Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет iv_g ([info]iv_g)
@ 2011-09-12 08:30:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Газ: Shell и Украина
09.09.11
"Новое – это хорошо забытое старое", – рассудили в "Нафтогазе Украины" и еще раз заключили договор с крупной транснациональной компанией Shell о совместной добыче газа в Днепровско-Донецкой впадине (ДДВ). 5-6 лет назад документы такого же содержания от имени украинской стороны подписывали Алексей Ивченко и его подчиненные. Сегодня попиариться на сотрудничестве с авторитетным партнером, заодно слегка попугав Газпром, захотелось и команде Юрия Бойко.

Состоявшаяся 1 сентября церемония подписания договора о совместной деятельности ДК "Укргазвыдобування" и группы Shell красиво легла в канву последних заявлений министра топлива и энергетики Юрия Бойко – об увеличении доли собственной добычи газа или премьер-министра Николая Азарова – о возможном разрыве газового контракта с Россией. Но никто из них не отметил, что моментальным противоядием диктату Газпрома этот контракт не станет. Первую скважину партнеры планируют пробурить не раньше, чем в конце 2012 года. И если с ней не пофартит, следующих скважин может и не быть. И Shell, и НАК пока уклоняются даже от прогнозов относительно объемов возможной добычи в Днепровско-Донецком бассейне. Честно говоря, если бы "ракушки" надеялись открыть здесь второй Катар или хотя бы Ямал, они вели бы себя активнее.

Сегодня инициатива исходит из Киева. И это правильно: Украина больше нуждается в Shell, чем Shell в Украине. Но от ощущения дежавю все равно избавиться трудно. Как бы ни пытались представители нынешней власти не замечать то, что было до них. "Это первый значительный договор, который дает возможность в ближайшее время увеличить добычу газа в нашей стране, что является очень важной задачей, поставленной Президентом перед правительством, и мы ее выполняем", – рапортовал 1 сентября Ю.Бойко, бойко присвоив чужую пальму первенства. Пальма, конечно, порядочно приувяла, но не настолько, чтобы выкорчевать ее из кадки истории.

Дело в том, что первое соглашение между НАК "Нафтогаз Украины" и группой Shell об изучении недр ДДВ было подписано еще в мае 2005 года, а в 2006 договор о совместной деятельности заключили уже Shell и ДК "Укргазвыдобування". Тогда на европейских инвесторов возлагалось не меньше надежд, чем сейчас. Однако проект не выстрелил – он сдулся. Shell от своих обязательств вроде и не отказалась, но и выполнять их, т. е. рисковать деньгами, не спешила. В итоге воплощение в жизнь договоров 2005-2006 годов свелось к ленивой сейсморазведке в формате 2D на нескольких месторождениях в Харьковской и Полтавской областях (даже не к трехмерной сейсмике) и технической переписке между компанией-инвестором и его украинскими партнерами в Нафтогазе и органах власти. Вина отечественной бюрократии, несовершенного законодательства и нездорового инвестклимата неоспорима. Но есть и другая сторона медали: скромные исследования, проведенные за последние 5 лет, и наложенные на геофизические данные, предоставленные ДК "Укргазвыдобування", не убедили Shell, что ДДВ, изрядно высосанная в советские времена, способна еще чем-то удивить.

По словам эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, Shell совсем не горела желанием перезаключать старый договор, но ее сильно попросили, обещали стабильность (по крайней мере, до конца президентской каденции Виктора Януковича) и иммунитет от посягательств различных "карательных" органов. Последнее немаловажно. Ведь в прошлом году, например, налоговая служба выставила украинскому подразделению компании претензии по недоуплаченному НДС почти на 10 млн грн. Летом 2011 суд вынес приговор в пользу Shell. Теперь на этой тяжбе, можно полагать, поставлена точка.

В украинском офисе Shell подписанный 1 сентября договор предпочитают называть более корректно, чем в Минэнергоугля: не новый, но обновленный. По многим пунктам нынешняя редакция действительно перекликается со старой. Но есть и ряд принципиальных различий. По крайней мере, три. Во-первых, отсеяны лишние лицензионные участки, на которых должны вестись работы. Если в 2005 речь шла о 10 таких объектах, в 2006 – о 8, то в 2011 ограничились шестью: Шебелинской, Западно-Шебелинской, Павловско-Светловской, Мелеховской, Герсевановской и Ново-Мечебиловской площадями. Более того, участки были не просто отсеяны, а пересеяны. Из начального списка остались только четыре первых. Еще четыре выпали, и среди них достаточно перспективные Ефремовское и Западно-Хрестыщенское.

Во-вторых, декларируемые финансовые параметры заметно набрали в весе. Сегодня на этапе поисково-разведывательных работ Shell готова вложить в общее дело до 200 млн долл., на последующих этапах – еще 600 млн долл. Ранее речь шла лишь о 100 млн долл., а там, мол, будет видно. Видно не стало. И 100 млн от Shell ДДВ так и не дождалась. Даже 10 млн не наскреблось. Да и сейчас "ракушечная" компания никаких гарантий не дает. Представители Shell говорят, что ее затраты на поисковые работы в Украине могут достигнуть 200 млн долл. Но это больше предположение, чем присяга.

Наконец, в-третьих, и это, пожалуй, особенно импонирует Shell – инвестор сегодня получил большую свободу действий. По крайней мере, так указано на бумаге. Пересмотрена модель управления проектом. Все оперативные решения по совместной деятельности договорного, финансового, технического характера переданы под ответственность Shell. С Укргазвыдобуванням ей предстоит согласовывать лишь стратегические вопросы. И это в определенной степени прорыв. Ведь до сих пор иностранной компании без увесистой стопки согласований нельзя было ввезти в Украину даже буровую установку.

Зато место для ожидаемой с нетерпением первой шелловской скважины остается неизменным – Шебелинское месторождение на Харьковщине. Поменялось лишь время. Если раньше предполагалось начать работы по обустройству скважины в 2009 году, то теперь, дай Бог, – в 2012-м. Причем дело предстоит небыстрое. Глубина скважины может превысить 6 тыс. м. Shell намерена копнуть по самому дну месторождения, поскольку все его верхние горизонты вычищены еще в 70-80 годах прошлого века. Зато на нижних этажах Шебелинского и соседнего Западно-Шебелинского месторождений, по оценкам украинских геологов, может еще суммарно залегать до 400 млрд куб. м газа.

Насколько экономически оправданным будет его извлечение, еще предстоит подсчитать. Нужными технологиями Shell владеет, вопрос лишь в рентабельности их применения. "Мы имеем значительный опыт завершения газовых коллекторов (ловушек) на больших глубинах и в плотных породах, что будет решающим фактором для раскрытия неразведанного потенциала Донецко-Днепровской впадины", – отмечает Патрик Ван Дале, генеральный директор компании Shell Ukraine Exploration and Production. В идеале, общее количество поисково-разведывательных скважин, достаточных для того, чтобы определить актуальный уровень запасов на площадях совместной деятельности, должно ограничиться 15-20. Полномасштабная разработка будет нуждаться в бурении от 500 до 1000 скважин (глубиной от 3 до 6 тыс. м), но загадывать так далеко сегодня не имеет смысла. Давайте дождемся хотя бы первой скважины.

Не менее эфемерными, чем упомянутые 1000 скважин, кажутся и планы по добыче с помощью Shell сланцевого газа на Юзовской площади (Харьковская и Донецкая области), а тем более озвученные украинскими чиновниками цифры инвестиций, которые она якобы уже согласилась вложить в этот проект – от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов. При том, что конкурс по освоению данной площади Минприроды планирует объявить только нынешней осенью, а значит, в правительстве никак не могут знать, кто станет его победителем. Да и запасы сланцевого газа ни на Юзовке, ни в Украине вообще толком еще никто не считал. Ведь нигде в Европе добыча сланцевого газа в промышленных масштабах пока не ведется, только в экспериментальных. Поэтому говорить о будущей продуктивности Юзовской площади на уровне 8-10 млрд куб. м в год можно сколько угодно, но это даже не прогноз, а догадка.

Вместе с тем Ю.Бойко анонсирует, что в ближайшие месяцы договоры, подобные заключенному с Shell, будут подписаны еще и с Exxon Mobil, ENI, Marathon, Halliburton. Это уже напоминает охоту за автографами. Однако количество таких именитых партнеров перерастет в качество лишь в том случае, когда им будет выгодно и комфортно работать в Украине. С такими явлениями, как бюрократия и коррупция, они могут мириться в Северной Африке или на Ближнем Востоке, где, куда ни воткнешь вышку, всюду нефть бьет ключом, – но не в Украине, которая похвастаться таким углеводородным изобилием не может. И многие иностранцы, заходящие на украинские недра, до сих пор свое знакомство со славянскими языками начинают со слова "откат".

Возможно, поэтому за 20 лет независимости ни один крупный проект в отечественной нефтегазодобыче, за который изначально брались зарубежные инвесторы, так и не был доведен до финиша. Все партнеры сходили еще с первой части дистанции.
http://minprom.ua/articles/first_news75676.html


(Читать комментарии)

Добавить комментарий:

Как:
(комментарий будет скрыт)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Имя пользователя:
Пароль:
Тема:
HTML нельзя использовать в теме сообщения
Сообщение: