Wyrd Webs and Woven Words: Archetypal Expressions of Fate in Classical, Celtic, and Norse Mythology Благодаря своим специфическим увлечениям я уже прочитал множество диссертаций, иногда они интереснее и полезнее опубликованных книг. Но в этот раз студенту реально удалось меня удивить,читал с упавшей челюстью и очень сложными эмоциями.
Нашёл я этот файл в ходе одного спора и сразу отложил, заинтересовавшись сопоставлением античных и скандинавских Сил отвечающих за судьбу. Плюс удивился размеру кельтского раздела, так как знал что под тему текстильных метафор подходят только два интересных фрагмента. Начал читать и уже в самом начале споткнулся о посвящение, уместное скорее для неоязыческого трактата:
I dedicate this dissertation as an offering to the goddesses of fate, whose infinitely mysterious thread inevitably led me to this moment. Начал читать дальше и влетел в яростный политический монолог про Трампа на несколько страниц, от которого можно воспламенить пару тройку инцельских männerbünde и любоваться пожарищами.
Итак, левая феминистка и неоязычница пишет диссертацию, что может пойти не так? Как ни странно, не так уж и много. Оказалось что всё перечисленное не мешает внимательности при работе с материалом. Главный теоретический минус - перед нами юнгианка, считающая текстильные метафоры судьбы общими для всего человечества. Следовательно вопрос о взаимном влиянии трёх родственных и контактировавших между собой культур оказался для неё в слепом пятне. С другой стороны этот же подход помог ей заметить много интересных мелочей, как про греко-римскую, так и про германскую религии. Мимо меня, к примеру, до сих пор проходило то, что тесная связь между норнами и валькириями имела полный аналог у древних греков, там тоже мойры были подвидом Сил, тесно связанных с женскими демонами, в том числе и войны. Если учесть, что эти самые женские демоны схожи у кельтов и германцев до степени смещения, и добавить тот факт, что самым логичным путём передачи концепции была служба в средиземноморье кельтских comitatus, вернувшихся на север с новыми идеями, то напрашивается логичный вывод. Высокая мифология с плетущими судьбу девами передалась вместе с верой в яростных Kêres. Просто континентальная мифология кельтов утеряна, а ирландские источники делают акцент на войне и женских демонах, что может быть связано с потерей космогонии.
Этот момент заставляет по новому взглянуть на упомянутые выше интересные фрагменты. Их, кстати, три, как оказалось Áine тесно связана с текстилем, даже сохранилась запись ритуала. То есть одна из «богинь суверенитета» вполне соответствует прядущим континентальным Матерям. Руч пытается связать этот сюжет с другим фрагментом, известным заклинанием «Cétnad nAíse», аргументируя что Семь Дочерей Моря это неизвестные другим источникам дети Айне и Мананнана Мак Лира. Интересно, но спорно. Ещё она очень подробно анализирует фрагмент Федельмы, но тут уже мне придётся отдельный пост писать, для которого я специально перечитал «Táin Bó Cúailnge».
Хотя большую часть диссертации Эмили Руч удавалось удержаться в рамках научного языка, я всё равно не мог избавиться от ощущения что читаю оккультный трактат. Она там даже предложила схему где валькирии и бадб отвечают за разные этапы одного символического процесса. И уже по оглавлению было ясно что в приложениях добавленно маленькое эссе о рунической мантике. Так что я не удивился тому, что к заключению её снова понесло до подробного объяснения метафизической необходимости выбрать следующим президентом темнокожую женщину и заодно возродить древнегреческий ритуал и сплести гигантский peplos для статуи Свободы. Представляю с какими лицами это всё читала приёмная комиссия.
Emily A Ruch
(Студенческие/научные работы)
Wyrd Webs and Woven Words: Archetypal Expressions of Fate in Classical, Celtic, and Norse Mythology
(pdf на телеге)