Beowulf, Swedes and Geats Продолжаю копать загадку англо-саксонского готицизма и теонима Геат в генеалогиях. В этот раз отложив в сторону ютов и континентальных готов и сфокусировавшись на скандинавских gautar/geats, значение которых для ранней Англии очевидно из единственной сохранившейся целиком героической поэмы. В собственно скандинавской мифологии Gautr упоминается как одно из многочисленных имён Одина, и именно его сын Gauti считался прародителем гётов. В тексте «Беовульфа» все следы язычества тщательно замаскированы, хотя там есть явные фрагменты мифов, но они всегда процитированны в качестве псевдоистории. Следовательно отсутствие прямого теонима в тексте поэмы никак не отменяет предположения, что культ Геата (если он действительно был) и легенды о подвигах гётских воинов появились на острове из одного источника.
Лекция Роберта Фаррелла, ставшая основой для этой монографии изданной «Viking Society for Northern Research», отличается крайней сухостью. Никаких лихих гипотез, всё очень осторожно. Он правда оспаривает популярную гипотезу о полном уничтожении гётского королевства шведами в шестом веке, после событий поэмы, как совершенно несостоятельную. Но это, по моему, и так очевидно любому кто читал скандинавские тексты по теме. Его главная линия аргументации - в тексте поэмы нет никаких признаков смертельной вражды между шведами и гётами. Да, они ближайшие соседи, постоянно устраивающие рейды друг на друга, но при этом в тексте хватает примеров и мирного взаимодействия. Собственно Беовульф, являясь формально гётом, вполне может быть родственником правящей шведами семьи. Фаррелл очень глубоко уходит в запутанные генеалогические связи героев поэмы пытаясь подтвердить или опровергнуть такую гипотезу. Ещё интереснее гипотеза, связывающая его с кланом Вульфингов, членом которого, судя по всему, была и королева Wealhþēow (Фаррелл, кстати, даёт собственную расшифровку имени, сильно отличающуюся от «
кельтской служанки»). Смысл этого сухого анализа имеющихся гипотез, повторюсь, заключается в том, что-бы убрать искажённую картину о смертельной вражде наций и кланов, заменив её более сложными взаимодействиями. И заодно доказать, что южно-скандинавское влияние на Ēast Engla Rīċe/Королевство Восточных Англов, очевидное по находкам в Саттон-Ху, вовсе не обязательно является шведским. Что именно этот набор артефактов вполне мог быть гётским.
Что это даёт для интересующей меня темы? Довольно многое. Упоминаемые в поэме Вульфинги в скандинавских источниках названы правящей династией восточных гётов. Есть
более чем убедительная гипотеза, что правившая восточными англами династия Вуффингов считала себя прямыми наследниками скандинавского клана, что и отразилось в поэме. Отсюда следует логичный вывод - не нужно искать следов массового переселения из южной Скандинавии, достаточно небольшого и элитного воинского клана, члены которого закрепились на новом месте и принесли с собой, заодно, и культ собственного божественного первопредка. Ну или новой династии, сложившейся на новом месте но претендующей на длинную историю и связи с континентом, для чего приписывающей к себе божественных предков помимо обязательного Водана.
Уэссекская династия пока выглядит вторым вариантом, но Вуффинги и в целом династии восточной Англии по Бернику включительно мне кажутся похожими на настоящую элиту с континента. Да, мерсийцы выводили себя от самого Оффы и не нуждались в лишних именах для расширения списка. Их конкуренты могли пойти в ответ на подлог. Но они же могли и реально принести на остров свои собственные традиции. Включая и анализируемый тут теоним.
Буду копать дальше.
Robert T. Farrell(Брошюра)Beowulf, Swedes and Geats [Файлом с телеги]