Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет iraan ([info]iraan)
@ 2005-08-05 12:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сербские свадьбы

 


Несмотря на то, что многие свадебные обряды  претерпели унификацию и превратились в ритуал, одинаковый и на Аляске, и в Австралии, тем не менее сербские свадьбы в большей мере, чем русские сохраняют верность традиции и интересны, прежде всего, как источник, сохраняющий представление о праславянских обычаях.
Начинается сербская свадьба с ритуала, называемого «просидба».


Жених –младоженя «просит» девушку выйти за него замуж. Он, вместе с кумовьями, приходит в ее дом. Интересно то, что кроме традиционной для сватовства дилеммы – пойдет- не пойдет, согласятся родители –или нет, включается и случай, который должен решить – быть этому браку или нет. Даже если родители согласны, даже если девушка не против, то это еще не значит, что свадьба состоится. Жених должен метким выстрелом из ружья попасть в яблоко, которое специально ставят на самый верх дерева, растущего недалеко от дома. Если не попадет – свадьбе не бывать. Причем яблоко ставят на верх шеста, а сам шест на дерево.... Правда в городе этот обряд не соблюдается, да и в селе стараются случай «обмануть» - ниже повесить яблоко, выбрать более низкое дерево и т.д.
После «просидбы» возможны два варианта. Если все согласны на свадьбу, тогда идет «веридба» или обручение. Его еще называют «прстен», поскольку тогда жених дарит обручальный перстень.Тогда родители бьют по рукам, договариваются о дне свадьбы, о приданом и т.д.. Если согласия на свадьбу родители не дали, тогда девушка может сбежать. Во многих селах и до сих пор практикуется этот обычай, поскольку он  не требует расходов на свадьбу и приданого. Просто девушка переходит жить в семью мужа и ... все. Сбегать она должна с пустыми руками, абсолютно. Считается, что все – одежду, косметику ... она должна оставить сестре, а ей обязан купить  ее муж. Кроме обуви. Обувь ей покупает свекровь. В тех туфлях, в которых девушка переступила порог дома, она больше не смеет ходить. Поэтому девушки, как правило, сбегают в самых стареньких туфельках, которые не жалко выбросить. : ). Когда девушка входит в дом супруга – обязательно стреляют, информируя село о самом факте «входа в дом мужа». Этот обычай настолько распространен, что даже строгие штрафы и запреты не в состоянии его искоренить. Так, составляя смету свадьбы обязательно включают и ставку – штраф за стрельбу...
Если девушка сбежала, то следующий этап – «мирба». Так называется акт помирения родителей. Т.е. родители девушки должны прийти в гости к родителям мужа. Тут... пир горой, братание, брудершафт и пр.
Перед самой свадьбой – идут «момачко вече» - мальчишник и «девоячко  вече» - девичник. На девичник приходят подруги, которые плетут большой венок, украшающий потом двери невестиного дома. На мальчишнике – напиваются вдрызг...: )
Сама свадьба – традициональна. Кроме первой части, которая называется – «свекрвино коло». Свекровь, утром должна начать  хоровод ( обязательно для этой цели и по сегодняшний день, приглашают только цыган-трубачей, хотя потом, в ресторане, звучит вполне европейская музыка) и только после этого жених с кумовьями едет к дому невесты. Интересно и то, что и по сей день кумовья не выбираются из числа друзей, а переходят «по наследству». «Эта семья нас всегда венчала»  -говорят в Сербии. И  берут кума из этой семьи, которая, хоть и не родственники, считается связанной с ними родственными узами. Иногда семьи между собой могут не поддерживать отношения или слабо поддерживать. Но на свадьбе – они главные гости. И брат невесты, которому отводится почетная роль. Именно они главные на свадьбе, после невесты и жениха, а лишь потом – родители. Когда-то на свадьбе невеста не смела сесть, так и должна была простоять на ногах всю свадьбу, но сейчас этого нет. Кум должен выкупить невесту для жениха. Он торгуется с братом невесты или с ее ближайшим родственником с мужской стороны. После выкупа невеста может выйти к жениху и продолжить церемонию – поездка в церковь ( колонна машин, украшенных и постоянно гудящих....), венчание, поездка в ЗАГС (опщину)
Далее, обычай очень похож на русский – только нет хлеба- соли, а хлеб и вино. Подарки гостей перечисляются поименно по списку – кто что принес, показывают, чтобы все видели, но и это характерно для села, а в городе, как правило, ограничиваются конвертом с деньгами. Отдельно явно перечисляется приданое невесты. И до сих пор в селах сундук с приданым  везут на быках, которые, в честь этого дня, украшены цветами, сам бык, а не только рога, окрашивается в различные цвета. На первое утро после свадьбы молодая жена варит кофе всем присутствующим, которые ее одаряют за это деньгами. :)
Обычаев, когда-то было много, да и сейчас различия от региона до региона – велики, но все перечисленное – это база, без которой не обходится сербская свадьба, даже и самая европеизированная. В пост свадьбы не играют. Избегают даже постные дни.



(Добавить комментарий)


[info]dr_lunikoff@lj
2005-08-05 00:53 (ссылка)
Нордизм! Хотя чувствую, и он скоро канет в Лету.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]iraan@lj
2005-08-05 01:02 (ссылка)
а в чем нордизм-то?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dr_lunikoff@lj
2005-08-05 01:25 (ссылка)
В архаичности, конечно же... Редко такое в Европе где встретишь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mariya_mamyko@lj
2005-08-05 02:30 (ссылка)
И в Африке и у индейцев Навахо тоже нордизм. Вот где свадебные традиции не ослабли:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dr_lunikoff@lj
2005-08-05 02:33 (ссылка)
Там скорее зюйдизм. А тут - сакральные обряды наиболее приятных европейцев под угрозой

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2005-08-05 05:14 (ссылка)
Боевая, однако, нация:))))
Даже по этим обрядам чувствуется:)))

(Ответить)

Улисс
(Анонимно)
2005-08-05 06:09 (ссылка)
А есть какие-то отличия в сербском обряде венчания?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]iraan@lj
2005-08-05 06:48 (ссылка)
есть... и в богослужении Пасхальном, и в Рождественском... сильнее элементы язычества

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Улисс
(Анонимно)
2005-08-05 08:18 (ссылка)
"...сильнее элементы язычества"
???

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Улисс
[info]iraan@lj
2005-08-05 22:32 (ссылка)
Да... у сербов сильнее, чем у нас... но и у нас есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]grenzlos@lj
2005-08-05 10:42 (ссылка)
Историк-медиевист Роман Багдасаров в своей работе "Неуместные боги" показал как до определённой поры в русских православных храмах довольно органично соседствовали изображения как христианских святых, так и греческих философов, сивилл и т.п. Потом их стали уничтожать. Но уже ближе к Новым временам. Хотя и сейчас ещё кое что осталось. Вопрос: это тоже элементы язычества или некая высшая гармония? Почему эти изображения не возмущали людей времён св.Сергия Радонежского, но стали истребляться уже в эпоху модернизации христианства (в том числе и иконописи)? Может быть и сербские свадебные "элементы язычества" из этой же оперы? Другое дело, что сейчас уже многое делается формально и "заданно", без должного осознания, понимая тех или иных аспектов обряда.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]iraan@lj
2005-08-05 22:31 (ссылка)
Есть известный сербский фольклорист Чайканович, который категорически заявлял:"Вся сербская религия сводится к языческому культу предков"....... Ну, о том ВСЯ ли, можно поспорить.... хотя несомненно элементы язычества есть во всех религиях мира в большей или меньшей степени.Дело в том, что язычество - это вообще не религия, а мировоззрение... Иерархическая лестница религий, которую мы построили, логически удобна, но не совсем верна... На самом деле, долгое время христианство сопровождало явление, стыдливо называемое "народным христианством", "народным православием". А по сути, речь идет о двоеверии - вещи гораздо более сложной.Просто, говорящие о "народном христианстве" воспринимают любую религию, как чисто "культурное явление", человеческую выдумку..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Улисс
(Анонимно)
2005-08-06 07:34 (ссылка)
Есть известный сербский фольклорист Чайканович, который категорически заявлял:"Вся сербская религия сводится к языческому культу предков"...

На такую мысль наводит даже состав личных имен. По-моему, ни у одного славянского народа не сохранилось столько языческих (дохристианских) имен. А на Руси еще в 17 веке обычным явлением было двойное имя: официальное христианское и бытовое языческое ("Ивашка, зовомый Огурец...")


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Улисс
[info]iraan@lj
2005-08-06 08:52 (ссылка)
да..:).. Есть чудесное сербское имя Страхиня... коротко - Страшко... И понимаю, что когда-то называли детей "некрасивыми " именами или :страшными", чтобы обмануть судьбы... но, когда слышу....о-о-о!!!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Улисс
(Анонимно)
2005-08-06 09:30 (ссылка)
Самый известный Страхиня был Банович, кстати, по легенде - писаный красавец :-).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gloomov@lj
2005-08-05 12:17 (ссылка)
Похоже на старообрядческую свадьбу "побегом", правда там в процессе замирения и колотушки имели место, у Мельникова-Печерского подробно
это описано.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]iraan@lj
2005-08-05 22:37 (ссылка)
Да и башкирское понятие -kасып сыгыу, означает брак побегом. Вообще здесь формула одна - или плати... или укради.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]koshchey@lj
2005-08-05 16:06 (ссылка)
А ты видела фильм "Папа в командировке?"

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]iraan@lj
2005-08-05 22:37 (ссылка)
...нет, а что?...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]koshchey@lj
2005-08-07 10:49 (ссылка)
Рекомендую посмотреть.
Это рассказ про две Сараевские семьи в пятидесятых.
Фильм - шедевр. Там, как раз, и свадьбой заканчивается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iraan@lj
2005-08-07 11:20 (ссылка)
o-o.. не узнала название в переводе... ;) Смотрела, конечно....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]koshchey@lj
2005-08-07 11:22 (ссылка)
В 1990, ещё до войны, я специально в Липицу поехал, чтоб посмотреть своими глазами.

(Ответить) (Уровень выше)