В общем, есть две теологические модели монотеизма. Иудаистская – Бог как «солярис», и святоотеческая христианская – «троица». Вторая подразумевает целый некий мир Божий. Мир со своей физикой, со своей моралью, «отношениями». Ну теперяшняя Троица это просто Тройка. Из того минимума который нам известен о Боге – хреновое богословие состряпало учение о знании отцов почти всего о природе Бога. Как там Три Лица нежатся друг с другом, и нас зовут понежиться. Переплюнули Писание. Сочинили целое учение про предвечный совет, про совершенство числа «3», циркулем расчертили и показали: кто там кем посылается… В общем – древнее пифагорейство воскресло в догматике. До трех все считать, в конце- концов, умеют. Поэтому православные считаются очень умными. Верить в Троицу – обязательно. И в правильное исхождение. Иначе ты не православный.
Еретическое уклонение от Троицы, как правило, это – строгий монотеизм. Есть Бог, и есть Его эманации. Такая ж фигня, кстати, как закольцованная Троица. Ну есть еще арианство, гностики самые разные, дофига всего. Те, кто к Богу с циркулем подходит и циркулем измеряет.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» - вопрос: почему Мессию Иоанн назвал Словом. Вообще по-еврейски дабар это и «слово» и «дело». Было у Бога дело к Аврааму, или слово к Аврааму – одно и тоже. Слово это – исполняемое слово. В общем-то – смысл: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их», «Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое», «слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца», «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».
Модель «Троица», несомненно, правильное направление в Боговедении. Бог открывается как целый мир, неотрываемый от Себя ничего Своего, не боящийся замараться о мир созданный. Но Бог это и мир совершенной чистоты жизни. Не моральной чистоты – не. Пусть чистоплюи утухнут. Чистоты природной. Мир не объятый тьмой, не переделанный под суетливые нужды. Жизнь как есть. Жизнь это вообще то процесс, если кто еще не знает, будучи заражен об катехизисы. Процесс, да – она текет и текет, и нет ей конца. Ну поставили ей заслонку, запрудили запруду, загнали в болото, затормозили, но она – все равно текет. Ну медленно сейчас, потому как заставляет крутиться чужие мельницы, но все равно – она никуда не девается. Все что в ней протухло – отфильтруется и потекет дальше. И будет течь всегда.
Это и есть Слово. Дело, наполненное смыслом. Слово исполняемое. Христос, конечно – Бог. Уж сколько их там, как верно подметил наш старец, мы не знаем. Мы знаем – пральна Тимофей говорит – только Отца, Сына и Духа. Человек общается с Богом – словом. Не мычанием, нет. Корова общается с Богом мычанием, а человек умеет говорить. Поэтому Бог человеков – Слово.