштыме. Куча религиозных деятелей, включая даже Папу Римского (интервью дать отказался но благословил на камеру, что дало достаточно уникального текста).
Но главный для меня фрагмент фильма снова напомнил про наш 2022-ой год. Оказалось, что Мария Примаченко жила недалеко от Чернобыля и отреагировала на произошедшее в своих картинах. Рассказывая об этом Сергиенко между делом упомянул невероятное. Похороненный под развалинами четвёртого блока Валерий Ходемчук был племянником Примаченко. То есть российский Град, из которого
обстреляли и сожгли музей Примаченко, пришёл к её городу через гигантскую могилу её родственника. С радиоактивной пылью на колёсах.
В этой идиотской войне слишком много символизма. Они словно пытаются отмотать время назад и стереть с лица земли всё, что возникло после Катастрофы, частью которой была и чернобыльская.
ЮтубаПарасинемаскоп