Новые детали для общей картины находятся в самых неожиданных местах. Когда я прочитал первый том «The History of the Decline and Fall of the Roman Empire» Гиббона, мне бросился в глаза эпизод одной из многочисленных гражданских войн в Римской Империи. А именно прямое участие кельского божества Беленуса в защите поклонявшегося ему города Аквилея от войск Максимина Фракийца. Меня в целом очень интересует север Италии и Альпы как зона активных культурных контактов и такой пример культа вышедшего за пределы своего этноса явно заслуживает внимание. Накачал статей по теме и заметил ссылки на гипотезу, выводившую имя божества из кельтского названия одного растения почти идентичного славянскому. Белена. Этноботаника тоже входит в круг моих интересов и в особенности это касается психоактивных паслёновых, я уже выкладывал тут статьи про мандрагору и паслён кисло-сладкий (elleborus) в ритуальном контексте. Нашёл статью, на которую ссылались, но был уверен что это будет чистая лингвистика. Всё оказалось немного сложнее. Действительно лингвистика, автор собрал вместе варианты слова «белена» и его производные в трёх европейских языковых семьях (кельты, германцы и славяне). Поскольку слово чётко локализовано на севере Европы, это может быть заимствование из неизвестного языка коренного населения континента. Очевидно что столь распространённое название не могло быть результатом кельтской религиозной и культурной доминации, тут скорее наоборот, локальное божество получило имя от общеизвестного растения. Уже это очень интересно, но во второй части статьи анализируются близкие по звучанию имена божеств и героев (включая название весеннего праздника) и я почти не удивился тому, что собравшийся набор фактов опять чётко указывает на дружинную культуру, причём как кельтскую, так и германскую (при этом статья вышла в 99-ом, до того как нашли семена белены в могиле скандинавского ритуального специалиста).
Многие аргументы стоит перепроверить, но в целом это очень серьёзное добавление к списку источников по интересующей меня теме. Буду дальше рыть в этом направлении.
Да, самый яркий аргумент был оставлен на самый финал. Он тоже не доказуем, но если посмотреть на пластину Е на котле из Гундеструпа, то действительно, растение связывающее воинов в сцене обычно трактуемой как сцену дружинной инициации явно похоже на стилизованные цветы белены.
Peter Schrijver
(Статьи)
On Henbane and Early European Narcotics.(pdf на телеге)