Сегодня встретила в ленте фразу: я всегда утверждала, что, начиная с эпохи Возрождения, церковью велся непрекращающийся геноцид женщин…
И, конечно же, страшно возбудилась.
Не знаю кто и как считает, утверждает и у кого какие на это есть основания, но обращаясь к величайшему из исследователей эпохи Возрождения – швейцарскому ученому Якову Буркгардту, а затем к поколениям шествующих за ним исследователей, смею констатировать, что именно благодаря женщине, ее любви, пониманию и влиянию на развитие искусства и литературы, эту эпоху принято считать расцветом человеческого гения.
Образование женщины по широте, на момент Возрождения, ничуть не уступало мужскому – она так же должна была изучать науки, литературу и философию, знать латынь, греческий, музыку, живопись, должна уметь танцевать и вести не просто остроумный, но разговор о высоких материях. Она: «стремилась к совершенствованию своей личности во всех отношениях, подобно мужчине, - путь к этому заключался в таком же образовании ума и утонченности чувств. При этом женщины могли не думать вовсе о публике, но прежде всего должны были импонировать выдающимся людям и сдерживать в известных границах их своеволие». (Я.Б.)

Пизонелло. 1440-е.
Изота ди-Римини, супруга Сигизмунда Малатеста, который по словам современника - в жестокости превзошел варваров. Она воспевалась как «гений изучивший все науки». Она возвышала свою душу постоянными философскими занятиями, хорошо знала историю и находила прелесть в поэтических упражнениях. И именно она станет последней и горячо возлюбленной женой кровавого тирана, и это для нее Альберти строит в Римини храм, в котором она должна была упокоиться вместе с буйным своим супругом.
С конца XV века, со времени веницианки Кассандры Феделе, женщины начинают широко славится своими сонетами и стихотворными импровизациями. Виттория Колонна вошла в историю отнюдь не дилетантскими произведениями, ее стихам были присущи точность и ясность определений, в отсутствии туманной мечтательности. Не менее знаменитой поэтессой была Симонетта Веспучи – современники прославляли не только ее красоту, но и редкий стихотворный дар.

Ботичелли. 1470-е.
Женщинам доверяли приветствовать императоров речами на латыни, они становились покровительницами фабрик и ремесленных мануфактур, например - по производству гобеленов и обоев, под управлением величайших из живописцев своего времени. Так графиня Браденбурская приглашает Мантенью для создания эскизов к коврам. И зачастую именно женщины являлись основными заказчицами на произведения искусства. Такова Элеонора Толедская – супруга Козимо I Медичи

Бронзино 1550-е.
Она приобретет дворец Питти во Флоренции и она положит начало уникальной коллекции предметов искусства. Это для нее пишет картины Фра Филиппо Липпи, домашнюю утварь создает Бенвенуто Челлини, а домик для ее занятий с детьми в садах Боболи строит Микеланджело.
И среди ряда этих блистательных заказчиц непременно стоит назвать дочь герцога Феррарского, супругу маркиза Мантуанского – Изабеллу д’Дэсте.

Тициан. 1530-е.
Прекрасный композитор и исполнитель. Она чудесно пела и владела практически всеми инструментами - клавикордом, органом, лютней. Покровительница и подруга гениальных художников, с которыми она состояла в переписке – Леонардо, Тициан, Перуджино, Рафаэль. При ее блистательном дворе собирались светила знаний. Она являлась владелицей и одной из обширнейших коллекций античных мраморных статуй. Страстный библиофил. Но к великому сожалению, в 1630-х годах вся ее библиотека была утеряна.
Отдельное положение в истории занимают женщины, которые носили прозвище «virago» - мужественные. Одной из прославленных - "prima donna d'Italia" была Екатерина Сфорца, которая собственными руками отомстила убийцам мужа, и которая после его смерти воодушевляла своих воинов. Это она в конце концов, путем дипломатии, разрушила планы Макиавелли.
Женщина Возрождения стояла наравне с мужчиной. Дочерям было принято давать такое же образование, что и сыновьям, ибо в высокой культуре древности видели источник наслаждений.
Случалось даже, что женщины отказывались от брака, дабы посвятить себя ученым занятиям или искусствам. Ведь женщина должна была наравне с мужчиной принимать участие в общественной жизни и главное – давать образование своим детям. Очень многие из них серьезно занимались вопросами религии и нравственной философии. Так, в 1389 году в диспуте «кто больше любит своего сына – отец или мать», победительницей, на вилле одного из самых образованных людей своего времени, была объявлена, как именует ее Буркгардт – «прекрасная К0за». И именно женам были обязаны своей популярностью многие деспоты и кондотьеры. Они были прославлены тем, что в их супругах «гармонически сочетались известные дарования, красота, воспитание, добрые нравы и благочестие» (Я.Б)
В эпоху Возрождения получает распространение и такой институт отношений между мужчиной и женщиной, который был характерен для Древней Греции – куртизанки. Эти "гетеры", если и не были способны к созданию самостоятельных произведений, то как минимум знали наизусть древнеримских и греческих авторов, и к тому же умели прекрасно их декламировать. И даже когда любовная связь с подобной дамой сердца завершалась, к оставленной возлюбленной продолжали относится с почтением и навсегда оставались с ней друзьями. Поскольку общение такого рода подразумевало не только телесный союз, но зачастую в первую очередь союз интеллектуальный и духовный.

Перуджино. Портрет куртизанки. 1530-е.
Все эти факты – свидетельства что мужчины, и общество того времени в целом, предъявляли к слабому полу определенные требования. Конечно, не каждая дочь ремесленника (правда, для Италии это весьма почетное происхождение), купца или крестьянина (труд которого поэтизировался и воспевался), с легкостью в беседе цитировала Горация или ссылалась на Платона, однако она знала достаточно, чтобы заниматься воспитанием не только детей, но как было принято тогда - всех домашних. Ну а кроме того - именно женщина вела рациональное хозяйство, построенное на строгом расчете.
Культура Возрождения – это вообще культура в первую очередь светская. Можно сказать даже сказать - языческая. И рассуждать о вмешательстве церкви в дела семьи и общества тут вовсе не приходится. Если, конечно, не принимать в расчет безумства Савонаролы, которые впрочем продлились всего четыре года из почти трехсот, и затронули пожалуй единственный город – Флоренцию.
Вероятнее всего автор строк, что меня так задели, имеет в виду Реформацию. Но и здесь важно помнить – Германия, Испания, Франция, Италия, Фландрия, Голландия, Англия и Ирландия – все это очень разные культуры. И каждая из них проходила свой собственный, непохожий на другие путь.
Мне кажется, что прежде чем утверждать что либо все-таки необходимо прочесть нечто больше чем школьный учебник или статью в Википедии. Простите меня за резкость.